Формирование корпоративной среды напредприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с последними тенденциями активного внедрения принципов корпоративного управления в белорусских компаниях весьма актуальной становиться проблема формирования внутренней корпоративной среды данных организаций.
Одной из насущных необходимостей в современных условиях является создание и развитие цивилизованных отношений между собственниками и наемными работниками, а также между менеджерами и подчиненными в рамках формирующихся и активно развивающихся акционерных обществ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Корпорация и корпоративная среда: сущность и взаимосвязь 5
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА 10
Внешняя среда организации и ее составляющие 10
Корпоративная культура как основной элемент внутренней среды организации 13
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННЫХ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 18
Влияние финансовой стратегии организации на ее корпоративную среду 18
Проблемы и пути совершенствования современной управленческой культуры белорусских предприятий. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный университет

Экономический факультет

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему: «Формирование корпоративной среды

на предприятии»

 

 

 

 

 

студента 4-го курса

заочного отделения                                       ___________________Т.Рахманова

специальности «Менеджмент»                    «____»__________2012г.

 

 

Научный руководитель:                              __________________А.Л.Стефанин

                                                                       «____»__________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

Корпорация и корпоративная  среда: сущность и взаимосвязь

5

2

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ  КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА

10

2.1

Внешняя среда  организации и ее составляющие

10

2.2

Корпоративная культура как основной элемент внутренней среды организации

13

3

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННЫХ  БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

18

3.1

Влияние финансовой стратегии  организации на ее корпоративную среду

18

3.2

Проблемы и пути совершенствования  современной управленческой культуры белорусских предприятий.

19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наряду с последними тенденциями активного внедрения принципов корпоративного управления в белорусских компаниях весьма актуальной становиться проблема формирования внутренней корпоративной среды данных организаций.

Одной из насущных необходимостей в современных условиях является создание и развитие цивилизованных отношений между собственниками и наемными работниками, а также между менеджерами и подчиненными в рамках формирующихся и активно развивающихся акционерных обществ.

Внутренняя корпоративная среда организации, как сочетание сформированных в конкретной компании условий, внутренних факторов, систем коммуникаций, обусловленных спецификой компании, способствует осуществлению в ее рамках взаимодействия собственников, менеджмента и служащих.

Кроме того, корпоративная культура как наиболее важная составляющая внутренней корпоративной среды предприятия непосредственно определяет и культуру взаимоотношений с внешним окружением предприятия. Ведь именно сотрудники и создаваемая ими атмосфера становятся одной из основных причин достижения успехов предприятия.

Внешняя корпоративная  среда компании это сочетание условий, факторов, систем коммуникаций, законодательства, системы регулирования и принятой деловой практики, обусловленных уровнем развития финансово-экономических, нравственных и гражданско правовых отношений, в рамках которых осуществляется взаимодействие организации с кредиторами, клиентами, контрагентами, фискальными и регулирующими органами, а также общественностью в широком смысле слова.

 В связи с тем, что в современном мире непрерывно происходят различные по масштабам, значимости и воздействию перемены для соответствия внешним условиям и поддержания конкурентоспособности предприятия постоянно необходим тщательный анализ основных компонентов внешней среды.

Целью представленной работы является изучение сущности и составляющих корпоративной среды организации, а также проблем и путей ее формирования на предприятиях Республики Беларусь.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость  решения следующих задач:

    • изучить сущность и взаимосвязь корпорации и корпоративной среды;
    • рассмотреть составляющие внутренней и внешней корпоративной среды;
    • проанализировать содержание корпоративной культуры как основного элемента внутренней среды организации
    • провести анализ современного состояния корпоративной культуры в организациях Республики Беларусь
    • определить проблемы и пути совершенствования современной управленческой культуры белорусских предприятий.

Объектом исследования в курсовой работе является состояние корпоративной среды на предприятиях Республики, предметом – внутренние и внешние факторы, влияющие на корпоративную среду организации.

В русскоязычной экономической литературе и периодических  изданиях вопросы корпоративной среды компании разработаны не достаточно широко.

При исследовании выбранной для курсовой работы проблемы применялись методы индукции и дедукции, синтеза и анализа, а также метод сравнительного анализа.

 

 

 

 

 

 

1. КОРПОРАЦИЯ И КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА: СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

Современное белорусское управленческое сообщество использует термин «корпорация» относительно недавно, в отличие от законодательства и практики корпоративного менеджмента за рубежом, где этот термин имеет устойчивые понятийные границы и активно применяется при определении юридического лица либо характеристики различных организационно-правовых форм рассматриваемых юридических лиц.

Слово «корпорация» происходит от позднелатинского corporation – общество, союз, группа лиц, объединенная общностью  профессиональных или сословных  интересов [10].

В США все корпорации подразделяются на четыре крупные группы.

Первая группа – публичные (государственные) корпорации (public corporations), которые создаются для осуществления  отельных правительственных функций. Каждая публичная корпорация создается  на основе акта государственного органа (Конгресса США или профильного министерства США), которым определяется правовой статус, а также указываются цели и задачи создаваемого органа управления, установленные виды деятельности, компетенции и структура. Чаще всего эти корпорации финансируются за счет бюджетных источников федерального или муниципального уровня.

Вторая группа – полупубличные  корпорации (quasi public corporations), созданные  для координации деятельности и  обслуживания значимых социальных и  общественных нужд.

Третья группа – предпринимательские корпорации (business corporations), создаваемые для осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли на этой основе.

