Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:37, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент в управленческой мысли до XX века
Система Ф.Тейлора

Вложенные файлы: 1 файл

Menedzhment_FDO303z_otvety.docx

— 763.23 Кб (Скачать файл)

ВОПРОСЫ

по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

  1. Понятие и сущность менеджмента

Управление как самостоятельная  система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали  жить организованными группами, у  них появилась необходимость  управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности:

1) оборонительная; 2) политическая; 3) экономическая.

На первом этапе, когда  группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает  и подчиняет своим интересам  элементы внешней среды: общества, живой  и неживой природы.

Сущность мен-та – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.

Элементы, на которые  направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

 

  1. Менеджмент в управленческой мысли до XX века

1.Древняя примитивная  практика  управления и организации

коллективных  действий в Древнем  Мире

2.Появление  древних  цивилизаций  Азии, Африки и  Европы, рабовладельчества, государственности с формированием и укрупнением бурократических организаций

3.В средние века  феодализма в малых масштабах  и группах с помощью божественного  правила и громоздкой военно-бюрократической  организации были достигнуты: строгий  порядок, власть, дисциплина, субординация, чередование физических и интеллектуальных  трудовых задач

4.Капиталистическая  организация заимствовала у средневековой  культуры её технические достижения  и принципы организации массового  производства, регулярность, эффективность,  планирование, мелочное разделение  труда, авторитарность и бюрократизацию  управления, регламентацию деятельности, пожизненную прикованность к профессии

 

  1. Система Ф.Тейлора

В основу своей теории Тейлор положил принцип заинтересованности: с помощью оплаты можно предельно  интенсифицировать труд рабочего. Он считал, что коренные интересы рабочих  и предпринимателей одинаковы.

Тейлор сформулировал  четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

  • научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
  • кооперация с рабочим;
  • разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Мотивы поведения Тейлор считал таким же важным фактором производства как способы труда, инструменты, но только основанными на более сложных  закономерностях.

Представляют и сегодня  научный интерес такие идеи Тейлора:

  • разработка дисциплинарной системы в зависимости от содержания, характера и производительности труда;
  • выработка комплекса мер по повышению квалификации работников, распределению и служебному продвижению, по преодолению психологической инертности людей в отношении крупномасштабных нововведений;
  • стремление поставить научный подход на место традиции, подойти к трудовому процессу как к системе и дать научные основания организации и нормирования труда человека;
  • вместо традиционной, так называемой линейной системы управления предлагал так называемую функциональную систему, что по тем временам было прогрессивно. Управленческий труд, который при линейном руководстве ложился целиком на одного руководителя, становится при функциональном руководстве делом коллектива администраторов, отвечающих за различные стороны организации труда;
  • в статье "Очередные задачи Советской власти" (см. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 36. с.140) Ленин В.И.  отмечал,что, представляя " из себя последнее слово самой бесшабашной капиталистической эксплуатации …   в то же самое время… в системе Тейлора заключается громадный прогресс науки, систематически анализирующий процесс производства и открывающей пути к громадному повышению производительности… труда".

Социальная философия  Тейлора послужила фундаментом  американской теории менеджмента. Среди  ее основополагающих принципов можно  выделить:

  • цель производства – увеличение комфорта и благосостояния человечества;
  • миссия научного управления состоит в конструктивном  вкладе в экономический и социальный прогресс общества;
  • ответственность лидеров бизнеса перед обществом за соблюдением интересов частного капитала будет расти;
  • разумный эгоизм, филантропия не должна иметь места ни в одной системе управления (оплата труда должна соответствовать вкладу в производство, вести к расширению производства);
  • необходимо повышать индивидуальную ответственность человека за собственное благополучие.

 

  1. Идеи менеджмента А.Файоля

А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполненииций менеджмента (см. таблицу 4).                                                                     Таблица 4

Принцип

Содержание  принципа

1 . Разделение труда

Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые  направлены внимание и усилия работающего).

2. Полномочия и ответственность

Каждому  работающему  должны  быть  делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3. Дисциплина

 

Рабочие  должны  подчиняться  условиям   соглашения | между ними и руководством предприятия; менеджеры должны применять  справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4. Единоначачие

Работник  получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

6. Подчиненность личных интересов

Интересы  организации имеют преимущество перед интересами индивидов.

7. Вознаграждение персонала

Получение работниками  справедливого вознаграждения за свой труд.

8. Централизация

 

Естественный  порядок в организации, имеющей  управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

9. Скалярная цепь

Неразрывная цепь команд, посредством которых  передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

10. Порядок

Рабочее место  для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.

1 1 . Справедливость

Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

12. Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.

13. Инициатива

Поощрение   работающих   к   выработке   независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых  работ.

14. Корпоративный

дух

Гармония  интересов персонала и организации, обеспечивающая единство усилий («в единении - сила»).


Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

 

  1. Теория «человеческих отношений»

 

Концепция "человеческих отношений" имеет сложную структуру.

