Финансирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение системы здравоохранения необходимыми финансовыми ресурсами для оказания населению качественной и доступной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.
Финансовая система - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.

Содержание

Задание на курсовую работу 2
Замечание руководителя 3
Введение 5
Финансирование здравоохранения 7
1.1 Движение и распределение денежных средств. Источники финанси-
рование медицинских учреждений 7
Подушевой способ финансирования медицинской помощи: тео-
рия и практика 15
Финансовый контроль в здравоохранении 24
Технические задачи по основам финансирования здравоохра-
нения 26
Актуальные проблемы и пути повышения эффективности финансиро-
вания здравоохранения 30
Заключение 40
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСЯК ПО ОЗД!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 96.68 Кб (Скачать файл)

Замечание руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Задание на курсовую работу                                                                                    2                                                                              

Замечание руководителя                                                                                           3

Введение                                                                                                                     5

  1. Финансирование здравоохранения                                                                     7

1.1 Движение и распределение денежных средств. Источники финанси-      

  рование медицинских учреждений                                                              7

    1. Подушевой способ финансирования медицинской помощи: тео-

   рия и практика                                                                                             15

  1. Финансовый контроль в здравоохранении                                                       24
    1. Технические задачи по основам финансирования здравоохра-

                       нения                                                                                                            26

  1. Актуальные проблемы и пути повышения эффективности финансиро-

    вания здравоохранения                                                                                       30

Заключение                                                                                                               40

Список литературы                                                                                                  43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обеспечение системы здравоохранения  необходимыми финансовыми ресурсами для оказания населению качественной и доступной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.

Финансовая система - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.

Финансирование — обеспечение физического или юридического лица финансовыми средствами для безвозвратного расходования на определенные цели: медицинские, хозяйственные, бытовые, управленческие и др.

В настоящее время в  системе здравоохранения Российской Федерации действуют две экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Первая - бесплатная, за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других поступлений. Вторая - платная, за счет средств граждан, предприятий и других источников.

Основные источники финансирования:

- средства бюджетов всех  уровней;

- средства ОМС;

- средства государственных  внебюджетных фондов и целевых  бюджетных фондов;

- средства ДМС;

- доходы организаций от  предпринимательской деятельности;

- добровольные взносы  и пожертвования;

- и другие не запрещенные законом поступления.

В соответствии с новым  законом о совершенствовании  правового положения и реформе  финансирования государственных и  муниципальных учреждений все государственные и муниципальные учреждения будут разделены на три типа: казенные, автономные, бюджетные. Установлен срок переходного периода для вступления в силу положений закона - с 1 января 2011г. до 1 июля 2012г.

Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Перечень казенных учреждений будет ограничен.

В их число войдут:

- разнообразные военные  ведомства;

- следственные изоляторы;

- исправительные учреждения;

- психиатрические больницы;

- лепрозории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Финансирование здравоохранения 

 

1.1 Движение и распределение денежных средств. Источники финансирование медицинских учреждений

Финансовые ресурсы находятся  в непрерывном движении, образуя  денежные потоки, циркулирующие между производителями и потребителями товаров, услуг, между всеми участниками экономических процессов. На определенное время денежные средства могут останавливаться в своем движении, образуя денежные накопления, но затем вновь начинают перемещаться, переходя от одних лиц к другим, изменяя свою форму (одна валюта обменивается на другую, деньги превращаются в ценные бумаги, и наоборот). В своем движении денежные средства выполняют свою основную роль агента обращения, участвуя в оплате труда, купле-продаже товаров и услуг.

Наряду с движением  денег как средства платежа от покупателей товаров, услуг, труда к их продавцам, наблюдается также распределение денежных средств, не связанное непосредственным образом с обменом. Деньги изымаются в виде налогов, предоставляются в качестве пособий, социальных трансфертов, служат объектом дарения, могут быть получены в виде ссуд, займов. В общем случае распределением финансовых ресурсов принято называть любой переход денежных средств из одних рук в другие, осуществляемый согласно решению обладателей этих средств.

