Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 17:40, курсовая работа
В современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. В-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению
Введение.
1. Функции менеджмента и их значение в управлении организацией.
1.1. Сущность менеджмента как социально-экономического процесса.
1.2. Единство и взаимосвязь функций менеджмента.
1.3. Классификация и характеристика функций менеджмента.
1.4. Зарубежный опыт реализации функций менеджмента в деятельности организаций.
2. Анализ осуществления функций менеджмента в организации.
2.1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности организации.
2.2. Оценка функций планирования и организации.
2.3. Управление человеческими ресурсами и мотивация труда.
2.4. Оценка функций контроля.
3. Пути повышения эффективности использования функций менеджмента в деятельности организации.
3.1. Оценка эффективности использования функций менеджмента в орга-низации.
3.2. Основные направления совершенствования использования функций менеджмента в деятельности организации.
Заключение.
Список используемой литературы
В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую - как занимающую промежуточное положение.
Говоря об организации управления в американских, западноевропейских (Германия, Франция, Великобритания, Финляндия), азиатских (японских, корейских, китайских, индийских) фирмах, необходимо отметить, что наиболее эффективным считается стиль управления, основанный на принятии групповых решений, поскольку предполагает:
Японская система менеджмента - одна из самых эффективных в мире. Главное ее достоинство - умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем.
Отсюда сопричастность к результатам работы, тесный контакт руководства, различных служб и работников. Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения и жалобы сотрудников рассматриваются немедленно. Большое значение на японских фирмах уделяется научно-техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством работы, при которой обязательно устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых — повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества. В результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений в Японии в несколько раз больше, чем в США. Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение должно быть реализовано.
В качестве примера рассмотрим менеджмент фирмы Sony Corporation. Систему организации и управления на этой всемирно известной фирме можно изложить предельно кратко: постановка цели, понятной всем, вплоть до последнего рабочего. Менеджеры фирмы считают, что это сплачивает персонал в коллектив единомышленников; право младшего по должности не соглашаться с руководителем. Интересы дела имеют в фирме высший приоритет. Ради них следует поступаться не только личными амбициями, но и традициями, например почтительным отношением к старшим; сознательный отказ от жестких планов. Менеджер должен действовать по обстановке. Механическая исполнительность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу; антибюрократический стиль руководства. В структуре управления фирмой на определенный период могут быть созданы автономные подразделения, обладающие неограниченной самостоятельностью; поручение важных проектов энтузиастам, новаторам. Считается, что такой работник должен ставиться выше общепринятых методов материального и морального поощрения;
патернализм (от лат. рaternus - отцовский, отеческий) - воспитание у сотрудников чувства, что они члены одной семьи. На фирме действует система пожизненного найма, есть возможность общения с руководством в неофициальной обстановке. В частности, практикуются совместный отдых, развлечения и др.
США имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом - индивидуализм. Во многом это связано с историей США. Иммигранты и их потомки сформировали в американском обществе психологию человека, который, чтобы выжить в новых для себя условиях существования, вынужден был надеяться только на себя. Поэтому неслучайно в деловых вопросах американцы традиционно предпочитали ставить вопросы дела на первый план, порой даже в ущерб нормальным человеческим отношениям. Необходимо подчеркнуть, что этот стиль больше характерен для старшего поколения менеджеров, которые привыкли руководствоваться правилом: «Делай, что тебе сказано, а не то...». Именно старшее поколение менеджеров предпочитает авторитарный (основанный на безусловном подчинении власти руководителя) стиль управления. В данном случае менеджер (у американцев «босс», «шеф») доминирует или подавляет волю, желания, потребности своего подчиненного, сковывает его инициативу.
Такой жесткий стиль руководства в большей мере был характерен для американцев в первой половине XX в. Классическим примером менеджера данного типа являлся Г. Форд - старший, основатель автомобилестроительного гиганта - фирмы Ford Motor Company. Он, в частности, говорил: «Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Всегда поступайте противоположно тому, что они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо».
По мнению американских специалистов по менеджменту, вовсе не означает, что дурной характер, раздражительность или жесткость исчезли из управленческих кабинетов. Между тем, спрос на квалифицированных менеджеров в США не снижается. Эта специальность остается в числе дефицитных в стране. Поэтому в США активно ведутся поиски новых методов наиболее полного и эффективного использования руководящих кадров разных уровней.
Для роста эффективности работы руководящих кадров, систематического обновления их профессиональных знаний в США широко используются различные курсы повышения квалификации, действующие преимущественно при университетах.
