Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа
Целью данной работы стало исследование организационной культуры на практике, а именно, на предприятии общественного питания «Яблоко», оценка ее эффективности, а также предложение путей совершенствования организационной культуры на данном предприятии и их обоснование.
Введе-ние……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты анализа организационной культуры пред-приятия….7
1.1 Понятие организационной культуры ………………………..………………...7
1.2 Структура организационной культуры……………………………...………...9
1.3 Содержание организационной культуры………………………….…………12
1.4 Типы организационной культуры…………………………………….………14
1.5 Формирование организационной культуры …………………………………21
1.6 Изменение культуры организации…………………………………...……….24
2 Организация складского хозяйства на примере ресторана «Ябло-ко»………...27
2.1 Общая характеристика ресторана «Ябло-ко»…………………………………27
2.2 Анализ существующей организационной культуры в ресторане «Ябло-ко»………………………………………………………………………..…………28
3 Предложения по совершенствованию организационной культуры предприятия и их эффективность …………………………………………...……………..37
Заключе-ние………………………………………………………………………….41
Список использованных источни-ков……………………………………………...43
Приложение А. Организационная структура ресторана «Яблоко»………….…45
Приложение Б. Тест №1…………………………………………………………...46
Приложение В. Тест №2…………………………………………………….…….48
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
- прямая оппозиция
ценностям доминирующей
- оппозиция
структуре власти в рамках
доминирующей культуры организа
- оппозиция
к образцам отношений и
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В определенном смысле, организационные контркультуры являются выражением недовольства тем, как организационная власть распределяет организационные ресурсы. Особенно часто подобная ситуация возникает в период организационных кризисов или реорганизации. В этих условиях некоторые "контркультурные" группы могут стать достаточно влиятельными или даже доминирующими [14, c.26].
1.4 Типы организационной культуры
В организациях имеются сложившиеся убеждения относительно того, как должна быть организована работа, как должно осуществляться руководство, как нужно пpемиpовать и контpолиpовать работников. Какова степень требуемой формализации? Насколько основательно pаспланиpована работа и на какое время? Какое сочетание послушания и инициативы требуется от подчиненных? Какое значение придается соблюдению часов работы, одежде или личным странностям? И как организовано делопpоизводство, контроль счетов? Кто осуществляет контроль - комитеты или отдельные лица? Существуют ли правила и принципы поведения или важны только результаты? Это все части культуры организации.
Она отражается на оформлении помещений, общественном статусе, организации, образовании и типе нанимаемых на работу людей, их отношение к каpьеpе [11, с. 65].
Наиболее знаменита
типология американского
Таблица 1.2 – Типология организационной культуры Ч. Хэнди
Модель |
Содержание |
Культура Власти, или культура Зевса (Авторитарная культура) |
Пример культур власти часто можно обнаружить в маленьких предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финансами. Такую модель лучше всего представить в виде паутины. Она зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра, а распространяется в виде центральных волн. Контроль осуществляется централизованно через отобранных для этой цели лиц, с учетом некоторых правил и приемов и небольшой доли бюрократизма; решаются проблемы, по большей части, на основе баланса влияний, а не на процедурной или частично логической основе. Организации с таким типом культуры могут быстро реагировать на события, но сильно зависят от принятия решений людьми из центра. Они будут стремиться привлечь людей, имеющих склонность к политике, ориентированных на власть, любящих рисковать и таких, которые невысоко ценят безопасность. Сила ресурсов является основой власти в этой культуре, с некоторыми элементами персональной власти в центре. Размер - это проблема для культур власти: трудно соединять слишком много видов деятельности и при этом сохранить контроль. Такие организации преуспевают в создании организаций с большей степенью независимости, сохраняя при этом контроль над финансами. Эти культуры
опираются на отдельные |
Культура Роли, или культура Аполлона (Бюрократическая культура) |
Олицетворением ролевой культуры является классическая, строго распланированная организация (более известная как бюрократия), которую можно представить в виде храма. Этот тип
организации характеризуется |
Культура Задачи, или культура Афины |
Эта культура сориентирована на проект или работу, ее структуру лучше всего представить в виде сетки, некоторые нити толще и сильнее других, причем власть и влияние расположены в местах пересечения этой сетки, в узлах. Организация с "матричной структурой" является одним из примеров культуры задачи. Основное
внимание в этой культуре Организация с такой культурой пытается соединить соответствующие ресурсы и подходящих сотрудников на нужном уровне и дать им возможность хорошо завершить работу. Культура задачи зависит от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудника с целями организации. Это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей, положения и стилевых различий. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе, положении или силе личности. Влияние здесь распространяется шире, чем в других культурах. Культура задачи хорошо адаптируется. Группы, проектные бригады или специальные комиссии создаются для определенных целей и могут быть переформированы, распущены или оставлены. Организация
может быстро реагировать, т.к. |
Культура Личности, или культура Диониса |
Четвертая тип культуры необычен. Он обнаруживается не везде, однако, многие отдельные лица придерживаются некоторых его принципов. В этой культуре личность находится в центре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели. Эту культуру лучше всего представить как пчелиный рой или "звездную галактику". Очевидно, немногие
организации могут Адвокатские конторы, союз архитекторов и мелкие консультирующие фирмы часто сориентированы на "личность". Кооператив может стремиться к культуре личности в организационной форме, но по мере развития он, в лучшем случае, приходит к культуре задачи, но гораздо чаще к ролевой культуре или культуре власти. |
Примечание – Источник: [11, с. 67]
В 60 - 80-х годах были проведены значительные исследования, доказавшие определяющую роль национально-государственного и этнического факторов в становлении и функционировании культуры предприятий. Признание определяющей роли этих факторов в культуре организаций привело к тому, что в современной социологической литературе получили довольно широкое распространение типологии организационных культур по национально-государственному признаку.