В укрупненном представлении  принято выделять следующие группы участников финансовых отношений и распределения денежных средств:

а) государственные, региональные, муниципальные органы, владеющие, распоряжающиеся, распределяющие принадлежащие им денежные ресурсы, взимающие платежи и налоги, формирующие государственный и местные бюджеты;

б) предприятия, учреждения, организации всех отраслей и сфер экономики и предприниматели, получающие денежные средства от потребителей их продукции или от государства и расходующие их на приобретение факторов производства, уплату налогов и других платежей, на накопление;

в) население, семьи, получающие деньги от государства, предприятий, предпринимателей, от других людей в виде заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, родственной и благотворительной помощи, дарений, других доходов и расходующие их на приобретение потребительских товаров, услуг (в том числе на ведение домашнего хозяйства) и сбережения.

В экономике рыночного  типа, где факторы производства, потребительские товары и услуги продаются и покупаются за деньги, процесс распределения протекает в виде обмена товаров на деньги, т.е. распределение товаров связано с распределением финансовых ресурсов.

В то же время распределение  денежных средств может происходить  и вне прямой зависимости от производства и продажи товаров. Взаимные расчеты, платежи, взимание налогов, социальные выплаты также приводят к распределению денег между участниками социально-экономических процессов: государством, регионами, фирмами, предпринимателями, гражданами.

Основной источник финансовых ресурсов страны — ее валовой национальный продукт, произведенный за определенный период времени. Производители продукта создают его, реализуют посредством  продажи на рынках товаров и услуг, в результате чего образуются финансовые ресурсы. Вырученные денежные средства, доход распределяются между создателями продукту, обладателями факторов производства, но свою долю в виде налогов и платежей в бюджет получает и государство, которое, в свою очередь, распределяет средства на свои нужды.

Распределение первичных  доходов, полученных непосредственно  за счет созданного продукта, можно назвать первичным. После первичного распределения происходит вторичное распределение полученных в итоге первично распределения финансовых ресурсов, перераспределение. Так, работник организации получает свою заработную плату в итоге первичного распределения дохода организации. Но затем тот же работник может распределить полученные им деньги между членами своей семьи или по разным видам расходов. Государство также перераспределяет полученные в бюджет деньги по различным статьям государственных ресурсов, выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Понятно, что перераспределение может быть неоднократным. В результате каждого перераспределения происходит движение денежных средств, финансовые ресурсы меняют своих хозяев. На пропорции распределения финансовых ресурсов оказывают определенное влияние люди, осуществляющие распределение. В еще большей степени на величину распределяемых средств влияют доходы, цены, заработная плата, налоги. В результате денежные потоки, направляемые финансовыми органами, людьми, растекаются и стекаются, достигая практически всех клеток экономического организма.

Каковы же силы, которые  приводят в движение финансовые потоки, порождают финансовые связи и отношения? Все начинается с исходных, первоначальных жизненных потребностей, удовлетворение которых требует производства и воспроизводства экономического продукта.

При всей важности финансовых отношений в экономике они  вторичны в I том смысле, что их порождают  первичные производственные, социальные, политические отношения. Вместе с ними финансовые отношения образуют совокупность экономических отношений. При этом в ряде случаев финансовые отношения выходят на первый план, становятся главным средством управления экономикой. Воздействуя на распределение и обмен продукции, товаров, услуг, финансы тем самым регулируют их потребление и производство.

Исходя из этого сторонники монетаризма считают, что деньгам принадлежит решающая роль в экономике. В известной степени они правы, в рыночной экономике действительно «правят бал» деньги. Но сами денежные процессы находятся под воздействием производства и потребления, потребностей и интересов людей. Так что люди, события, экономика управляют деньгами не в меньшей мере, чем сами деньги как инструмент управления.

Рассмотрим теперь движение и распределение денежных средств в привязке к финансированию организаций здравоохранения.

