Финансирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение системы здравоохранения необходимыми финансовыми ресурсами для оказания населению качественной и доступной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.
Финансовая система - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.

Содержание

Задание на курсовую работу 2
Замечание руководителя 3
Введение 5
Финансирование здравоохранения 7
1.1 Движение и распределение денежных средств. Источники финанси-
рование медицинских учреждений 7
Подушевой способ финансирования медицинской помощи: тео-
рия и практика 15
Финансовый контроль в здравоохранении 24
Технические задачи по основам финансирования здравоохра-
нения 26
Актуальные проблемы и пути повышения эффективности финансиро-
вания здравоохранения 30
Заключение 40
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСЯК ПО ОЗД!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 96.68 Кб (Скачать файл)

Ликвидировать потери и коррупцию:

По существующим оценкам, 10 - 25% государственных расходов на здравоохранение, связанных с закупками - приобретением необходимых ресурсов, таких как медикаменты, оборудование и инфраструктура, - ежегодно теряются из-за коррупции. В одних только развитых странах мошенничество и другие формы злоупотреблений в здравоохранении обходятся правительству в 12 - 23 млрд. долл. США ежегодно. Из-за того, что производство и распределение медикаментов являются сложным многоэтапным процессом, существует много возможностей для злоупотреблений в этой области, хотя проблема злоупотреблений выходит за рамки одних только закупок.

Опыт показал, что для значительного ограничения  коррупции при закупке и распределении необходимо применять две взаимодополняющие стратегии: первая из них N8 дисциплинарный подход, который действует "сверху вниз" и основывается на законодательных реформах, принятии законов, административном устройстве и процессах, необходимых для обеспечения прозрачного регулирования в отношении лекарственных средств и их закупок; а вторая - использование ценностного подхода, направленного "снизу вверх", который содействует институциональной честности посредством моральных ценностей и принципов и стремится стимулировать высоконравственное поведение государственных служащих.

В 2004 г. 26 стран  внедрили программы, основанные на принципах  надлежащего управления в области  лекарственных средств, что привело  к снижению расходов на медикаменты. Другой инициативой стало создание Альянса за прозрачность в сфере лекарственного обеспечения, сосредоточившего свои усилия на обеспечении финансовой доступности и наличия высококачественных медикаментов благодаря действиям на уровне страны, способствующим повышению эффективности всей цепи снабжения лекарствами, прежде всего за счет прозрачности и подотчетности.

Однако эти  принципы не ограничиваются только закупкой и распределением медикаментов и могут быть применены к любым видам деятельности в здравоохранении. Они подкреплены основными принципами надлежащего управления, включающими подотчетность, прозрачность и верховенство закона. Основные нормативные функции, которые могут эффективно противостоять бюджетным и другим утечкам, начинаются с регистрации, аккредитации и лицензирования поставщиков медицинских услуг, учреждений и продуктов (для улучшения качества) и заканчиваются функциями внутреннего надзора и аудита. Для повышения качества управления необходима осведомленность и улучшение использования информации, чтобы выявлять нарушения установленного порядка и отслеживать изменения.

Потенциальные выгоды от повышения экономической эффективности:

Если применить  средние уровни неэффективности и умножить их на среднюю долю общих расходов на здравоохранение, связанных с каждым компонентом, становится понятно, чего можно добиться за счет повышения экономической эффективности. Десять самых распространенных причин неэффективности разделены на пять больших групп:

- трудовые ресурсы  здравоохранения;

- медикаменты;

- больницы;

- потери в  результате коррупции и неэкономного использования ресурсов;

- комбинация  указанных причин.

Страны с низким доходом могут экономить 12-24% всех расходов на здравоохранение ежегодно, повысив экономическую эффективность больниц или персонала, освободив тем самым ресурсы для обеспечения потенциального распространения защиты от финансового риска на большее число людей или увеличения количества доступных услуг. Неизвестно, что произойдет, если страны будут работать над всеми этими источниками неэффективности одновременно, но выгоды, несомненно, не будут равняться точной сумме по каждой группе, поскольку повышение экономической эффективности деятельности работников здравоохранения автоматически повысит экономическую эффективность больниц в целом. По консервативным оценкам, 20 - 40% всех расходов тратятся на то, что на самом деле мало улучшает здоровье людей. Потенциальный выигрыш для здоровья от лучшего реинвестирования этих ресурсов в целях улучшения здоровья населения может быть огромным.

