Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:04, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении группового поведения в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие группы, раскрыть потенциал группы и его результативность;
- дать общую характеристику предприятия ООО «Мелета», провести анализ психологического климата на предприятии;
- разработать рекомендации по улучшению эффективности трудового коллектива организации.
Общество
с ограниченной ответственностью «Мелета»-
современное
Общество является дочерним обществом ООО «Антенор». ООО «Антенор» является основным хозяйственным обществом по отношению к ООО «Мелета» в силу преобладающего участия в его уставном капитале, так и в силу заключенного между Участниками Общества учредительного договора определяющего возможность изменять решения, принимаемые ООО «Мелета».
Место нахождения общества: Россия, Республика Татарстан, г. Мензелинск, ул. Мусы Джалиля д. 118. Почтовый адрес : 423800, Республика Татарстан, г. Мензелинск, ул. Мусы Джалиля, д. 118.
Основными видами деятельности ООО «Мелета согласно Устава являются:
-
деревообработка и
-
производство деревянных
Высшим органом общества является общее собрание участников. Общее собрание участников общества может быть очередным и внеочередным.
Все участники имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Каждый участник общества имеет на общем собрании число голосов, пропорционально его доле в уставном капитале общества.
Руководство текущей деятельностью ООО «Мелета» осуществляется единоличным исполнительным органом общества – директором, который подотчетен собранию участников общества.
Аппарат управления предприятия представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии существуют постоянно-действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности.
Отдел бухгалтерии состоит из специалистов – главного бухгалтера и бухгалтеров, занимающихся вопросами оперативного учета и контроля. Стратегию фирмы определяет заместитель директора по коммерции, который занимается изучением проблем по сбыту и разрабатывает рекомендации для руководства предприятия по совершенствованию товарной стратегии на базе изучения рынка, прогнозов в планировании объемов сбыта и управления товародвижением, а также формирования ценовой политики.
Качество менеджмента находится на достаточно высоком уровне, обеспечивающим выполнение поставленных задач.
Коммерческий отдел в фирме ООО «Мелета» выполняет определенные функции:
-
изучение проблем сбыта и
-
прогнозирование в
- управление товародвижением;
- формирование ценовой политики.
Внешняя
среда ООО «Мелета» включает в
себя все условия и факторы, возникающие
в окружающем мире, независимо от деятельности
предприятия, но оказывающие воздействие
на состояние его внутренней среды.
Основные факторы внешней среды анализируемого
предприятия подразделяются на две группы:
факторы прямого и косвенного воздействия.
2.2 Исследование психологического климата в трудовом коллектива ООО «Мелета
Диапазон моделей поведения, полезных для работы в команде, ограничен. В результате многолетних исследований были выделены всего несколько устойчивых типов поведения – командных ролей. С помощью теории ролей можно прогнозировать, какой вклад может внести данный человек в работу команды. Знание командных ролей друг друга улучшает взаимопонимание членов команды и позволяет оправдать взаимные ожидания. Разочарований становится меньше.
Таблица 7 Характеристика групповых ролей персонала по классификации М. Белбина [14, c. 32]
Тип внутригрупповой роли | Ключевые характеристики типа | Внутригрупповое предназначение типа – «миссия» | Сильные стороны типа | Возможные недостатки типа |
1. Трудоголик | Консервативен, обязателен, предсказуем | заботится и систематически контролирует ежедневное выполнение трудового задания; воплощает план в реальные поступки, действия; | Организаторские способности; практичен; коллективный дух; трудолюбив; самодисциплинирован | Слабая гибкость;
невосприимчивость к новым |
2. Координатор | Спокойный, самоуверенный, сдержанный | вырабатывает единую точку зрения путем консолидации различных взглядов; признает и учитывает сильные и слабые стороны сотрудников в совместной деятельности; | Уважение к сотрудникам; творческий энтузиазм; развитое чувство времени и равновесия; четкое осознание целей; | Не больше чем у обыкновенного человека с точки зрения умственных и творческих способностей |
3. Критик | Энергичный очень нервозный | определяет направления к достижению цели команды; способен формулировать четко цели деятельности; способен определять приоритеты в работе и добиваться их достижения совместной деятельностью; | Желание и готовность бросить вызов бездеятельности, самодовольству самообману; увлеченность работой; ориентирован на результат; | Легко раздражителен, нетерпелив в достижении результата |
4. Мозговой центр | Индивидуалис-тичен, независим от мнения других, серьезен; | ориентирован на инновации в совместной деятельности | Развитое воображение; созидатель; одаренность, интеллект, знания | Не практичен «летает в облаках», склонен не замечать частности в работе; |
5. Политик | Экстраверт, энтузиаст; любопытный, коммуникабельный; | ориентирован на достижение согласия сторон в совместной деятельности; занят поиском идей, новой информации за пределами команды; | «Открытая» личность; творческая направленность выраженная положительная реакция на проблему; | Склонен терять интерес к проблеме по мере исчезновения увлеченности ею; способен обеспечивать поддержку реализации своих идей |
6. Контролер | Благоразумие, беспристрастен; | анализирует проблемы; оценивает идеи; рекомендует возможный порядок разрешения проблемы; | Объективен; способен видеть сложность проблемы; рассудителен; | Страдает критиканством, серьезностью; скучен; слабо способен к стимулированию других через работу; |
7. Коммуникатор | Социально ориентирован; мягкий; чувствителен; | ориентирован на сохранение и развитие «духа коллективизма»; совершенствует систему коммуникаций в организации; | Полезность; гибкость; популярность; ярко выраженное умение слушать; | Нерешителен в критический момент; не умеет спорить, доказывать свою правоту; |
8. Детерминатор | Аккуратен; внимателен, добросовестен; | ищет и анализирует элементы, требующие повышенного внимания. | Способен к детальному расследованию факторов повышения эффективности труда. | Мелочность; стремление все «держать в своих руках». |
В приложении 1 приведена анкета Белбина, по которой проводился опрос среди работников предприятия. Проведенное анкетирование (Приложение 2) позволило сделать следующие выводы: среди исследуемого персонала выделились следующие роли (рис. 7).