Принципиальная схема  каналов финансирования организаций здравоохранения разных форм собственности изображена на рис. 1.

На схеме изображены внешние  источники поступления денежных средств в организации здравоохранения  по разным каналам в виде оплаты оказываемых услуг, разных видов финансовой помощи, субсидий, кредитов. Это текущие, периодические поступления денег или других видов денежных средств на счета медицинских организаций, которые служат основными источниками пополнения финансовых ресурсов. В то же время организации здравоохранения способны иметь накопленные собственные денежные средства в виде денег на счетах в банках и в кассе, ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, приобретенных на финансовых рынках, и самостоятельно выпущенных ценных бумаг), а также средств, находящихся в обороте. К собственным финансовым ресурсам правомерно относить и так называемые ликвидные средства в виде имущественных ценностей, которые могут быть легко обращены в деньги путем продажи.

Собственные средства организаций  здравоохранения могут пополняться  за счет отчислений из полученной учреждением  прибыли от коммерческой деятельности (разности между доходами от деятельности и затратами на нее) и в виде амортизационных отчислений (часть дохода организации, выделяемая на восстановление износа основных средств). При этом следует стремиться, чтобы пополнение собственных средств возмещало их расходование или даже превышало его, так как величина собственных средств — важный критерий устойчивости организации, учреждения. В то же время основными источниками финансовых ресурсов организаций здравоохранения должны быть внешние поступления, часть которых, кстати, идет на формирование собственных средств.

Канал № 1 на рис. 1 отражает финансирование медицинских организаций, учреждений из средств государственного и местных бюджетов. Такое финансирование имеет место в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения деятельности бюджетных лечебно- профилактических учреждений. Следует отличать прямое, непосредственное финансирование в форме выделения денежных средств, поступающих на счет медицинской организации, от косвенного финансирования в виде предоставления налоговых льгот, полного или частичного освобождения от платежей в бюджет, получения дотаций в виде возможности приобретения товаров по ценам, ниже рыночных, предоставления бесплатных услуг, снижения таможенных пошлин.









 

 

Рисунок - 1 Каналы финансирования организаций здравоохранения

Косвенное бюджетное финансирование применяется не только по отношению к государственным и муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям, но распространяется в определенной степени и на частные, которым предоставляются налоговые льготы, сдаются в аренду объекты государственной и местной собственности по льготной цене, выделяются земельные участки.

Государственный и местные бюджеты финансируют, оплачивают государственные и муниципальные заказы, которые на контактной основе выполняют медицинские учреждения и организации здравоохранения любых форм собственности.

Канал № 2 на рис. 1 отображает финансирование медицины из фондов обязательного медицинского страхования, представляющих одну из разновидностей внебюджетных социальных фондов. Подобные финансовые фонды создаются в государственно-установленном порядке посредством нормативных отчислений из фонда оплаты труда любых организаций. Обязательное медицинское страхование представляет собой своеобразное перераспределение денежных средств, при котором часть средств, заработанных трудовыми коллективами, работниками, изымается из ресурсов оплаты труда и направляется во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования. В последующем эти денежные средства передаются лечебно-профилактическим учреждениям в виде оплаты оказываемых ими населению медицинских услуг. Более детально функционирование системы финансирования на основе обязательного медицинского страхования изложено ниже.

Финансирование организаций  здравоохранения со стороны предприятий, организаций, учреждений, предпринимательских структур разных отраслей и форм собственности (канал № 3 на рис. 1) осуществляется в разных формах. Это может быть финансирование посредством добровольного медицинского страхования работников данного предприятия, осуществляемое за счет средств предприятия через государственную или частную страховую компанию. В таком случае финансирование проводит страховая компания в пределах и на условиях, установленных договором страхования. Предприятие может также заключить прямой договор с организацией здравоохранения об оказании медицинских услуг работникам предприятия на платной основе. В этом случае финансирование осуществляется посредством оплаты оказанных услуг.

Информация о работе Финансирование здравоохранения