Четвертая группа – некоммерческие корпорации (non-profit corporations), которые  осуществляют деятельность, в том  числе хозяйственную, не связанную по своим целям с получением прибыли.

В Великобритании рассматриваемые  корпорации называются компаниями (companies) и подразделяются на публичные компании (public companies, аналог открытого акционерного общества континентального права) и частные компании (private companies, аналог закрытого акционерного общества континентального права).

В странах Западной Европы (континентальная часть) к числу  корпораций относятся акционерные  общества, товарищества, производственные и потребительские кооперативы, хозяйственные объединения и другие структуры, обладающие правосубъектностью. То есть с точки зрения теории менеджмента – практически все организации.

В Российской Федерации, к моменту развала СССР, на законодательном  уровне деятельность корпораций была вообще запрещена. В то же время Указом Президента РФ № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» от 7 августа 1992 г. создаются акционерные общества «Федеральная контрактная корпорация «Росконтракт» (АО «Росконтракт») и «Федеральная контрактная корпорация «Росхлебпродукт» (АО «Росхлебпродукт»). В 1993 г. создается Государственная инвестиционная корпорация, получившая организационно-правовой статус государственного предприятия. В 1994 г. вводится в действие глава 4 Гражданского кодекса РФ, где в ст. 121 дается исчерпывающее определение ассоциации и союза.

В Беларуси термин «корпорация» пока не имеет четкого определения ни в одном нормативном акте. Вместе с тем термин «корпоративное управление» уже широко используется в законодательных документах.

В социальном смысле корпорацию можно определить как объединение работников (индивидов) в единое целое (трудовой коллектив) для совместного труда.

В правовом смысле корпорация представляет собой признаваемую законом  правовую форму объединения лиц и (или) капиталов, выступающую в качестве самостоятельного участника гражданского оборота.

При этом имеется в  виду, что корпорация это:

юридическое лицо, в отношении  которого его участники имеют  обязательственные права;

юридическое лицо, преследующее в качестве основной цели получение прибыли от своей деятельности и созданное за счет вкладов учредителей (участников);

коммерческая организация  с разделением на доли учредителей (участников) уставным капиталом.

Развернутое определение  корпорации в современной литературе формулируется следующим образом.

Корпорация – это  юридическое лицо, обладающее общей  правоспособностью, основной целью  которого является извлечение прибыли (коммерческая организация), уставный капитал которой разделен на доли (акции), удостоверяющие обязательственные права его участников (акционеров) по отношению к юридическому лицу, которые объединяются на основе заключаемого между ними гражданско-правового договора, не отвечают по обязательствам юридического лица, принимая риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей (акций) [10].

Без наличия функционирующей  корпорации не может быть создана  соответствующая корпоративная  среда, равно как и сущность корпоративной  среды неотделима от деятельности корпорации. Инновационная корпорация, задействуя человеческий капитал и становясь обучающейся организацией, создает инновационное поле корпоративной среды. Следовательно, источником формирования корпоративной среды выступает корпорация как самостоятельная организация.

Корпоративная среда есть основная форма самоорганизации корпорации в достижении поставленной цели, а также основной механизм управления корпоративными отношениями между людьми в трудовом коллективе по поводу средств и способов достижения этой цели.

Корпорация, использующая инновационное поле своей корпоративной  среды, становится наиболее динамичной организационной системой. Такая  корпорация, обладая значительным инновационным  потенциалом корпоративной среды, постоянно развивается и изменяется. Здесь совершенствуются стиль и методы управления, в том числе на пути своевременного вскрытия и преодоления возникающих внутренних противоречий между личным и корпоративным интересом. В этой связи менеджмент организации принимает все необходимые меры управленческого воздействия и создает соответствующие предпосылки и условия для преодоления выявленных внутренних противоречий в корпорации. В рамках корпорации противоречия между личным и коллективным интересом преодолеваются на основе совершенствования форм организационного взаимодействия, развития коммуникаций, а также, что особенно важно, усиления роли корпоративного интереса для отдельно взятой личности работника.

При этом в инновационном  поле корпоративной среды кадровым менеджментом ведется постоянный поиск центров или узловых точек совпадения интересов отдельных групп в трудовом коллективе с текущими, среднесрочными и долгосрочными целями корпорации. Тем самым проблема полноценной и эффективной реализации способностей, потребностей и интересов работника корпорации, включая имеющийся творческий потенциал, решается в инновационном поле корпоративной среды.

Личность работника  корпорации, независимо от функциональных обязанностей, становится не только объектом социального взаимодействия, но и субъектом собственной самореализации и самосовершенствования, которые развертываются в корпоративной культуре организации. При этом в корпоративной культуре, как в зеркале, раскрывается внутренний механизм причинно-следственных связей корпоративной среды, который регулирует организационное поведение и активность личности работника в трудовом коллективе, нацеливая на достижение поставленной цели. Первостепенное значение для придания активности личности работника в созданной корпоративной среде приобретают особенности сложившихся коммуникаций.

Характер корпоративных  отношений, которые развертываются в корпоративной среде, обуславливает  связь личности работника с осознанием его функциональных обязанностей

Существует объективная  связь между личностью работника  и корпорацией, которая выражает складывающиеся между ними корпоративные отношения. Степень устойчивости этой связи опосредована корпоративной средой, где развертываются коммуникации, приводящие к успеху в достижении поставленных целей. Именно люди, выступающие в качестве трудовых ресурсов организации, получившие новую качественную корпоративную ценность человеческого капитала, являются решающим фактором, который определяет целостный или непоследовательный характер любой деятельности.

Информация о работе Формирование корпоративной среды напредприятии