Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:22, курсовая работа
Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.
Актуальность этой темы бесспорна, т.к.:
Экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.
Целью исследования является выявление особенностей человеческого капитала в России.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала
1.1 Понятие человеческого капитала: генезис и развитие
1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала
1.2.1 Инвестиции в человеческий капитал
1.2.2 Характеристики основных институтов, определяющих формирование и развитие человеческого капитала
Глава 2. Современное состояние человеческого капитала в России
2.1 Трансформация человеческого капитала в российском обществе
2.2 Отдача от инвестиций в российских и западных компаниях
2.3 Человеческий капитал как конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом
Глава 3. Проблемы развития человеческого капитала
3.1 Описание проблемы
3.2 Человеческий капитал и государство
3.3 Анализ текущего состояния дел и проблемы развития человеческого капитала, накопленного при плановой экономике, в России
Заключение
Список использованной литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
“ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ рОССИИ”
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретические подходы к
1.1 Понятие человеческого капитала: генезис и развитие
1.2 Факторы,
оказывающие влияние на
1.2.1 Инвестиции в человеческий капитал
1.2.2 Характеристики
основных институтов, определяющих
формирование и развитие
Глава
2. Современное состояние
2.1 Трансформация человеческого капитала в российском обществе
2.2 Отдача от инвестиций в российских и западных компаниях
2.3 Человеческий
капитал как конкурентный
Глава 3. Проблемы развития человеческого капитала
3.1 Описание проблемы
3.2 Человеческий капитал и государство
3.3 Анализ
текущего состояния дел и
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Человеческий
капитал играет очень важную роль
в экономике страны. Переход на
инновационный путь развития невозможен
без задействования человеческого
капитала. За счет развития человеческого
капитала можно увеличить
Актуальность этой темы бесспорна, т.к.:
Экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.
Целью исследования является выявление особенностей человеческого капитала в России.
Задачи:
Определить сущность понятия “человеческий капитал”, его генезис и развитие.
Охарактеризовать
структуру и стоимость
Выделить направления инвестиций в человеческий капитал
Определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала
Определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития
Выявить основные проблемы развития человеческого капитала
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала
Понятие человеческого капитала: генезис
и развитие
В российской экономической науке термин “человеческий капитал” впервые был использован Р.И. Капелюшниковым. Материал данной главы основан на материалах его статьи “Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности” (1), а также интерент-ресурсах (6,7).
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь— Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
В зарубежной и отечественной литературе используется немало терминов, отражающих качественные характеристики рабочей силы и роль человека в трудовом процессе: трудовые ресурсы, рабочая сила, человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий потенциал, человеческий капитал и другое.
В нашей стране в течении многих десятилетий использовалось понятие “рабочая сила”, определяемое как способность человека к труду. В 1980-е годы, обсуждая причины, приведшие советское общество к глубочайшему кризису, общественная и научная мысль пришла к выводу, что решающим фактором производства является именно человек, и если у него отсутствуют стимулы к эффективному и добросовестному труду, то ни о каком прогрессе общества не может быть и речи. Так родился термин “человеческий фактор”. Впоследствии он уступил место другим : трудовой потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал
Идея
человеческого капитала имеет давние
корни в истории экономической
мысли. Одна из ее первых формулировок
обнаруживается в “Политической арифметике” У.Петти. Позднее
она нашла отражение в “Богатстве народов” А.Смита, “Принципах”
Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.
Л. Туроу (англ. Lester Carl Thurow — американский экономист) , обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующее определение: “Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги”. В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. Но среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. “Экономическая способность - пишет он, представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на производительность всех других вложений”. Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала: “По существу, - отмечает Л. Туроу, - потребление, производство и инвестирование представляют собой совместные продукты деятельности человека по поддержанию жизни”. “Аналогии между человеческим капиталом и физическим интересны и волнующи, - замечает Л. Туроу. - однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно также как физический капитал”.
Ф. Махлуп (нем. Fritz Machlup; 15 декабря 1902, Винер-Нойштадт, Австрия — 30 января 1983) — австрийский и американский экономист, предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. “... Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал”. В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.
Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин с С.А. Дятловым. “Человеческий капитал, - пишут они, - представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике..., адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства”.
В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
1) потоковый,
накопительный запас
2) целесообразность
использования запаса
3) прирост
производительности труда
4) увеличение
доходов мотивирует работника
делать дополнительные
Анализ содержания и условий капитализации человеческого капитала позволяет А.Н. Добрынину и С.А. Дятлову выработать обобщенное определение человеческого капитала как экономической категории современного информационно-инновационного общества. “Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка”.
Использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства.
Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.
Западные исследователи обычно выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций в человеческий капитал. Г. Шульц указывает, что способности человека “... развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций”. К таким видам инвестиционной деятельности он относит школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, растущий запас информации относительно экономики. Всё эти виды деятельности нацелены на формирование конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал.
Многие ученые подчеркивают важное значение в формировании и накоплении способностей человека такого ресурса как “человеческое время”. “Запас человеческого времени является столь же базовым, - пишет Л. Туроу, - как и запас ресурсов. - Это - главный актив человеческого капитала, который позволяет индивидууму приобретать другие активы человеческого капитала”. Значение запаса жизненного времени осознается к закату жизни или в стрессовых, чрезвычайных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних потенций человека.
Все авторы по-своему правы. И все же из всего разброса мнений о сущности человеческого капитала можно сделать определенные выводы. В широком смысле человеческий капитал – это не что иное, как созидательный потенциал человека во всем его многообразии. Поэтому в данном случае понятия “трудовой потенциал” и “человеческий капитал” совпадают. Они идентичны.
Каждый человек проживает в своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов. На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Эта стадия является критической для каждого. Образование и навыки, которые мы приобретаем на первой стадии жизни определяют не только, кем мы станем в обществе, но и обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку (earning power) называют человеческим капиталом. Существует высокая корреляционная зависимость между стоимостью полученного обучения и последующей стоимостью человеческого капитала. Таким образом, образование может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал. Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает заработную плату. Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.
Структура человеческого капитала определяется на основе таких параметров, как характер работы человека, его отраслевая принадлежность, теснота взаимосвязи динамики трудового дохода с различными классами (подклассами) финансовых активов, и т.д. Заметим, что структура человеческого капитала индивидуума может со временем изменяться, что должно находить отражение в рекомендациях по инвестиционной политике. От того, какова будет структура человеческого капитала, зависит такой параметр будущей модели, как способность человека принимать на себя риск, рекомендуемая структура общего портфеля, а также структура финансового капитала человека