Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса на современном этапе развития экономики.
При выполнении данной работы необходимо решить следующие задачи: дать понятие франчайзинга и франшизного соглашения, определить участников. Рассмотреть различные виды франчайзинга, выделить отличия и особенности, сформировать положительные и отрицательные стороны применения франчайзинга в бизнесе. Рассмотреть состояние франчайзинга (коммерческой концессии) в российских условиях, выделить особенности российского рынка франчайзинговых отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

франчайзинг.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

С началом в России радикальных экономических реформ в отечественный экономический лексикон вошло новое, ранее не известное понятие – франчайзинг. Получило оно отражение и в гражданском законодательстве России. В частности франчайзинг закреплен в новом Гражданском кодексе РФ, хотя не совсем точно назван в нем коммерческой концессией. В последние годы франчайзинг начинает проникать и в российскую предпринимательскую практику.

Хотя номинально франчайзинг - всего лишь одна из многих ныне практикуемых в сетевых товарораспределительных и сервисных структур, во многих странах мира, где франчайзинг получил массовое распространение, он рассматривается гораздо шире и глубже – как особая, отвечающая потребностям современного рынка «философия» предпринимательства, как новая прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений. [3, 11 с.]

Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно  применяется во всех странах с  развитой рыночной экономикой. Не так  давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям. Тем не менее масштабы использования франчайзинга в российской экономике оставляют желать лучшего. Отчасти это происходит из-за недостаточно полного представления предпринимателей и государственных органов о тех перспективах и экономических преимуществах, которые возникают перед участниками франчайзинговых отношений, в то время как франчайзинг способен решить многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и государства в целом. Франчайзинг способствует активному развитию и продвижению торговых марок, позволяет увеличить общую капитализацию проектов и ликвидность задействованных активов, сокращает инвестиционные риски. Франчайзинг при минимальных затратах собственных ресурсов франчайзора способен обеспечить быстроту развития сетевых торговых марок (брендов), дает возможности для ускоренного вывода новых продуктов на потребительские рынки, и позволяет торговым маркам и продаваемой под ними продукции успешно закрепиться на новых территориях. [4, 224 с.]

Целью  данной  курсовой  работы  является  исследование сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса на современном этапе развития экономики.

Объектом исследования является франчайзинг.

Предметом исследования курсовой работы являются понятие, виды франчайзинга, условия, плюсы и минусы применения франчайзинга в бизнесе, положение франчайзинга на российском рынке.

При  выполнении данной работы  необходимо  решить  следующие  задачи:  дать   понятие  франчайзинга и франшизного соглашения, определить участников.   Рассмотреть различные виды франчайзинга, выделить отличия и особенности, сформировать положительные и отрицательные стороны применения франчайзинга в бизнесе.  Рассмотреть состояние франчайзинга (коммерческой концессии) в российских условиях, выделить особенности российского рынка франчайзинговых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ  ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

 

    1. История появления франчайзинга

Оксфордский словарь  английского языка сообщает, что franchising - это все права и свободы епископатов, пожалованные им королевской короной в 1559 году, а franchises - места, отведенные для торговли. Свободным людям было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Таким образом, эти элементы права сформировали основу франчайзинга. А общепринятой датой начала использования слова «франчайзинг» в сегодняшнем его значении (привилегии, предоставляемые частными фирмами) считается 1840 год. [11]

Первым прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Крупный производитель швейных машинок Зингер развернул серийное производство, позволившее его компании торговать по самым низким ценам. Однако централизованное техническое обслуживание машинок оказалось экономически невыгодным. Это и натолкнуло его на мысль об использовании франчайзинговой системы: финансово независимым фирмам стали предоставляться исключительные права на продажу и ремонт швейных машин на конкретной территории. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. [3, 7 с.]

Аналогичная система  была разработана в1898 году компанией  «Дженерал Моторс». В соответствии с ней дилеры не имели права  реализовывать машины других производителей, а также были обязаны вложить в дело собственный капитал как гарантию высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа франчайзора.

Активно включилась в  использование франчайзинга индустрия  бутылочных безалкогольных напитков. Компании «Кока-Кола», «Пепси» стали производить концентрированный сироп централизованно и распределять его заводам по розливу, находившимся в собственности и управляемым франчайзи, которые одновременно являлись и управляющими местных розничных продаж.

В 20-е прошлого века годы идея франчайзинга как формы ведения  бизнеса сместилась в сторону  отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзор) давал возможность небольшим  розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. [3, 12 с.]

Классический товарный франчайзинг распределяющий в системе  франчайзор – франчайзи товары и  услуги начал видоизменятся только в 50-х годах прошлого века. Появляется франчайзинг второго поколения - «франшиза бизнес-формата». Он предполагает передачу не только товарного знака, но и всей технологии ведения бизнеса, включая внешние параметры и стиль отделки, созданные и апробированные франчайзором. Классический пример - «McDonald’s».

В 1945 году Рэй Крок, будущий  основатель компании McDonald`s, заинтересовался  причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald`s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса. [11]

«Клонированные» магазины типа «ИКЕА», «Метро Кэш энд Кэрри» и т.д. - тоже результат воплощения классической франшизы бизнес-формата.

