Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа
Целями нашего исследования является изучение новой для российских некоммерческих организаций сферы деятельности: фандрайзинга и его эффективного инструментария.
Для осуществления данных целей были поставлены следующие задачи:
изучение истории фандрайзинга
определение понятия «фандрайзинг» в современном обществе
стратегическое планирование фандрайзингой кампании
определение сущности, форм и роли некоммерческих организаций в современной России
изучение инструментов фандрайзинга для эффективной работы некоммерческих организаций
Введение……………………………………………………………………....стр.3
Глава 1. Сущность фандрайзинга……………………………………………стр.5
Становление понятия фандрайзинг……………………………….стр.6
Определение фандрайзинга……………………………………….стр.9
Стратегическое планирование фандрайзинговой кампании…..стр.14
Глава 2. Некоммерческие организации и их роль в современной России………………………......................................стр.19
2.1 Сущность некоммерческих организаций……………………….стр.20
2.2 Формы некоммерческих организаций…………………………..стр.25
2.3 Значение некоммерческого сектора для социально – экономического развития России……………………………………….…стр. 33
Глава 3. Эффективный инструментарий связей с общественностью и фандрайзинга для некоммерческих организаций……стр.37
3.1 Информационное обеспечение фандрайзинга…………………стр.38
3.2 Контакты с потенциальными донорами………………………стр.43
3.3 Специальные мероприятия……………………………………...стр.48
Заключение………………………………………………………………….стр. 53
Список литературы………………………………………………………....стр. 54
Донор - юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе.
Спонсор - юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.
Грантодатели - частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.
Заявитель - частное лицо или организация, подающие заявки на грант.
Проект – логическая совокупность мероприятий, осуществляемых для достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, плана –графика реализации и прогнозирование результатов деятельности.
Спонсорство – взаимовыгодный обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, PR – мероприятий, стимулирующих сбыт.
Благотворительность – добровольная, бескорыстная, различная по формам поддержка финансовых и юридических лиц в общеполезных целях.
Пожертвование – дарение вещи или права ограниченному кругу благополучателей в общеполезных целях.
Патронаж –
оказание долгосрочной материальной и
организационной поддержки
Членство –
регулярное отчисление в некоммерческую
организацию фиксированных
Меценатство –
организация или поддержка
Государственные фонды - госучреждения, финансируемые из бюджета своего государства.
Посреднические фонды - общественные организации, финансируемые государственными или частными фондами и распределяющие финансы по заявителям, удовлетворяющим требованиям фонда или программы.
Частные фонды - это негосударственные некоммерческие
организации, получающие средства от граждан
(в виде пожертвований) или коммерческих
организаций, а также частные лица. Обычно
эти фонды отличаются, по сравнению с государственными
и посредническими фондами, меньшей бюрократичностью,
менее жесткими требованиями к оформлению
заявок, максимально упрощенной отчетностью,
большей демократичностью. Хотя ряд частных
фондов весьма и весьма требовательны
по всем вышеперечисленным критериям.
Частные фонды отличаются друг от друга
тем, прежде всего, кем они финансируются.
Так, независимые фонды, как правило, организуются
частными лицами (группой лиц), семьей.
Такие фонды обычно существуют на дивиденды
с вложенного капитала и, как правило,
имеют четко раз и навсегда определенный
список приоритетных направлений, критерии
отбора заявок.
Ассоциированные фонды, как правило, финансируются
из средств компании (коммерческих организаций,
банков), с которой они ассоциированы.
Обычно ассоциированные фонды предоставляют
гранты в областях деятельности близких
или совпадающих со сферой деятельности
компании.
У каждого фонда есть приоритетные направления
или программы. Для реализации этих программ
фонды на конкурсной основе отбирают проекты,
наиболее полно отвечающие их требованиям.
Фандрайзинг может быть «внутренним» и «внешним» по способу осуществления.
Внутренний фандрайзинг – это когда разработкой и реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно.
Внешний фандрайзинг
– это поиск финансирования, осуществленный
посредством привлечения
Возможности получения средств в организации можно разделить на 2 категории:
Таким образом, фандрайзинг – это привлечение и аккумулирование средств из различных источников. По своей сути фандрайзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты, «всерьез и надолго», для создания основных фондов, когда отдача от инвестиций предполагается спустя довольно длительное время. Целью инвестора является извлечение прибыли. Фандрайзинг же обычно связан обычно с поиском средств под некоммерческие проекты, которые в принципе не могут быть реализованы в коммерческом режиме и когда испытывается нехватка оборотных средств на реализацию проектов и программ - не на создание основных фондов, а на деятельность.
1.3 Стратегическое планирование фандрайзинговой кампании
Множественность и разнообразие привлеченных источников финансирования некоммерческих организаций привели в необходимости планирования и контроля за процессом привлечения средств, а также к введению такого понятии, как фандрайзинговая кампания (FR – кампания).
Фандрайзинговая кампания – комплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию. Проведение долгосрочный и крупномасштабных фандрайзинговых кампаний создало спрос на новых специалистов – фандрайзеров, предоставляющих услуги в области привлечения средств.
