Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа
Целью данной работы стало исследование организационной культуры на практике, а именно, на предприятии общественного питания «Яблоко», оценка ее эффективности, а также предложение путей совершенствования организационной культуры на данном предприятии и их обоснование.
Введе-ние……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты анализа организационной культуры пред-приятия….7
1.1 Понятие организационной культуры ………………………..………………...7
1.2 Структура организационной культуры……………………………...………...9
1.3 Содержание организационной культуры………………………….…………12
1.4 Типы организационной культуры…………………………………….………14
1.5 Формирование организационной культуры …………………………………21
1.6 Изменение культуры организации…………………………………...……….24
2 Организация складского хозяйства на примере ресторана «Ябло-ко»………...27
2.1 Общая характеристика ресторана «Ябло-ко»…………………………………27
2.2 Анализ существующей организационной культуры в ресторане «Ябло-ко»………………………………………………………………………..…………28
3 Предложения по совершенствованию организационной культуры предприятия и их эффективность …………………………………………...……………..37
Заключе-ние………………………………………………………………………….41
Список использованных источни-ков……………………………………………...43
Приложение А. Организационная структура ресторана «Яблоко»………….…45
Приложение Б. Тест №1…………………………………………………………...46
Приложение В. Тест №2…………………………………………………….…….48
Два зала (для курящих и некурящих) выполнены в сочетании молочного, желтого и яблочно-зеленого цветов. Их интерьер, продуманный до мельчайших деталей, наполнен яркой и светлой энергетикой. Третий зал, с барной стойкой, открывается вечером. Дизайн его интерьера выполнен в буржуазном стиле с ретро-оттенком, который привносят кожаные диваны цвета сочного темно-красного яблока, изображения джазменов и звезд Голливуда прошлого века на стенах. На первом этаже под винтовой лестницей разместился белый рояль, оживающий под пальцами маэстро. Элитность, изысканная сдержанность, высокий стиль присутствуют во всем и везде.
Для развлечения посетителей в залах уставлены плазменные панели, на которых транслируются видеоклипы. Для обеспечения качественного звука установлена аудиосистема.
Для создания оптимального
микроклимата в залах установлена
система кондиционирования
В ресторане существует дисконтная система. В залах есть фоновая музыка, также возможна живая музыка. Ресторан располагает платной охраняемой и бесплатной неохраняемой парковкой.
Атмосфера заведения
характеризуется
2.2 Анализ
существующей организационной
С целью оценки эффективности работы организации ресторана «Яблоко» было проведено несколько тестов, отражающих организационную культуру в ней.
С помощью теста №1 [22, с. 254; Приложение Б] был определен тип организационной культуры ресторана «Яблоко». В нем предложены десять вопросов, касающихся разных сторон работы организации. По каждому вопросу подчеркнут тот вариант ответа (А, Б, В или Г), который лучше всего описывает ситуацию в ресторане, исходя из опроса одного из сотрудников.
При подведении
итога для каждого вопроса след
Таблица 2.1 – Интерпретация результатов теста №1
Вопрос № |
Авторитарная культура (культура власти) |
Бюрократическая культура (культура роли) |
Культура, ориентированная на задачу |
Культура, ориентированная на человека |
1 |
Б |
В |
А |
Г |
2 |
А |
Б |
Г |
В |
3 |
Г |
А |
В |
Б |
4 |
В |
Г |
Б |
А |
5 |
Б |
В |
А |
Г |
6 |
А |
Б |
Г |
В |
7 |
Г |
А |
В |
Б |
8 |
В |
Г |
Б |
А |
9 |
Б |
В |
А |
Г |
10 |
А |
Б |
Г |
В |
Итого: |
1 |
3 |
4 |
2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22, с. 255; Приложение Б]
Итак, результаты теста показывают, что в организации доминирует культура, ориентированная на задачу. Ее дополняет бюрократическая организационная культура. В незначительной степени присутствует авторитарная культура, а также культура, ориентированная на человека.
Далее был выполнен еще один тест на выявление типа организационной культуры, преобладающего в организации - тест № 2 [23, с. 76; Приложение В]. Для этой цели была использована анкета «Типы организационных культур».