Первым шагом, который должны сделать страны, является определение характера и причин неэффективности на местах на основе представленного выше анализа. Затем необходимо оценить объем затрат и потенциальный эффект от возможных решений.

Стимулировать людей:

Медицинские работники являются ведущим элементом системы здравоохранения, и расходы на них обычно составляют половину всех расходов на здравоохранение страны. Дефицит медицинских работников часто является главной преградой на пути укрепления систем здравоохранения, но эффективность может также подрываться в результате неэффективного набора персонала, неадекватного обучения, плохого надзора и неправильного распределения персонала внутри страны, а неадекватная оплата влечет за собой чрезмерную текучесть и убыль работников. Неизбежным следствием всех этих недостатков является снижение производительности и качества работы.

Каковы на самом деле потери, вызванные неэффективностью использования рабочей силы? Их трудно определить без надежных исчерпывающих данных, но все- таки было предпринято несколько попыток измерить производительность работников здравоохранения в конкретных условиях.

Если принять заведомо ограниченные примеры в качестве индикатора мировых тенденций и применить подтвержденный консервативный средний уровень неэффективности (15 - 25%) по отношению к доле общих затрат системы здравоохранения на человеческие ресурсы (45 - 65%, в зависимости от уровня дохода), то в мировом масштабе потери, вызванные неэффективностью трудовых ресурсов, можно оценить более чем в 500 млрд. долл. США в год.

Пути уменьшения этих потерь - вопросы повышения производительности и улучшения результатов труда медицинских работников - были проанализированы в Докладе - ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире 2006, в котором, наряду с другими проблемами придавалось большое значение важности надлежащей оплаты и соответствию квалификации работников их функциям. Ниже будут рассмотрены вопросы, связанные с платой поставщикам медико-санитарных услуг и оплатой по результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За счет повышения экономической  эффективности можно достичь значительных и менее затратных результатов в отношении здоровья населения, но одного этого будет недостаточно. Ведь здоровье означает нечто большее, чем агрегированный уровень здоровья населения, умело выраженный таким показателем, как ожидаемая продолжительность жизни. Системы здравоохранения имеют множественные, иногда конкурирующие между собой цели: улучшение общего уровня состояния здоровья; сокращение неравенства в отношении здоровья; улучшение способности системы реагировать на потребности и ожидания населения; обеспечение финансовой справедливости в том, каким способом собираются средства на здравоохранение. В идеале, эффективность следует измерять способностью системы двигаться ко всем этим целям одновременно.

По экспертной оценке, 20 - 40% всех расходов на здравоохранение теряются вследствие неэффективности. Это примерная оценка, основанная на относительно ограниченных данных, но она подчеркивает, что существуют значительные достижения, которых можно добиться, если сократить неэффективность. Каждая страна может сделать что-то и порой добиться многого, чтобы повысить эффективность. Международное сообщество тоже могло бы сделать больше для улучшения эффективности глобальной архитектуры здравоохранения и для поддержки усилий стран- реципиентов по повышению экономической эффективности.

В настоящей публикации рассмотрены  некоторые из наиболее непосредственных, практических путей к уменьшению потерь. Разработчикам политики следует опираться на них, учитывая нужды собственной страны и сознавая, что в их условиях и странах могут существовать также и другие возможности. Снижение неэффективности совсем необязательно требует сокращения расходов; неэффективность может происходить скорее от недостаточных, чем от излишних расходов. Например, вследствие низкого уровня заработной платы медицинские работники станут искать способы получения дополнительного дохода, выполняя дополнительные обязанности в основное рабочее время. Решения необходимо увязывать с потребностями каждой страны, но устранение даже некоторых потерь может позволить бедным странам быстрее двигаться в направлении всеобщего охвата, в то время как более богатые страны смогут улучшить доступность и качество предоставляемых услуг.

