Формирование организационной культуры предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы стало исследование организационной культуры на практике, а именно, на предприятии общественного питания «Яблоко», оценка ее эффективности, а также предложение путей совершенствования организационной культуры на данном предприятии и их обоснование.

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты анализа организационной культуры пред-приятия….7
1.1 Понятие организационной культуры ………………………..………………...7
1.2 Структура организационной культуры……………………………...………...9
1.3 Содержание организационной культуры………………………….…………12
1.4 Типы организационной культуры…………………………………….………14
1.5 Формирование организационной культуры …………………………………21
1.6 Изменение культуры организации…………………………………...……….24
2 Организация складского хозяйства на примере ресторана «Ябло-ко»………...27
2.1 Общая характеристика ресторана «Ябло-ко»…………………………………27
2.2 Анализ существующей организационной культуры в ресторане «Ябло-ко»………………………………………………………………………..…………28
3 Предложения по совершенствованию организационной культуры предприятия и их эффективность …………………………………………...……………..37
Заключе-ние………………………………………………………………………….41
Список использованных источни-ков……………………………………………...43
Приложение А. Организационная структура ресторана «Яблоко»………….…45
Приложение Б. Тест №1…………………………………………………………...46
Приложение В. Тест №2…………………………………………………….…….48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, сильная  культура имеет более глубокие  корни в сознании людей, она  разделяется большим числом работников  и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.

 Сильная  культура не только создает  преимущества для организации,  но может также выступать серьезным  препятствием на пути проведения организационных изменений. "Новое" в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной для реорганизации, по-видимому, является умеренно сильная организационная культура [20, c. 138].

 Среди методов  поддержания организационной культуры  следует отметить следующие:

1. Декларируемые  менеджментом лозунги, включающие  миссию, цели, правила и принципы организации, определяющие ее отношение к своим членам и обществу.

2. Ролевое моделирование, выражающееся в ежедневном поведении менеджеров, их отношении и общении с подчиненными. Лично демонстрируя подчиненным поведенческие нормы и концентрируя их внимание на этом поведении, например, на определенном отношении к клиентам или умении слушать других, менеджер помогает формировать определенные аспекты организационной культуры.

3. Внешние символы,  включающие систему поощрения,  статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений. Культура в организации может проявляться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией.

4. Истории, легенды,  мифы и обряды, связанные с  возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и мифы, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов; даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное "культурное" значение, их соблюдение влияет на самоопределение и лояльность работников своей организации.

5. Что (какие  задачи, функции, показатели и  т.д.) является предметом постоянного внимания менеджмента. То, на что руководитель обращает внимание и что он комментирует, очень важно для формирования организационной культуры. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них. Мера участия руководителей в тех или иных церемониях позволяет подчиненным субъективно ранжировать эти мероприятия по степени важности. Этот инструмент (мера участия) легко может быть использован как для поддержания, так и для изменения традиций в организации.

6. Поведение  высшего руководства в кризисных  ситуациях. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность "номер один", видимо, примут второй вариант. Такой поступок руководства превратится со временем в организационный фольклор, что, несомненно, усилит данный аспект культуры в компании.

7. Кадровая  политика организации. Кадровая  политика, включающая принятие на  работу, продвижение и увольнение  работников является одним из  основных способов поддержания  культуры в организации. На  основе каких принципов руководство регулирует весь кадровый процесс, сразу становится видно по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры. Так, присущая конвейерному производству текучка кадров на сборочных линиях побудила многие компании перейти либо к групповому подходу в работе, либо к переходу к методам групповой работы, свойственным японскому менеджменту. Важную роль играют критерии для поощрений и должностного роста. Постоянная демонстрация того, что организация неизменно связывает поощрения и должностной рост работников с их усердием и эффективностью, может иметь огромное значение для формирования поведения сотрудников. Некоторые исследователи считают именно систему поощрений и наказаний самой важной в формировании организационной культуры.

 Определяющее  влияние на организационную культуру оказывают действия высших руководителей. Их поведение, провозглашенные ими лозунги и нормы, а главное— организационные ресурсы, направленные на их реализацию и утверждение в сознании членов организации, становятся важнейшими ориентирами поведения работников, которые нередко служат более важным фактором организации поведения, чем формализованные правила и требования.

 При всей  важности организационной культуры  для эффективного функционирования предприятия, её изучение, измерение и оценка представляют значительную сложность. Как правило, изучение и обобщение конкретных проявлений организационной культуры является долгим и трудоёмким процессом, который включает анализ всех семи указанных выше факторов. Нередко организационную культуру отождествляют с ценностями, предполагая, что те ценности, которые превалируют в индивидуальном сознании, в совокупности создают общую ценностную атмосферу в организации. Это подход позволяет получить количественную характеристику представлений, доминирующих в организации. Действительно, ценности имеют непосредственное отношение к организационной культуре, однако растворять их в последней вряд ли правомерно, так как ценностные ориентации, прежде всего, являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Поэтому рассмотрение ценностей в большей степени относится к индивидуальному уровню [21, c.74].

 

1.6 Изменение организационной культуры

 

 Организационная культура может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений организационной культуры, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой организационной культуры требуется много времени, поскольку старая культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.

 На возможность  изменения культуры влияют следующие  факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур (таблица 1.3)

 

 Таблица 1.3 - Факторы изменения организационной культуры

Фактор

Описание

Организационный кризис

Он подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря главных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации.

Смена руководства

Поскольку высшее руководство является главным фактором в формировании культуры организации, замена ее главных руководителей способствует введению новых ценностей. Но новое руководство само по себе не является гарантией того, что работники примут новые ценности. Новые лидеры должны иметь четкое альтернативное видение того, какой может быть организация, и обладать авторитетом.