В анкете после
каждого вопроса приведены
Результаты проведенного анкетного опроса следует обработать следующим образом:
На основе
расчетов построим профиль
Рисунок 2.1 – Интерпретация результатов теста №2
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [Приложение В]
Наиболее благоприятной в организации будет ситуация, если профиль изображен в виде ромба, когда преобладающими будут:
Неблагоприятной в организации будет ситуация при недостаточной выраженности какого-либо типа культуры или преобладании одного единственного типа. Это должно стать сигналом для вмешательства руководства с целью оздоровления климата внутри коллектива, устранения причин, ведущих к деструктивным конфликтам и нездоровой конкуренции между персоналом. Результаты поясняются в таблице (таблица 2.2)
Таблица 2.2 – Типология организационной культуры
Иерархическая культура (А) |
Культура клана (С) |
Организация сосредоточена на внутренних проблемах, потребности в стабильности и управляемости (контроле). Культура иерархии - это формализованное и структурированное рабочее место. Процедуры диктуют людям, что делать. Лидеры гордятся тем, что они хорошие организаторы и координаторы. Поддержание гладкого течения деятельности организации весьма важно. Долгосрочные заботы; стабильность, предсказуемость и эффективность. Формальные правила и политика поддерживают целостность организации. Успех определяется в терминах надежности поставок, отслеживания показателей и низкой себестоимости. Поощряется исполнительность и эффективность. |
Организация сосредоточена на внутренних проблемах. Ей свойственны гибкость, забота о людях и чувствительность к заказчику. Культура клана характеризует дружески ориентированное место для работы, где люди оставляют значительную часть себя. Это как многочисленная семья. Лидеры организации считаются наставниками и, возможно, даже родителями. Целостность организации поддерживаемся лояльностью или традициями. Обязательность высокая. Придается значение отсроченной выгоде развития человеческих ресурсов с необходимой высокой сплоченностью и моралью. Успех определяется в терминах заботы о людях и чуткости к потребителю. Поощряется командная работа, соучастие и единодушие. |
Культура конкуренции (В) |
Культура творчества (D) |
Организация сосредоточена на внешних факторах, потребности в стабильности и управляемости (контроле). Культура
рынка характеризует организаци Лидеры жестки
и требовательны, Целостность организации поддерживается за счет акцента на выигрыш. Долгосрочная забота – о конкурентных действиях и достижении измеримых целей. Успех определяется в терминах завоевания доли рынка. Важными параметрами являются лидерство на рынке и конкурентоспособное ценообразование. Стиль организации – жестко довлеющая конкуренция. |
Организация сосредоточена на внешних факторах с высокой степенью гибкости и индивидуализма. Культура
творчества характеризует Лидеры считаются новаторами и рисковыми ребятами. Раствором, скрепляющим организацию, является обязательность экспериментирования и новаторства. Необходима готовность к переменам и вызывающим сложным задачам. Организация делает ставку в долгосрочном плане на рост и освоение новых ресурсов. Успех означает обладание уникальными продуктами или услугами, обязательно быть лидерами по продуктам или сервису. Организация поощряет личную инициативу и свободу. |
Примечание – Источник: [23, с. 82]
Итак, как видно из получившейся гистограммы, в организации преобладает организационная культура творчества и иерархическая культура. Это значит, что организация в долгосрочной перспективе сосредоточена на внешних факторах, потребности в стабильности и управляемости (контроле), ориентирована на результаты. Люди ориентированы на конкретные персональные цели. Успех определяется в терминах завоевания доли рынка.
Но, при этом не остаются без внимания и внутренние проблемы. Присутствуют гибкость, забота о людях и чувствительность к заказчику. Целостность организации поддерживается лояльностью или традициями. Поощряется командная работа, соучастие и единодушие. Успех определяется в терминах заботы о людях и чуткости к потребителю.
Таким образом,
в организации присутствует
Данную классификацию можно подвести под изложенную в первой главе классификацию Ч. Хэнди: организационная культура конкуренции – это культура власти (авторитарная); иерархическая – ролевая (бюрократическая); культура творчества – культура задачи и культура клана – культура личности.