Она соединяет в себе принципы, разрабатываемые такими различными дисциплинами, как социология, психология, экономическая и политическая науки, наука об управлении и организации, философия, этика, социальная   антропология.

В экономической сфере  появление и совершенствование  системы "человеческих отношений" были связаны с поиском новых  средств повышения производительности труда.  Роль их как системы морально-психологического стимулирования работников в узкоспециализированном труде сохраняется в настоящее  время как в механизированном производстве, так и в частичном труде, сопровождающем начальные этапы автоматизации. При этом в еще большей степени возрастает их новая функция: стимулировать инициативное и сознательное отношение работников к труду, к дорогостоящей и сложной технике.

Система "человеческих отношений" призвана искусственно вдохнуть в производство все более властно диктуемый производительными силами дух коллективизма в труде.

В целях более полного  вовлечения работников в производствен-

ный процесс особое внимание начинает уделяться их психологическим ощущениям в бюрократированной производственной громаде и поиску возможностей смягчить чувство обезличенности, безвластности над рачмененным производственным процессом.

Предполагаемая "коллективная ответственность" работников, таким

образом, включает в себя добровольную солидарность с интересами производства, быструю приспособляемость  к новым условиям и новым требованиям, принятие всех последствий рационализации предприятия, таких, как чрезмерная интенсификация труда, повышение нервной  утомляемости, изменение принципов  квалификации работников и оплаты труда, аналитической оценки рабочих мест, дробления заработной платы на постоянную и невременные части и другие новшества послевоенной западной НОТ, а также структурная и технологическая безработица.

 

  1. Вклад в развитие менеджмента П.Друкера

 

  1. Теория «революции менеджеров»

Это одна из основополагающих социально-философских концепций  американской социологии и менеджмента. Теория "революции менеджеров" исходит из утверждения о том, что определяющую  роль в историческом развитии играет смена общественных элит. Новый класс наемных работников – управляющих – все более  вытесняет старую элиту – собственников  и играет решающую роль в развитии современного общества. На место главной  руководящей силы общества выдвигается  фигура "просвещенного менеджера", который должен оттеснить собственника не только в управлении производством, но и у власти. При этом идеология "революции менеджеров" учитывает  разделение капитала-собственности  и капитала-функции, а также социальные различия между их носителями-акционерами  и управляющими.

Идея "революции менеджеров" и термин принадлежат Бернхэму, но во многом  исходит от Гегеля и К. Маркса (их идей о сущности и роли корпораций в капиталистическом обществе). Главный идеолог этого направления утверждает, то в качестве "нового правящего слоя" менеджеры получат в распоряжение государственный аппарат и контроль над средствами производства. Тем самым под тезис о "революции менеджеров" подводится в перспективе база в виде раздвинутого до национальных масштабов государственного капиталистического сектора в экономике.

Второй этап – в конце XIX – начале XX века в эпоху семейного капитализма связывают с теориями Э, Бернштейна и К. Шмидта: класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которого противоположны интересам собственников.

На третьем этапе,

Идеи "революции менеджеров" находят различное преломление. В

некоторых из них традиционное для данной теории противопоставление управляющего собственнику используется для доказательства тезиса об исчезновении капиталистов и превращении общества в социальную систему различных  профессиональных групп, состоящую  якобы только из лиц наемного  труда, в которой руководящая  роль принадлежит менеджерам. В других - и их большинство – основной идеологический акцент делается на логическом увязывании тезиса о "социальной ответственности бизнеса" с социальными функциями менеджеров, которые предстают, таким образом, как конкретные носители "ответственности" промышленного сектора. Особое внимание при этом в обязанностях менеджмента уделено росту функций надзора, стимулирования и координации человеческой деятельности на производстве, происходящему по мере отделения управления от собственности и отделения профессионально-технических функций от административных внутри управления.

Так Дарендорф подчеркивает важность изменений в составе гос

подствующего класса для предупреждения социальных конфликтов на производстве. Поскольку менеджмент в силу определенного промежуточного положения между собственниками и рабочими нуждается в согласии рабочих как в необходимой "второй основе" власти (помимо власти, передоверенной собственником) и не может, в отличии от "полноправного" собственника осуществлять свою власть в открытом противоречии с подчиненными, - такое согласие имеет для него общеклассовое, но и специфическое для данного слоя значение.

При известной ограниченности и односторонности этих выводов

результаты исследований, касающихся объективных изменений  в положении менеджеров в обществе и на производстве, используются и  организациями трудящихся и бизнесменами. Именно менеджеры находят сегодня  новые формы взаимодействия с  профсоюзами. В их руках сосредоточены  результаты социальных исследований, рекомендации психологов, контроль над  коммуникациями, "позициями" и "ролями", т.е. те средства, которые делают социальное взаимодействие на производстве, по формулировке Р. Миллса "менее материальным и  более психологическим". Именно этот слой воспринимает первым и проводит в жизнь новую "философию производственного  управления".

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"