Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:35, контрольная работа
В последнее время спрос на талантливых лидеров в совре¬менном деловом мире значительно превосходит предложение. Острая нехватка людей, имеющих квалификацию, необходимую для того, чтобы занять важные руководящие посты, — одна из самых серьезных проблем и в сфере управления персоналом.
-Введение.
1.Кадровый резерв в системе управления персоналом.
2.Планирование кадрового резерва.
3.Основные требования для подбора кандидатов в резерв и профиль идеального сотрудника на руководящую должность.
-Выводы.
Однако для руководителя наиболее важны деловые качества, которые состоят в знании организации, способности обеспечить ее деятельность, умении распределить задачи среди подчиненных, координировать и контролировать их осуществление. К ним также относятся энергичность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав; контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в своей правоте; целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение выбрать главное и сконцентрироваться на нем; ответственность, способность управлять собой, своим временем, взаимоотношениями с окружающими.
Таким образом, существует широкий набор характеристик идеального руководителя, и каждая организация должна составить свой портрет идеального руководителя, который соответствовал бы ее особенностям, целям и специфике деятельности.
Следует заметить, что продвижение по службе зависит не только от личных, профессиональных и деловых качеств работника, но и от объективных условий, к числу которых относятся:
4. Организация работы с кадровым резервом
Для достижения конечной цели системы кадрового резервирования, а именно назначения кандидата на вакантную должность руководителя, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников -- важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
Подготовка кандидатов (преемников) является особым видом профессионального развития, поскольку имеет целевой характер (подготовка к занятию определенной должности), но в то же время может включать развитие самых разнообразных качеств, навыков и умений (комплексная подготовка будущего руководителя). Для подготовки преемников могут использоваться любые средства профессионального развития, однако, по возможности, особый акцент делается на практическую работу в целевой руководящей должности: стажировки, временное замещение, ученичество.
Подготовка кадрового резерва состоит в обучении и воспитании работников, зачисленных в резерв, систематическом и всестороннем изучении их в повседневной работе (при этом уточняются профессиональные, деловые и личностные качества кандидатов, их положительные и слабые стороны, степень их готовности для выдвижения на руководящую должность); в подборе соответствующей формы обучения; в определении мер по повышению деловой квалификации и овладению практическими навыками работы в резервируемой должности.
Для улучшения подготовки кандидата к руководящей работе и контроля за его деятельностью в период нахождения в резерве для каждого зачисленного в резерв специалиста составляется индивидуальный план повышения квалификации.
Кандидат, состоящий в резерве кадров, является стажером. Для каждого стажера утверждается руководитель стажировки (основной) и руководитель конкретного этапа стажировки, которые и составляют индивидуальный план на каждом этапе стажировки. План подписывается руководителем подразделения, в котором работает кандидат на выдвижение, и утверждается руководителем организации.
Следует отметить, что подготовка планов производится на основе сопоставления характеристик каждого резервиста с портретом идеального работника для конкретной должности. Результатом сопоставления характеристик преемника и идеального руководителя становится определение показателей, по которым кандидат не соответствует стандартам идеала. План должен содержать конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию этого разрыва, а также сроки их реализации.
Таким образом, в индивидуальных планах предусматриваются конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение специалистом необходимых теоретических и практических знаний, более глубокое освоение им навыков предстоящей деятельности.
Реализация планов подготовки преемников требует участия трех сторон: самого кандидата, службы управления персоналом и руководителя стажировки, а также высшего руководства организации. Руководство организации должно хорошо представлять, что реализация плана требует от преемника значительных дополнительных (по сравнению с нормальной работой в должности) затрат времени, интеллектуальных и физических усилий, поэтому необходимо мотивировать его на активное участие в программе развития. Как правило, наиболее сильным фактором мотивации является возможность занять в перспективе одну из ключевых должностей, однако отделу профессиональной подготовки не следует забывать и о других интересах и потребностях сотрудника, особенно в том случае, если организация не информирует преемников о включении в резерв. Потенциальными факторами мотивации могут быть: желание совершенствоваться в занимаемой должности, интерес к приобретению новых знаний и навыков, участие в работе межфункциональных групп, расширение социальных контактов.