Большинство организаций  здравоохранения являются бюджетными учреждениями, то есть государственными (муниципальными) учреждениями, финансовое обеспечение которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) заданий, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Особенностью большинства бюджетных организаций здравоохранения является то, что они финансируются как непосредственно из бюджета собственника (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных фондов (Федерального и территориального фондов ОМС, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ).

Важным источником финансирования здравоохранения являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС).

Определенную роль в финансировании здравоохранения играет Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основными задачами Фонда социального страхования являются обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно-курортному лечению, реализации государственных программ охраны здоровья работающих, национального проекта «Здоровье» и др.

В настоящее время за счет средств социального страхования  оплачивается санаторно - курортное лечение участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, медицинская реабилитация пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, санаторно-курортное лечение детей, долечивание больных, перенесших острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции по поводу аортокоронарного шунтирования и других заболеваний, в специализированных санаториях (отделениях). С 2006 года из средств Фонда социального страхования финансируются родовые сертификаты, являющиеся источником дополнительного финансирования акушерской службы, а также углубленные медицинские осмотры работников промышленных предприятий, связанных с вредными условиями труда.

Наряду с ассигнованиями, выделяемыми из бюджетов всех уровней  и государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения здравоохранения имеют дополнительные источники доходов (внебюджетные средства), которые они получают от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан за выполнение различных видов медицинских услуг. Привлечение этих источников, как правило, является инициативным делом руководителя организации здравоохранения.

Согласно действующему законодательству в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций здравоохранения выделяют четыре вида внебюджетных средств:

1 Средства от оказания  платных услуг - основной источник  внебюджетных средств бюджетных  организаций, включает доходы, получаемые  от производства и реализации  медицинских товаров и платных  медицинских услуг. Но этим  средствам составляется смета  доходов и расходов, которая подписывается  руководителем и главным бухгалтером бюджетной организации здравоохранения.

2 Депозитные - денежные средства, поступающие во временное хранение  бюджетным учреждениям с обязательством  возврата по требованию владельца.  К ним относятся залоги (при проведении аукционов), денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в больничных учреждениях, заработная плата работников, находящихся в командировке и т.д.

3 Безвозмездные поступления  от физических и юридических  лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования — к ним относятся денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций. Например, суммы благотворительной помощи, добровольные пожертвования, стоимость имущества, безвозмездно переданного учреждениям здравоохранения и др.

4 Средства от иной приносящей доход деятельности - денежные средства, не входящие в предыдущие группы (плата за больничное общежитие, пансионат, оплата за сервисные услуги, не относящиеся к платным медицинским услугам и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Данилов Е.Н. Анализ  хозяйственной деятельности в  бюджетных и научных учреждениях:  учеб. пособие / Е.Н. Данилов, В.Е. Абарников, Л.К. Шипиков. - М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003. - 336 с.

2. Шишкин С.В. Экономика  социальной сферы: учеб. пособие/ С.В. Шишкин. - М.: ГУВШЭ, 2003. - 367 с.

3. Шипова В.М. Основы нормирования труда в здравоохранении: учеб. пособие/ В.М. Шипова. - М.: ГРАНТЪ, 1998. - 320 с.

4. Семенов В.Ю. Экономика  здравоохранения: учеб. пособие/ В.Ю. Семенов. - М.: МЦФЭР, 2001. 278 с.

5. Поляк Г.Б. Бюджетная  система: учеб. для вузов/ Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 329 с.

6. Кадыров Ф.Н. Финансирование  здравоохранения/ Ф.Н. Кадыров. - М.: ГРАНТЪ, 2000. - 800 с.

7. Поляка Г.Б. Неблагоприятные  факторы внешней среды: учеб. пособие/ Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 329 с.

8. Михайлушкин А.И. Экономика: практикум: учеб. пособие/ А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. - М.: ГРАНТЪ, 2001. - 284 с.

9. Буштуева К.А. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения / К.А. Буштуева, И.С. Случанко. - М.: Медицина, 1979. - 160 с.

10. Ревич Б.А. Экономические последствия воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения/  Б.А. Ревич, В.Н. Сидоренко. - М.: ГРАНТЪ, 2007. - 56 с.

Информация о работе Финансирование здравоохранения