Функции менеджмента и пути их эффективного использования в деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. В-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению

Содержание

Введение.
1. Функции менеджмента и их значение в управлении организацией.
1.1. Сущность менеджмента как социально-экономического процесса.
1.2. Единство и взаимосвязь функций менеджмента.
1.3. Классификация и характеристика функций менеджмента.
1.4. Зарубежный опыт реализации функций менеджмента в деятельности организаций.
2. Анализ осуществления функций менеджмента в организации.
2.1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности организации.
2.2. Оценка функций планирования и организации.
2.3. Управление человеческими ресурсами и мотивация труда.
2.4. Оценка функций контроля.
3. Пути повышения эффективности использования функций менеджмента в деятельности организации.
3.1. Оценка эффективности использования функций менеджмента в орга-низации.
3.2. Основные направления совершенствования использования функций менеджмента в деятельности организации.
Заключение.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 501.78 Кб (Скачать файл)

В историческом разрезе можно рассматривать  американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую - как занимающую промежуточное положение.

Говоря об организации  управления в американских, западноевропейских (Германия, Франция, Великобритания, Финляндия), азиатских (японских, корейских, китайских, индийских) фирмах, необходимо отметить, что наиболее эффективным считается стиль управления, основанный на принятии групповых решений, поскольку предполагает:

  • участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не 
    только с руководителями, но и с персоналом соответствующих 
    подразделений;
  • соблюдение принципа единогласия в принятии решения;
  • отсутствие четких должностных инструкции (предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться, и сотрудники обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции);
  • использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни.

Японская система менеджмента - одна из самых эффективных в мире. Главное ее достоинство - умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем.

Отсюда сопричастность к  результатам работы, тесный контакт  руководства, различных служб и работников. Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения и жалобы сотрудников рассматриваются немедленно. Большое значение на японских фирмах уделяется научно-техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством работы, при которой обязательно устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых — повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества. В результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений в Японии в несколько раз больше, чем в США. Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение должно быть реализовано.

В качестве примера рассмотрим менеджмент фирмы Sony Corporation. Систему организации и управления на этой всемирно известной фирме можно изложить предельно кратко: постановка цели, понятной всем, вплоть до последнего рабочего. Менеджеры фирмы считают, что это сплачивает персонал в коллектив единомышленников; право младшего по должности не соглашаться с руководителем. Интересы дела имеют в фирме высший приоритет. Ради них следует поступаться не только личными амбициями, но и традициями, например почтительным отношением к старшим; сознательный отказ от жестких планов. Менеджер должен действовать по обстановке. Механическая исполнительность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу; антибюрократический стиль руководства. В структуре управления фирмой на определенный период могут быть созданы автономные подразделения, обладающие неограниченной самостоятельностью; поручение важных проектов энтузиастам, новаторам. Считается, что такой работник должен ставиться выше общепринятых методов материального и морального поощрения;

патернализм (от лат. рaternus - отцовский, отеческий) - воспитание у сотрудников чувства, что они члены одной семьи. На фирме действует система пожизненного найма, есть возможность общения с руководством в неофициальной обстановке. В частности, практикуются совместный отдых, развлечения и др.

США имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом - индивидуализм. Во многом это связано с историей США. Иммигранты и их потомки сформировали в американском обществе психологию человека, который, чтобы выжить в новых для себя условиях существования, вынужден был надеяться только на себя. Поэтому неслучайно в деловых вопросах американцы традиционно предпочитали ставить вопросы дела на первый план, порой даже в ущерб нормальным человеческим отношениям. Необходимо подчеркнуть, что этот стиль больше характерен для старшего поколения менеджеров, которые привыкли руководствоваться правилом: «Делай, что тебе сказано, а не то...». Именно старшее поколение менеджеров предпочитает авторитарный (основанный на безусловном подчинении власти руководителя) стиль управления. В данном случае менеджер (у американцев «босс», «шеф») доминирует или подавляет волю, желания, потребности своего подчиненного, сковывает его инициативу.

Такой жесткий стиль руководства  в большей мере был характерен для американцев в первой половине XX в. Классическим примером менеджера  данного типа являлся Г. Форд - старший, основатель автомобилестроительного гиганта - фирмы Ford Motor Company. Он, в частности, говорил: «Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Всегда поступайте противоположно тому, что они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо».

По мнению американских специалистов по менеджменту, вовсе не означает, что дурной характер, раздражительность или жесткость исчезли из управленческих кабинетов. Между тем, спрос на квалифицированных менеджеров в США не снижается. Эта специальность остается в числе дефицитных в стране. Поэтому в США активно ведутся поиски новых методов наиболее полного и эффективного использования руководящих кадров разных уровней.

Для роста эффективности  работы руководящих кадров, систематического обновления их профессиональных знаний в США широко используются различные курсы повышения квалификации, действующие преимущественно при университетах.