Задачами фандрайзера является анализ рынка доноров, определение совместных интересов доноров и некоммерческой организации, разработка системы привилегий для доноров, методов привлечения средств, а также непосредственная реализация фандрайзинговой кампании.
Организация фандрайзинговой кампании является сложным процессом, который можно разделить на четыре этапа.
1. Планирование FR - кампании.
2. Реализации фандрайзинга.
3. Осуществление контроля за ходом реализации фандрайзинга.
4. Оценка результатов проведенной FR - кампании.
Первый этап начинается с разработки содержательной программы привлечения средств. В крупных некоммерческих организациях этот процесс начинается за год до начала кампании. В ходе его определяются основные направления работы на следующий год, составляются перечни краткосрочных и долгосрочных проектов, прогнозируются потоки клиентов, доноров и т.д.
Чаще всего фандрайзинговое
планирование осуществляется на год, но
может иметь место и покварталь
Каждая фандрайзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основных вида фандрайзинга.
Непосредственно сам план фандрайзинговой кампании утверждается дирекцией некоммерческой организации за 4–6 месяцев до начала кампании. Это необходимо для тщательной подготовки FR - кампании, обеспечения всеми необходимыми информационными материалами (описаниями проекта, обращениями к спонсорам и т.д.), а также для определения круга потенциальных доноров, баланса расходов и доходов и т.д.
Как правило, годовой
план фандрайзинговой кампании разбивается
по кварталам и месяцам и
Второй этап организации фандрайзинговой кампании связан с ее реализацией на практике. Методы реализации фандрайзингового плана крайне разнообразны. Это проведение различных мероприятий, и обращение к заинтересованным лицам по телефону, почте, в ходе личной встречи и др.
Методы:
На проведение фандрайзинга некоммерческая организация выделяет собственные средства и устанавливает должностную ответственность за их оперативное использование, а также за конечные и промежуточные финансовые результаты.
Ответственность за проведение фандрайзинговой кампании может возлагаться на внутренние службы некоммерческой организации, как-то: отделы развития, маркетинга, связей с общественностью. Кроме того, участие в фандрайзинге принимают самостоятельные организации, действующие на базе некоммерческие организации – Клубы Друзей, Общества и Фонды.
Проведение фандрайзинга в крупных некоммерческих организациях отличается разветвленной структурой управления. Однако небольшие некоммерческие организации, как правило, не имеют специальных фандрайзинговых служб и нередко обращаются к услугам сторонних организаций.
С маркетинговой точки зрения фандрайзер – продавец специфического товара, в качестве которого выступают проекты и программы. Успешная реализация товара фандрайзером предполагает проведение сегментации рынка, определение целевых групп благотворителей и спонсоров, а также позиционирование товара, акцентирование внимания на тех характеристиках проекта, которые важны для потенциального вкладчика. Услуги фандрайзера являются крайне дорогостоящими, поэтому не каждая некоммерческая организация может позволить себе их использовать.
Третий этап организации фандрайзинговой кампании сводится к постоянному мониторингу со стороны финансовых служб за ходом реализации фандрайзинга, а также в корректировке планов с учетом произошедших изменений.
Не менее важной составляющей наряду с выше рассмотренными этапами, четвертый этап является оценка результатов фандрайзинга.
Оценка результативности фандрайзинга должна дать ответы на три основные вопроса:
Первый вопрос, насколько поставленные цели FR - кампании отвечают фактическим потребностям некоммерческой организации, т.е. определяется эффективность этапа планирования.
Второй вопрос, насколько фактические результаты фандрайзинга соответствуют запланированным, т.е. анализируется эффективность этапа реализации фандрайзинга. В ходе этой оценки рассчитываются такие итоговые экономические показатели как степень выполнения финансового плана в установленные сроки; фактическая реализация программ и т.д.
Третий вопрос, насколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрайзинга. Это эффективность конечных результатов.
В целом эффективность конечных результатов фандрайзинга зависит от уровня организации каждого из четырех этапов кампании. То, насколько эффективно ведутся планирование, реализация, контроль и анализ фандрайзинга, отражается на итоговых показателях.
Таким образом, фандрайзинг не является единовременной акцией или
разовым событием. Под фандрайзингом понимается целый комплекс
управленческих мероприятий, ежегодно осуществляемых некоммерческими
организациями.
Фандрайзинговая политика некоммерческих организаций, как
эффективная форма привлечения финансирования в рыночных условиях,
приобретает в российских условиях большое значение. Сложное финансовое
положение отечественных некоммерческих организаций заставляет последних заниматься поиском новых источников доходов.
Глава 2. Некоммерческие организации и их роль в современной России
В современной России предоставление общественно значимых услуг населению не может оставаться исключительно государственной задачей. Период, когда государство концентрировало у себя все ресурсы и брало на себя всю полноту ответственности за благосостояние граждан, закончился. Сегодня активно обсуждается партнерство общества, государства и бизнеса в решении социальных проблем. Государственная политика предполагает расширение рынка и повышение качества предоставляемых услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми государством услугами. Достичь этой цели планируется путем активного привлечения к социальному обслуживанию населения негосударственных организаций и развития конкурсного финансирования в социальной сфере.
Информация о работе Фандрайзинг в некоммерческих организациях