От руководства организации, включая непосредственного начальника преемника, также зависит успех реализации индивидуального плана. Во-первых, руководители распоряжаются необходимыми для этого ресурсами: принимают решения о назначении на должность, выделении средств на обучение кандидата. Во-вторых, они в значительной степени определяют, как распределяется время преемника и его приоритеты (работа в занимаемой должности или подготовка к новой). В-третьих, руководители оказывают непосредственное влияние на мотивацию преемника.
Роль отдела профессиональной подготовки и руководителей стажировки состоит прежде всего в осуществлении общего контроля над функционированием процесса подготовки преемников и привлечении внимания высших руководителей к этому стратегически важному для организации процессу.
Таким образом, индивидуальный план является основным ориентиром при прохождении резервистом подготовки, в котором учитываются основные мероприятия по теоретической и практической деятельности работника для освоения основных функций в резервируемой должности. Данный план в течение всего периода подготовки корректируется руководителем стажировки совместно с сотрудниками отдела развития и кадрового резерва с участием самого резервиста.
Выделяют три основных формы подготовки резервистов:
Очень часто подготовка в резерве совмещается с таким инструментом управления карьерой, как круговая ротация. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате стажер уясняет взаимосвязь между целями различных подразделений, что весьма полезно для руководителей низших уровней равленческой иерархии.
Следует отметить, что Т. Ю. Базаров и Б. Л. Еремина помимо рофессиональной выделяют социально-психологическую подготовку, т. е. социально-психологическую адаптацию кандидата, детальное ознакомление с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений на новом уровне управления, введение кандидата в трудовой коллектив уже в новом качестве1.
Рассмотрим некоторые из основных форм профессиональной подготовки резервистов.
Стажировка (временное исполнение обязанностей) -- это форма обучения, в процессе которого профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки, закрепляются на практике. Однако не всегда есть возможность обучать работника методом дублирования (стажировка в должности, на которую претендует кандидат в резерве) в соответствии с карьерограммой на весь срок. Это удается только на время предоставления руководителю отпуска или на время его длительной командировки.
Повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов. Оно производится как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Как уже отмечалось, для каждого резервиста составляются индивидуальные планы. В дополнение к ним службой персонала, а также руководителями стажировки разрабатываются для кандидатов три вида программ: общая, специальная и индивидуальная, в которых закрепляются рассмотренные формы подготовки в резерве.
Эти программы служат ориентиром как для сотрудников отдела развития и кадрового резерва, так и для самих резервистов. Содержание программ включается в планы.
План годового индивидуального развития сотрудника может включать пять-семь направлений (по видам навыков, компетенций). Кроме того, существуют различные виды развивающей деятельности. Это могут быть обучающие программы, самообразование, наставничество, работа в проектных группах или смена вида деятельности.
Руководители стажировки получают материальное вознаграждение за ее успешное прохождение кандидатом, а стажеру устанавливается должностной оклад, соответствующий занимаемой им новой должности, но выше прежнего оклада, причем на него распространяются все виды материального поощрения, предусмотренные для данной должности
Обязанности стажера и руководителя стажировки
Обязанности стажера
Обязанности руководителя стажировки
Важно помнить, что обучение и высокая оценка резервиста не ведут к немедленному повышению. Планы кадровых передвижений корректируются ежегодно: кто-то может пойти на повышение раньше, чем ожидалось, для других оно откладывается на неопределенный срок. К тому же для продвижения одного сотрудника необходимо обеспечить перемещение сотрудников на других уровнях. Почти шахматная комбинация, только участвуют в ней реальные люди, а ее цель -- обеспечить успешную деятельность организации.
Процесс подготовки резервиста на каждом этапе оценивается руководителем стажировки. Помимо этого ежегодно (иногда чаще) руководитель организации совместно с руководителем профессиональной подготовки {или с участием других руководителей) проводит формальную оценку каждого из преемников. В ходе оценки происходит детальное обсуждение работы преемника в занимаемой должности за отчетный период, реализации индивидуального плана, а также степени его готовности занять ключевую должность. При этом сотрудник получает возможность узнать мнение руководителей об эффективности своей работы, обсудить, что препятствует повышению ее эффективности, а также получить конкретные советы. В свою очередь, руководители имеют возможность определить соответствие кандидата занимаемой должности, выявить причины низкой эффективности, потребность в дополнительном обучении, а также установить более тесные деловые взаимоотношения с каждым резервистом1.