Следует отметить, что американские менеджеры очень много работают: 60-часовая рабочая неделя для них норма. Многие же из них трудятся даже по 90 часов в неделю. На рабочем месте они уже в 6 или 7 часов утра. Менеджеры появляются на работе задолго до того, как приходит основная масса сотрудников. После окончания рабочего дня менеджеры отправляются домой пообедать и побыть с семьей. Поздно вечером они снова за деловыми бумагами, вплоть до отхода к 5 - 6-часовому сну. Такой труд порой прихватывает у них несколько часов в субботу и воскресенье. В результате реально более половины менеджеров проводят вне дома до 70% времени. Интенсивный режим работы требует хорошего здоровья, физической подготовки. Как бы ни был напряжен рабочий день, большинству из менеджеров удается найти время на занятия физкультурой.

В целом можно сказать, что современные американские менеджеры  довольны своей жизнью. Интересный, напряженный труд в сочетании с достойной зарплатой делает их жизнь полноценной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ осуществления функций менеджмента в организации

 

    1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности организации.

Гомельское районное потребительское  общество, в дальнейшем именуемое Общество, добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) в (на) территории Гомельского района, создано 22.12.1995 г. В соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Общество является юридическим  лицом, некоммерческой организацией, создаваемой  в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  неимущественные права, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

Полное наименование данного общества: Гомельское районное потребительское общество. Место нахождение общества: г. Гомель, ул. Интернациональная, 6.

В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Гомельского областного союза потребительских обществ и Уставом.

Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной  союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Общество делегирует союзам отдельные функции и полномочия, определяемые уставом Общества, уставами и учредительными договорами союзов, членом которых Общество является.

В состав Общества входят филиалы (обособленные подразделения):

  • Гомельский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п.1, расположен по адресу: г.Гомель, ул.Интернациональная, д.6; УНП – 400158532;
  • Терюхский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п.1, расположен по адресу: Гомельский район, д.Калинино, ул.Центральная, д.3; УНП – 400158494;
  • Улуковский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п.1, расположен по адресу: Гомельский район, д.Давыдовка, ул.Ленина, д.99«в»; УНП – 400158545;
  • Обособленное структурное подразделение Коопзаготпром Гомельского райпо созданное постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п.1, расположен по адресу: г.Гомель, ул.Шилова, д.24; УНП – 400158481;
  • Обособленное структурное подразделение Комбинат общественного питания Гомельского райпо созданное постановлением правления райпо от 01.03.2004 г. №32, расположен по адресу: г.Гомель, ул.Мозырская, д.14«а»; УНП – 401139121;

Филиалы (обособленные структурные  подразделения) Общества действуют на основании положений, утвержденных правлением Общества.

Сеть райпо насчитывает 124 магазина и 48 предприятий общественного питания.Структура розничной сети райпо представлена следующим образом:

  • 24 продовольственных магазинов;
  • 25 непродовольственных магазинов;
  • 75 магазинов торгующих смешанным ассортиментом

Основной целью создания Общества является удовлетворение материальных и иных потребностей членов Общества и обслуживаемого населения.

На рисунке 2.1 показаны направления  деятельности Гомельского райпо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского районного потребительского общества

Для достижения цели работы также необходимо изучение экономических  показателей организации, её кадровый состав, образовательный уровень  специалистов. В данной курсовой работе изучены основные показатели финансово-экономической деятельности, на основании которых в таблице 2.1 представлены результаты.

Таблица 2.1  - Показатели хозяйственно-финансовой деятельности Гомельского райпо за 2008-2010 гг

Показатель

Годы

Темп роста, %

Отклонение от показателей  прошлого года

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008

2009 от 2008

2010 от 2009

1.Розничный товарооборот торговли в дейстующих ценах, млн.р

56922

63409

75056

111,4

118,4

131,9

+6487

+11647

1.2.Доходы по реализации товаров, млн.р.

10023

10882

13220

108,6

121,5

131,9

+859

+2338

- в % к товарообороту

17,6

17,2

17,6

-

-

-

-0,4

+0,4

1.3.Расход на реализацию, млн.р

9284

10761

12961

115,9

120,4

139,6

+1477

+2200

- в % к товарообороту

16,3

16,9

17,2

-

-

-

+0,6

+0,3

1.4.Прибыль (убыток) от реализации, сумма, млн.р

739

121

319

26,8

196,1

52,6

-631

+222

1.5.Рентабельность товарооборота, млн.р

1,3

0,19

0,43

-

-

-

-1,11

+0,24

2.Розничный товарооборот представителей общепита, млн.р

8261

9175

10638

111,1

115,9

128,8

+914

+1463

2.1.Доходы по реализации, млн.р

2259

2489

2732

110,2

109,8

120,9

+230

+243

2.2.Расходы на реализацию, млн.р

2255

2511

2732

111,4

108,8

121,2

+256

+221

2.3.Прибыль (убыток) от реализации, млн.р

4

-22

0

-

-

-

-18

+22

2.4.Рентабельность

0,05

-0,24

0

-

-

-

-0,29

+0,24

3.Заготовительный товарооборот

3450

2871

3299

83,2

114,9

95,6

-579

+428

3.1.Доходы по реализации, млн.р

650

455

663

70

145,7

102

-195

+208

3.2.Расходы по реализации, млн.р

521

365

549

70,1

150,4

105,4

-156

+184

3.3.Прибыль (убыток) от  реализации

129

92

114

71,3

123,9

88,4

-37

+22

3.4.Рентабельность

3,74

3,2

3,46

-

-

-

-0,54

+0,26

Информация о работе Функции менеджмента и пути их эффективного использования в деятельности организации