Стадии жизненного цикла организации

Изменить организационную культуру легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные изменения организационной культуры будут необходимы. Культура в организации еще не укоренилась, и работники примут ее изменения, если:

 • предыдущий  успех организации не отвечает  современным условиям;

 • работники не удовлетворены общим состоянием дел в организации;

 • образ  основателя (учредителя) организации  и его репутация под сомнением.

 Другая возможность  изменения культуры появляется, когда организация вступает в стадию упадка. На этой стадии обычно необходимы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других подобных мер, которые драматизируют настроения работников и свидетельствуют о том, что организация переживает кризис.

Возраст организации

Независимо  от стадии жизненного цикла организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут ее ценности. Изменение культуры более вероятно в молодой организации.

Размер организации

Изменить культуру легче в малой организации, так  как в ней общение руководителей  с работниками более тесное, что увеличивает возможности распространения новых ценностей.

Уровень культуры

Чем шире распространена культура в организации и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценности, тем сложнее изменить культуру. Слабая культура более подвержена изменениям, чем сильная.

Наличие субкультур

Чем больше существует субкультур, тем сильнее сопротивление изменению доминирующей культуры.


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [10, с. 265]

 В состав  организационной культуры входит  управленческая культура организации. Она реализуется в повышении эмоционального состояния работников и активизации их деятельности.

 Для изменения  культуры необходима особая стратегия  управления культурой в организации. Она предполагает:

 • анализ  культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;

 • разработку  специальных предложений и мер.

 Даже там,  где условия для изменений  благоприятны, руководителям не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации может занять длительное время [10, c. 265].

Таким образом,  понятие организационной культуры выделяли многие исследователи, однако обобщив их результаты, можно сказать, что организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Любую организационную  культуру можно подразделить на три уровня: поверхностный, внутренний и глубинный – которые выражают степени ознакомления с культурой от внешнего, до самого тщательного соответственно.

Организационная культура как система содержит в  себе такие компоненты, как мировоззрение, организационные ценности, стили поведения, нормы, психологический климат в организации. Все эти компоненты связаны между собой и дополняют друг друга, в совокупности формируя организационную культуру.

Осознание себя и своего места в организации; коммуникационная система и язык общения; внешний вид, одежда и представление себя на работе; привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи; осознание времени, отношение к нему и его использование; взаимоотношения между людьми; ценности и нормы; мировоззрение; развитие и самореализация работника; трудовая этика и мотивирование в совокупности отражают суть и смысл концепции организационной культуры.

Многие исследователи  выделяли различные типологии организационных  культур, опираясь на различные факторы. Самая распространенная – типология Ч. Хэнди, который выделил культуру власти, роли, задачи и личности. У. Оучи выделял рыночную, бюрократическую и клановую организационные культуры. Также многие исследователи основывали типологию на национально-государственных и этнических факторах, выделяя тем самым православную, протестантскую, буддистскую, арабскую и др. культуры.

На формирование организационной культуры влияют внешние  и внутренние факторы. Однако одни и те же факторы могут способствовать формированию абсолютно разных типов культур. На формирование культуры в сильной степени влияет личность руководителя предприятия.

Никакая организационная  культура не вечна. Она во многом зависит  от внешней и внутренней обстановки, то есть зависит от перемен в стране в целом либо только на самом предприятии. При этом смена различных факторов требует смены организационной культуры, что бывает весьма проблематично, так как люди привыкают к существующей культуре. На изменение организационной культуры могут повлиять такие факторы, как организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

 

 

 

 

 

2 Организационная культура предприятия на примере ресторана «Яблоко»

2.1 Общая  характеристика ресторана «Яблоко»

 

Ресторан «Яблоко» - предприятие общественного питания, предназначенное для организации отдыха потребителей. Ассортимент реализуемой продукции довольно широкий. Ресторан реализует фирменные, заказные блюда, кондитерские изделия, напитки, покупные товары, а также блюда японской и средиземноморской кухни. Ресторан первой наценочной категории. Организационные возможности: банкетное обслуживание, вечеринки, деловые переговоры, детский праздник, показ мод, презентации, свадьба, фуршет.

Так как ресторан предназначен для отдыха посетителей, большое внимание уделено оформлению торгового зала. Ресторан «Яблоко» - это классический европейский ресторан. Дизайн интерьера в точности отражает его название. Все элементы выдержаны в едином, тонком, современно-минималистичном и дорогом стиле. Цветовая гамма заведения подобрана таким образом, чтобы гости могли расслабиться и спокойно насладиться превосходно приготовленными блюдами.

 Просторное  светлое помещение, безупречно  подобранные предметы декора, изящность и красота линий. Яблочная тема, проскальзывая во всем, превосходно поднимает тонус и заряжает энергией: подсвечники, выполненные в форме яблока, шторы, цвета насыщенной яблочной листвы и даже посуда ярко-зеленого оттенка. В ресторане царит удивительная атмосфера легкости, элегантности и хорошего настроения.

В ресторане  четыре зала. Общее количество мест – 137. В распоряжении посетителей  три банкетных зала (на 15, 30 и 80 человек), и VIP зал (на 12 человек). В VIP зале введена услуга по просмотру фильмов в 3D формате. Сам зал призван создать максимально романтическую атмосферу, полную всевозможных приключений. Удобные столы, рассчитанные на две персоны, мягкие кресла и диваны. Неповторимая расслабляющая, полная комфорта атмосфера, дополняется обилием свежих цветов, лепестками благоухающих роз и запахом горящих свечей.

Информация о работе Формирование организационной культуры предприятия общественного питания