Следует отметить, что американские менеджеры очень много работают: 60-часовая рабочая неделя для них норма. Многие же из них трудятся даже по 90 часов в неделю. На рабочем месте они уже в 6 или 7 часов утра. Менеджеры появляются на работе задолго до того, как приходит основная масса сотрудников. После окончания рабочего дня менеджеры отправляются домой пообедать и побыть с семьей. Поздно вечером они снова за деловыми бумагами, вплоть до отхода к 5 - 6-часовому сну. Такой труд порой прихватывает у них несколько часов в субботу и воскресенье. В результате реально более половины менеджеров проводят вне дома до 70% времени. Интенсивный режим работы требует хорошего здоровья, физической подготовки. Как бы ни был напряжен рабочий день, большинству из менеджеров удается найти время на занятия физкультурой.
В целом можно сказать, что современные американские менеджеры довольны своей жизнью. Интересный, напряженный труд в сочетании с достойной зарплатой делает их жизнь полноценной.
2. Анализ осуществления функций менеджмента в организации
Гомельское районное потребительское общество, в дальнейшем именуемое Общество, добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) в (на) территории Гомельского района, создано 22.12.1995 г. В соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество является юридическим
лицом, некоммерческой организацией, создаваемой
в форме потребительского кооператива,
имеет в собственности
Полное наименование данного общества: Гомельское районное потребительское общество. Место нахождение общества: г. Гомель, ул. Интернациональная, 6.
В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Гомельского областного союза потребительских обществ и Уставом.
Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Общество делегирует союзам
отдельные функции и
В состав Общества входят филиалы (обособленные подразделения):
Филиалы (обособленные структурные подразделения) Общества действуют на основании положений, утвержденных правлением Общества.
Сеть райпо насчитывает 124 магазина и 48 предприятий общественного питания.Структура розничной сети райпо представлена следующим образом:
Основной целью создания Общества является удовлетворение материальных и иных потребностей членов Общества и обслуживаемого населения.
На рисунке 2.1 показаны направления деятельности Гомельского райпо.
Рисунок 2.1.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных Гомельского районного потребительского общества
Для достижения цели работы также необходимо изучение экономических показателей организации, её кадровый состав, образовательный уровень специалистов. В данной курсовой работе изучены основные показатели финансово-экономической деятельности, на основании которых в таблице 2.1 представлены результаты.
Таблица 2.1 - Показатели хозяйственно-финансовой деятельности Гомельского райпо за 2008-2010 гг
Показатель |
Годы |
Темп роста, % |
Отклонение от показателей прошлого года | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009 к 2008 |
2010 к 2009 |
2010 к 2008 |
2009 от 2008 |
2010 от 2009 | |
1.Розничный товарооборот торговли в дейстующих ценах, млн.р |
56922 |
63409 |
75056 |
111,4 |
118,4 |
131,9 |
+6487 |
+11647 |
1.2.Доходы по реализации товаров, млн.р. |
10023 |
10882 |
13220 |
108,6 |
121,5 |
131,9 |
+859 |
+2338 |
- в % к товарообороту |
17,6 |
17,2 |
17,6 |
- |
- |
- |
-0,4 |
+0,4 |
1.3.Расход на реализацию, млн.р |
9284 |
10761 |
12961 |
115,9 |
120,4 |
139,6 |
+1477 |
+2200 |
- в % к товарообороту |
16,3 |
16,9 |
17,2 |
- |
- |
- |
+0,6 |
+0,3 |
1.4.Прибыль (убыток) от реализации, сумма, млн.р |
739 |
121 |
319 |
26,8 |
196,1 |
52,6 |
-631 |
+222 |
1.5.Рентабельность товарооборота, млн.р |
1,3 |
0,19 |
0,43 |
- |
- |
- |
-1,11 |
+0,24 |
2.Розничный товарооборот представителей общепита, млн.р |
8261 |
9175 |
10638 |
111,1 |
115,9 |
128,8 |
+914 |
+1463 |
2.1.Доходы по реализации, млн.р |
2259 |
2489 |
2732 |
110,2 |
109,8 |
120,9 |
+230 |
+243 |
2.2.Расходы на реализацию, млн.р |
2255 |
2511 |
2732 |
111,4 |
108,8 |
121,2 |
+256 |
+221 |
2.3.Прибыль (убыток) от реализации, млн.р |
4 |
-22 |
0 |
- |
- |
- |
-18 |
+22 |
2.4.Рентабельность |
0,05 |
-0,24 |
0 |
- |
- |
- |
-0,29 |
+0,24 |
3.Заготовительный товарооборот |
3450 |
2871 |
3299 |
83,2 |
114,9 |
95,6 |
-579 |
+428 |
3.1.Доходы по реализации, млн.р |
650 |
455 |
663 |
70 |
145,7 |
102 |
-195 |
+208 |
3.2.Расходы по реализации, млн.р |
521 |
365 |
549 |
70,1 |
150,4 |
105,4 |
-156 |
+184 |
3.3.Прибыль (убыток) от реализации |
129 |
92 |
114 |
71,3 |
123,9 |
88,4 |
-37 |
+22 |
3.4.Рентабельность |
3,74 |
3,2 |
3,46 |
- |
- |
- |
-0,54 |
+0,26 |