Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конфликтологии"
1. Становление конфликтологии 1
2. Значение, предмет и задачи конфликтологии 1
3. Понятие конфликта. Объект и предмет конфликта 1
4. Субъекты социальных конфликтов 1
5. Классификация конфликтов 2
6. Структура конфликта 2
7. Причины возникновения конфликтов 2
8. Функции конфликта 3
9. Динамика конфликта 3
10. Особенности внутриличностного конфликта 3
11. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 3
12. Особенности межличностного конфликта 4
13. Конфликт между личностью и группой и его особенности 4
14. Межгрупповой конфликт 4
15. Межгосударственный конфликт 4
16. Технология предупреждения конфликтов 4
17. Стратегии выхода из конфликта 5
18. Методы психокоррекции конфликтного поведения 5
Стратегия приспособления может быть применима в следующих наиболее характерных ситуациях:
Важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
Предмет разногласия не очень важен или одного из участников конфликта не особенно волнует случившееся;
Одна из сторон считает, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
Одна из сторон осознает, что правда на ее стороне;
Одна из сторон чувствует, что у нее недостаточно власти или шансов победить.
Позицию человека, следующего этому стилю, можно выразить словами: «Все, что Вы хотите…». Тактика: соглашается, сдается, потакает, льстит. Предпочитает, чтобы другие настаивали на своем. Заинтересован в одобрении. Качества как руководителя: неумение функционировать внутри группы, отсутствие твердой позиции, желание всем угодить, тенденция отвлекаться при участии в беседе.
Стратегия уклонения (избегания)
обычно реализуется, если конфликт не
затрагивает прямых интересов сторон
или возникшая проблема не столь
важна для сторон и у них
нет нужды отстаивать свои права,
или же сторона ни с кем не сотрудничает
для выработки решения и
Считает, что источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами;
Знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;
Обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;
Хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
Считает, что решать проблему немедленно опасно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию;
Считает, что подчиненные могут сами урегулировать конфликт;
Думает, что решение проблемы может ухудшить здоровье;
Считает, что в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди — грубияны, жалобщики, нытики и т.п.
Не следует думать, что
этот стиль является бегством от проблемы
или уклонением от ответственности.
В действительности иногда уход или
отсрочка могут быть вполне подходящей
реакцией на конфликтную ситуацию,
так как за это время она
может разрешиться сама собой, или
можно будет вернуться к
Поведение человека, придерживающегося этой стратегии, можно выразить словами: «Конфликт? Что за конфликт?» Тактика: отступает, избегает, отрицает, игнорирует, уходит, медлит. Предпочитает, чтобы другие избегали конфликта. Отказывается вступать в беседу или узнавать факты. Качества как руководителя: пассивность и застенчивость, тенденция пережидать, неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.
Сотрудничество — наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Его преимущество в том, что стороны находят наиболее приемлемое решение, превращающее их из оппонентов в партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Как правило, такой подход способствует успеху в делах и личной жизни. Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, как мы оба можем достичь того, чего хотим», «Я пришел к Вам, чтобы решить нашу проблему».
Далее, проникая в глубь разногласий, следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, выяснить, в чем имеющиеся разногласия компенсируют друг друга.
Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них, и обе стороны принимали участие во всем процессе разрешения конфликта.
Однако такая стратегия требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта эту стратегию можно использовать в следующих случаях:
Если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, однако необходимо найти общее решение;
Основная цель — приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
Существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной;
Необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
Позицию человека, придерживающегося этого стиля, можно выразить словами: «Я предпочитаю это…………., а Вы?». Тактика: собирает факты, ищет дополнительные возможности, обсуждает открыто, принимает разногласия. Предпочитает, чтобы другие сотрудничали или шли на компромисс. Сосредотачивается на сборе информации. Качества как руководителя: способность сосредоточиться на сборе данных и процессе переговоров; принятие перемен и изменений; умение предотвратить кризис путем регулярных обсуждений и планирования; использование своих способностей ради достижения власти; умение делегировать ответственность.
Практика психокоррекционной и психотерапевтической работы показывает, что возможно изменение поведения человека в конфликте. Среди методов психокоррекции конфликтного поведения выделяют следующие:
– социально-психологический тренинг;
– индивидуально-
– аутогенную тренировку;
– посредническую деятельность психолога (социального работника);
– самоанализ конфликтного поведения.
Социально-психологический тренинг (СПТ)
Исследования проведённые
в последнее время
Применение СПТ предполагает учёт ряда принципов:
– «доверительного общения», заключающимся в создании обстановки доверия, чувства общности во время СПТ;
– «здесь и теперь», который состоит в анализе ситуаций общения, возникающих в процессе совместной работы участников;
– «персонификации высказываний», требующего от участников открытого высказывания своего мнения, снятия защитных реакций, готовности принять ответственность за свою позицию;
– «активности», реализующегося в вовлечённости всех участников в работу, дискуссию, упражнения, игры и т. д.;
– «акцентирования языка чувств», предлагающего свободное выражение своих чувств, возникающих в общении, и открытую передачу их тому, кто эти чувства вызвал;
– «конфиденциальности», который требует сохранения участниками в тайне информации, полученной от других участников.
Базовые методы СПТ составляют групповая дискуссия и игровые методы.
Групповая дискуссия как метод СПТ представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью прийти к общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит сопоставление мнению по обсуждаемой проблеме. Её ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя дискуссии каждый участник тренинга получает возможность увидеть, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и объяснении одних и тех же конфликтных ситуаций.
Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получили метод деловой игры и метод ролевой игры. В деловой игре больше внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях конфликта. И гораздо меньше внимания – анализу межличностных отношений, причин и мотивов поступков участников конфликтной ситуации. По мнению психологов, основной акцент здесь делается на инструментальный аспект обучения (Ю. Емельянов).
В ролевой игре предмет изучения составляют закономерности межличностного общения, понимаемого в единстве трёх его сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Ролевая игра – это групповая дискуссия, но в лицах, где каждому из участвующих предлагается исполнить роль в соответствии с его представлениями о характере поведения участника конфликта, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям. Остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей-экспертов, которым предстоит обсудить, чья линия поведения была более верной.
Индивидуальное психоконсультирование
Используется в целях
коррекции общения (С. Абрамова, О. Алёшина,
Р. Мей, Н. Обозов, К. Роджерс, В. Столин).
Психологическое
Аутогенная тренировка (АТ)
Предполагает освоение человеком приёмов мышечной релаксации, самовнушения, развития концентрации внимания и силы представлений, умений контролировать своё поведение. С помощью АТ возможно управление своим психическим состоянием, снижение ситуативной тревожности и агрессивности.
Посредническая деятельность психолога (социального работника) по оказанию помощи в разрешении реальных конфликтов способствует выбору оптимальных способов взаимодействия с оппонентом [10]. Индивидуальные беседы с психологом, подготовка к совместной встрече с оппонентом, совместная работа в триаде («Я» – «он» – «психолог») помогают человеку осознать нерациональность своего поведения, способствуют конструктивному разрешению межличностных противоречий.
Самоанализ своего
поведения в конфликтной