Н. Лемэтр отметил, что основные принципы предприятий находятся в тесной зависимости от культуры окружающей среды. По его мнению, каждый из провозглашенных североамериканскими компаниями принципов ассоциируется с протестантской этикой, лежащей в основе культуры США. Культуру предприятий Японии он связывал с буддийской этикой, культуру стран Арабского Востока - с мусульманской, культуру России - с православной [15, с.82].
Американец японского происхождения С. Йошимури провел сравнительный анализ японской и западноевропейской организационной культуры, что представляет собой попытку социологического описания буддийского и христианского менталитетов.
За основу анализа он принял следующие факторы:
Благодаря этому анализу он составил он описал эти два типа организационных культур и отметил их особенности, исходя из религиозных мотивов [16, с.106].
Используя аналогичную методологию, американский ученый социолог У. Нойман определил американский тип организационной культуры на основе верований и ценностных ориентаций. Он разбил фундаментальные верования и ценности на шесть основных групп:
Сравнительным анализом американской, японской и арабской организационных культур занимался и советский ученый В. Гаськов. Он дал характеристику основным ценностным установкам персонала американских компаний:
Ценности японских компаний, согласно В. Гаськову, выглядят следующим образом:
Основные ценности арабской организационной культуры по Гаськову тесно связаны с исламом и включают в себя следующие установки:
Также пользуется
популярностью типология
Рыночная культура базируется на господстве стоимостных отношений. Руководство и сотрудники организации с культурой такого типа ориентируются в основном на рентабельность и на результаты. Руководители организации являются твердыми хозяевами и суровыми конкурентами. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино стремление побеждать. Долгосрочная забота руководителей концентрируется на конкурентных действиях и достижении растянутых во времени целей. Успех определяется в терминах рыночной доли и проникновения на рынки. Важным считается опережение соперников по конкурентной борьбе и лидерство на рынке.
Бюрократическая культура основывается главным образом на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Этот тип организационной культуры характерен для формализованных и структурированных предприятий, где людьми "руководят" процедуры. Руководители здесь, как правило, хорошие координаторы и организаторы. Важным для них является поддержание плавного хода деятельности организации. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности, предсказуемости и рентабельности. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика.
Клановая культура - характерна для неформальных организаций и является дополнением к двум вышеуказанным. Люди в такой организации объединены единой для всех системой ценностей. Этот тип организационной культуры характеризуется как дружное место работы, где люди имеют много общего и доверяют друг другу. Подобная организация напоминает большую семью, где все сплочены благодаря взаимной преданности. Руководители мыслят как воспитатели и, возможно, как родители. Здесь поощряются бригадная работа, участие людей в бизнесе и взаимное согласие. Основной акцент делается на совершенствовании личности, огромное значение придается сплоченности коллектива и верности традициям [19, с.549].
Таким образом, организационная культура формируется под влиянием множества различных факторов, что следует учитывать в управлении персоналом.
1.5 Формирование организационной культуры
На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.
Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей "высокой технологии" присуще наличие культуры, содержащей "инновационные" ценности и веру "в изменения". Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культур. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами:
- "глубиной";
- той степенью, в какой
ее разделяют члены
- ясностью приоритетов.
"Глубина" организационной культуры определяется количеством и устойчивостью важнейших убеждений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями убеждений и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации. В некоторых культурах разделяемые убеждения, верования и ценности четко ранжированы. Их относительная важность и взаимосвязь не уменьшают роли каждой их них. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями носят размытый характер. Четкая приоритетность убеждений оказывает больший эффект на поведение людей, так как они твердо знают, какая ценность должна преобладать в случае ценностного конфликта.
Информация о работе Формирование организационной культуры предприятия общественного питания