За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы - от 5 до 30%.

В настоящее время  более  350 американских  фирм  и  их  франчайзи владеют более  чем  32 000  торговых предприятий  в других странах.

Бурное  развитие   франчайзинга наблюдается  в  Канаде,  Западной Европе, Японии,   государствах   Тихоокеанского региона,  Австралии,   странах  региона Карибского  моря.  Франчайзеры  из других стран, в свою очередь, присматриваются  к  рынку  США.  По-видимому, международный   франчайзинг   в  ближайшее время будет развиваться еще  более быстрыми  темпами.  Франчайзеры  ищут  потенциальных   франчайзи   в  зарубежных странах, а многие  частные лица  и фирмы  активно  ищут франчайзеров  из других стран,  чтобы приобрести  их лицензию и  права и  при их  финансовой поддержке, на  их  технологии производства и  обслуживания  делать  свой  прибыльный бизнес. [13]

В  России  истинным  первопроходцем франчайзинга   стала   научно-производственная  фирма  "ДОКА"  (г. Тольятти), которая возникла  в 1990  г. и  с этого момента, несмотря  на все  свои возможности,  занималась  исключительно  производственной   деятельностью.  Направление  этой  деятельности  определилось также  практически с  момента возникновения фирмы -   создание  оборудования для мелкого и среднего  бизнеса.  Отрасль,  в которой работает   НПФ "ДОКА",  на  протяжении   десятилетий развивалась по  так называемому остаточному принципу.  Если   и производилось оборудование  по   переработке  сельхозпродукции,  то  оно  было  предназначено для  больших   государственных  заводов. Иное и не  требовалось -  слоя независимых  товаропроизводителей   тогда  просто не существовало. Так же одним из первых проявлений франчайзинга в России в 1993 году считается, когда владелец небольшого кафе на проспекте Мира в Москве купил за $10000 сроком на пять лет франшизу у фирмы Allied Domecq, обладательницы права на торговую марку «Baskin Robbins». Вскоре по франшизе были открыты «Русское бистро», «РостикС», «ЭКОНИКА-Обувь», бензозаправки «ЛУКОЙЛ», «ТНК», «ЮКОС», магазины IKEA и так далее.

 

    1. Понятие и виды франчайзинга

 

Франчайзинг (от англ. Franchising) – форма бизнеса при которой компания франчайзор передает другой компании или частному лицу франчайзи права на использование своей торговой марки, производственных, маркетинговых знаний и различных ноу-хау.

Франчайзинг - это система (а также способ) организации и  развития бизнеса, при котором одна компания (франчайзор) передает другой независимой компании или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) право вести бизнес, используя имя и бизнес-систему франчайзора и реализуя аналогичный с франчайзором товар (услугу) идентичным способом. Франчайзи получает возможность выступать на рынке под маркой франчайзора, используя его репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и механизмы поддержки. Франчайзи соответственно обязуется осуществлять свою деятельность по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. [4, 221 с.]

Важным  составным  элементом  успеха является  четкое  и полное  знание  предпринимателем    сущности   франчайзинга, его  разновидности,  структуры,  преимуществ  и  возможных  рисков при  его  использовании. Франчайзинг  может   быть  определен как  способ  доставки продукции  или услуг  потребителю,  способ  развития бизнеса  и завоевания  рынка на  основе кооперации   материальных   и   финансовых средств  и  усилий  различных  предприятий.   Франчайзинг    может   рассматриваться также и  как соглашение,  при котором   производитель   или  единоличный распространитель  продукта  или  услуги, защищенных  торговой  маркой,  дает эксклюзивные  права  на  распространение на данной   территории    своей   продукции или  услуг   независимым  предпринимателям  (розничным  торговцам)  в  обмен на получение от  них платежей  при условии  соблюдения   технологий  производственных   и   обслуживающих   операций. [3, 27 с.]

Во франчайзинге, как  уже отмечалось, участвуют   две    группы   бизнесменов. Тот, кто предоставляет это  право (франшизу),  называется  "франчайзер".  Обычно  он имеет  многолетний опыт  в производстве  данного  продукта,  развил систему,  присвоил ей  свое имя  или товарный  знак  и  обладает  знаниями  о том, что может привести к успеху, а что нет. "Франчайзи" - это лицо,  которое покупает  право на  ведение бизнеса (франшизу)  под именем  или торговой маркой франчайзера и, таким образом, получает  возможность открывать новые предприятия с хорошими видами на успех.

Такой вид деятельности как франчайзинг является выгодной и распространенной во всем мире организацией совместного бизнеса. В зависимости  от направлений выделяются следующие  виды франчайзинга:

  • товарный;
  • производственный;
  • сервисный;
  • франчайзинг бизнес-формата.

Каждый из видов франчайзинга имеет свои отличительные особенности.

При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный  производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала. [13]

Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.

В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице. [11]

 Производственный  франчайзинг предполагает передачу  франчайзером запатентованных технологий  и сырья для производства определенного  продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается. В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.

Информация о работе Франчайзинг