Другими
словами, организации
Далее с помощью теста №3 [10, с. 297] можно определить силу организационной культуры ресторана «Яблоко». В приведенной таблице следует ответить на предлагаемые вопросы, выбрав наиболее подходящий вариант ответа (таблица 2.3)
Таблица 2.3 – Определение силы организационной культуры
1. Практически все менеджеры и большинство работников могут описать ценности компании, ее цель, осознают важность покупателей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Члены организации четко осознают свой вклад в достижение целей организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Действия менеджеров обычно согласуются с принятыми в компании ценностями |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Поддержка других работников, даже из других отделов, является нормой и оценивается по достоинству |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Компания и
ее менеджеры ориентированы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Лидеры стремятся развивать и воспитывать своих подчиненных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. К найму
новых работников относятся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Новичкам предоставляется
как положительная, так и отриц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Критерий перехода сотрудника на новую ступеньку иерархической лестницы — его профессионализм, а не интриги и знакомства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Ценности
компании подчеркивают |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Следование миссии и ценностям компании важнее, чем соответствие процедурам и стилю одежды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12. Вы слышали рассказы о лидерах или героях компании |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13. В компании
проводятся церемонии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общая оценка |
40 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10, с. 297]
Результат зависит от общей суммы баллов. Сумма в 52 балла и выше будет означать, что в исследуемой организации существует мощная, стабильная, прочная организационная культура, схожая с организационной культурой Procter & Gamble и Hewlett-Packard. Если оценка будет находится в диапазоне от 26 до 51 балла, компания характеризуется умеренно сильной организационной культурой, как, например, в American Airlines, Coca-Cola, Citibank. Если организация наберет менее 25 баллов, ее организационная культура, что, наиболее вероятно, отнюдь не способствует адаптации к внешней среде и не соответствует потребностям ее членов.
Сумма баллов равна 40, следовательно, ресторан «Яблоко» обладает умеренно сильной организационной культурой.
Следующим шагом является анализ организационного климата. В тесте №4 [24, с. 53] нужно отметить наиболее подходящий ответ к предлагаемым ситуациям. (таблица 2.4)
Таблица 2.4 – Тест на организационный климат предприятия
Ситуация |
Нет |
Скорее нет |
Скорее да |
Да |
1. В случае срывов, неудач, нарушений в моей фирме всегда идет активный поиск виновных |
● |
|||
2. Многие сотрудники стремятся обезопасить себя докладными записками и другими бумагами |
● |
|||
3. Доступ к
информации зависит от положени |
● |
|||
4. Нет ясности, какие цели ставит перед собой фирма, группа. Цели неизвестны многим |
● |
|||
5. Если допущена ошибка, об этом первым узнает не допустивший ее работник, а его начальник или коллеги |
● |
|||
6. Господствует «эгоизм группы» |
● |
|||
7. Сотрудники редко относят к себе принятые решения. Скорее, они воспринимают эти решения не как свои, а как – «Что, начальники наши не знают, куда это все ведет?» |
● |
|||
8. Спокойно и
планомерно заняться |
● |
|||
9. Большинство руководителей не строит управление на коллегиальной основе. Прямо или косвенно они дают понять, что предпочитают «ясную» систему: «приказ-подчинение» |
● |
|||
10. Когда речь идет о руководителях, обычно говорят: «Эти там, наверху» |
● |
|||
11. Конфликты возникают чаще всего из-за мелочей |
● |
|||
12. Совещания
длятся слишком долго и |
● |
|||
13. Насколько хорошо работник справляется со своими обязанностями, он узнает крайне редко. Он даже не знает, по каким критериям оценивают его труд |
● |
|||
14. Трудно и
почти бесперспективно |
● |
|||
15. Энтузиазм в работе – редкость |
● |
|||
16. В принципе, работники четко делятся на два вида: «старики» (люди первого призыва, «пионеры») и новички |
● |
|||
17. Многие работники
«окапываются», заняты |
● |
|||
18. Когда оценивается
работа, то чаще всего это происходит
на основе эмоций и |
● |
|||
19. Многих работников мучает мысль, зачем они так долго учились тому, чего не дают применить. Они чувствуют, что не могут показать, на что способны |
● |
|||
20. Не часто
работники осознают, что потери
времени и недобросовестная раб |
● |
|||
21. Работники, в общем-то, не хотят коллективного управления. Они не хотят знать, куда идет фирма, хотят делать то, что им укажут, и не переживают, если эти указания оказались неверными |
● |
|||
Итого: |
12 |
7 |
2 |
Информация о работе Формирование организационной культуры предприятия общественного питания