Рис. 4. Распределение групповых ролей среди работников ООО «Мелета»
Таким образом, мы получили, что в данном коллективе есть представители 6 из 8 групп. В таблице 8 представлена сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп.
Таблица 8 Сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп персонала
Возрастная группа | «+» поведения | «–» поведения |
сотрудники 17–23 лет (рассматриваются те, кто начал работать сразу после школы или учится на вечернем отделении); | Потребность в
достижении;
отсутствие ответственности, желания заботиться о других; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности в поддержке |
Ориентация
на игру;
потребность привлекать
к себе внимание; много действий
совершается в свободных |
24–35 лет (молодые специалисты); | Потребность в
достижении;
стремление оказывать помощь; группа ориентирована на достижения, готова много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей |
Потребность привлекать к себе внимание; потребность в разнообразии |
36–50 лет (зрелые специалисты); | Потребность в
порядке;
потребность в достижении; потребность в социальных контактах; |
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими |
51
год и более (сотрудники |
Потребность в порядке; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке |
Рассмотрим их более подробно.
Потребность в достижении – значимые показатели выявлены в зависимости от социометрического статуса и принятия взаимопомощи.
Потребность привлекать к себе внимание – на потребность быть в центре внимания, как мы можем увидеть, имеет влияние стаж и возрастная категория. Можно говорить о том, что чем ниже стаж, и, следовательно, возрастная категория, тем выше потребность быть в центре внимания.
Потребность в порядке – зависимость от социометрического статуса. Чем выше статус, тем больше желание запланированности, порядка.
Ориентация
на игру – возникает при принятии
взаимопомощи, стремлении оказывать
помощь, много действий совершается
в свободных
Потребность в поддержке – свидетельствует об отсутствии ответственности, желания заботиться о других; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности в поддержке.
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке характера для более авторитетных людей.
Потребность в социальных контактах свидетельствует о большой степени доверительных отношений и связей с коллегами и не зависит от стажа, возраста, социометрического статуса.
Потребность ставить себе сложные цели и достигать их, характерна для людей с более высоким стажем работы.
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими не выражена в данных исследованиях и, следовательно, не вызывает конкуренции в коллективе.
Потребность в разнообразии особенно сильно выражается у людей с более высоким разрядом, большим стажем и возрастной категории. Можно увидеть взаимосвязь возраста, стажа и готовности к переменам.
Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов (табл. 10).
Таблица 10 Соотношение выборов
Всего получено выборов по группе | Положительных выборов | Отрицательных выборов | Нейтральных выборов | ||||
ед. | % | ед. | % | ед. | % | ед. | % |
13 | 100 | 10 | 76,9 | 3 | 23,1 | 0 | 0 |
Индекс социально-психологического климата: К = М: В, где: К – индекс социально-психологического климата в команде; М – количество взаимовыборов в команде; В-количество всех выборов в команде.
Таким образом, К = 6: 13 = 0,46
Индекс социометрического статуса: Сi = Ri: (n-1), где Сi – индекс социометрического статуса i-го работника в команде; Ri – число полученных i-членом группы выборов; n – число сотрудников в команде.
Сi = 6: (16–1) = 0,4
Индекс социометрической экспансивности: Еj = Qj: (n-1), где Еj – индекс экспансивности; Qj – число выборов, отданных i-тым членом группы.
Еj (1) = 3: (16–1) = 0,2 Еj (2) = 2: (16–1) = 0,13
Индекс объема взаимодействия: Аi = (R'i – R''i): (n-1),где: R'i – количество положительных выборов, полученных i-тым членом группы; R''i – количество отрицательных выборов, полученных i-тым членом группы; n – число сотрудников в команде.
Аi (1) = (1 – 1): (16–1) = 0
Аi (2) = (1 – 0): (16–1) = 0,06
Аi (3) = (3 – 0): (16–1) = 0,2
Аi (4) = (2 – 0): (16–1) = 0,13
Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности 1 гр: 1 гр = [(Вn-Во) × 100]: n (n – 1), где: Вn – число взаимно положительных выборов в группе; Во - число взаимно отрицательных выборов в группе; n – число членов группы, участвовавших в опросе.
1 гр = [(4 – 1) × 100]: 13 (13 – 1) = 1,92
Таким образом, можно говорить о том, что группа ООО «Мелета», в которой проводился опрос, является довольно сплоченной.
Заключение
Организационное поведение является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур или организаций.
Основу любой организации составляет трудовой коллектив. Люди объединяются в организации, что бы совместно осуществлять трудовую деятельность, которая имеет существенные преимущества перед индивидуальной деятельностью.
В
организационном поведении
Информация о работе Формирование группового предмета в организации