Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 05:08, шпаргалка
1. Управленческий труд и его специфика
2. Сущность системного и процессного подходов к управлению
3. Модель внутренних и внешних переменных организации
4. Конфликт в организации. Виды конфликтов и способы их разрешения
...
13. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.
Выделяются три уровня организационной культуры (по Э.Шайну):
Поверхностный (то, что можно воспринимать через известные пять чувств).
Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации).
Глубинный (это скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения.
Организационная культура имеет субъективные и объективные элементы.
Субъективные элементы: субъективное восприятие членов коллектива, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения, лозунги и т.д.
Объективные элементы: место расположения организации, дизайн помещений, рабочие места, оборудование и мебель, удобства, комнаты для приема, стоянки для автомобилей и т.д.
Организационная культура состоит из преобладающей культуры, субкультур групп и контркультур групп.
Эти три составляющие усиливают или ослабляют эффективность организации в целом. Желательно постоянно оценивать и следить за влиянием организационной культуры.
Управление организационной кул
формирование;
поддержание;
изменение (если необходимо).
Существуют различные модели влияния организационной культуры на организационную эффективность, например, модель Сате, модель Питера и Уотермана, модель Парсонса, система Квина и Робраха и др.
Один из примеров использования и учета ОК – теория Уильяма Оучи.
Изучив японский опыт управления, Оучи предложил свою теорию организационной культуры Z. Эффективного управления по этой теории можно добиться, если:
фирма сознательно идет на долгосрочный наем кадров;
применяется групповое принятие решений;
имеет место групповая
идет умеренное продвижение кадров;
осуществляется неформальный контроль;
осуществляется умеренно специализированная карьера;
осуществляется всесторонняя забота о человеке.
Американские компании пытались переходить к управлению (организационной культуре) типа Z. Но ответственность в большинстве американских компаниях пока так и остается индивидуальной. Они считают, что в этом есть свои преимущества. Индивидуализм сознания европейцев и американцев не позволяет им пока использовать в фирмах групповую ответственность, свойственную общинности сознания японцев.
Мотивация – побуждение людей к выполнению определенной деятельности. Мотивация - процесс побуждения работника к трудовой деятельности путем использования присущих ему мотивов труда.
Мотив – осознанное желание удовлетворения какой - либо потребности человека. В классической теории мотивов к труду значение сл. «мотив» гораздо шире и глубже по сравнению с термином «стимул» (от лат. «стимулус» - остроконечная палка, которой погоняли скот животных), который чаще всего ассоциируется с материальным стимулированием.
Мотивация – процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия мотивов (потребностей, интересов, желаний, целей), стимулов и от ожидаемых результатов.
Выделяют содержательные (наиболее признанными теориями этого класса являются достаточно известные в России теории иерархии потребностей А. Маслоу, двухфакторной модели Ф.Херцберга, теория X и Y Д. Макгрегера, теория развития человеческого потенциала (т.Z) У.Оучи, теории высших потребностей Д.Макклелланда; и процессуальные теории мотивации (теории ожиданий В.Врума и Р.Лукаса, теория вознаграждений (пожкрепления) Б.Скиннера, комплексная теория справедливости и ожиданий Л.Портера и Э.Лоулера.)
По Маслоу существует 2 группы потребностей: первичные, к которым он относит физиологические и потребности в безопасности. Вторичный уровень потребностей: потребности в социальном статусе, потребности в самовыражении и самоуважении.
В своей теории Ф. Херцберг также апеллирует двумя видами потребностей: гигиенические и мотивационные потребности. В группу гигиенических потребностей он включает условия труда. К мотивационным потребностям относится продвижение по службе.
Мотивационная теория Макклелланда апеллирует потребностями высшего порядка, в частности потребностями в успехе, власти.
В основу теории ожиданий положен так называемый предшествующий опыт, т. е. человек выбирает определенный тип поведения, ожидая получить за него определенное вознаграждение.
В основу теории справедливости положено субъективное восприятие степени вознаграждения и затраченных человеком усилий.
Т.о. из мотивационных теорий управления следует, что мотивация отражает сложный и непрерывный процесс выбора субъектом того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки ожидаемых результатов по удовлетворению своих потребителей. В практическом плане это означает, что работник (группа) организация в силу многообразия собственных мотивов (потребностей, интересов, желаний, ожиданий) и воздействий внешней среды (стимулов) постоянно находится в состоянии мотивационного выбора между ценностью (полезностью, выгодностью) предстоящих действий и затратами на их реализацию. Оптимизация этого выбора – основная задача мотивационного управления. Стоит ли вкладывать сбережения (доходы) в рубли или иностранную валюту, в банковский депозит или недвижимость; платить налоги или уклоняться от них, выполнять распоряжение руководства безоговорочно или с учетом собственной позиции и т.д. Эти и множество других альтернативных выборов, порождаемых процессами и потребностями развития, мотивируют.
Лидерство – способность влиять на индивидуумов или группу людей, чтобы побудить их к действию в направлении достижения общей цели.
Существует 3 подхода к определению стиля лидерства:
Первый подход с точки зрения личных качеств руководителя (теория великих людей). Согласно этой теории эффективность лидерства определяется набором общих качеств руководителя: уровень интеллекта и знаний, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, уровень образования, уверенность в себе.
Второй подход – поведенческий. Эффективность лидерства определяется отношением руководителя с подчиненными. Согласно этому подходу стили лидерства классифицируются (по Лайкерту) на:
+ эксплуататорско - авторитарный
стиль (руководитель
+ благосклонно - авторитарный (преобладают
авторитарные отношения,
+ консультативно-
+ стиль основный на участии (предполагает полное доверие руководителя подчиненным).
Существует еще одна классификация. Двухмерная трактовка стилей лидерства, согласно которой стили лидерства классифицируются по двум направлениям: по структуре и по вниманию к подчиненным. Выделяют 5 стилей лидерства: 1) 1.1.не вмешательство (низкий уровень заботы о производстве, о людях; 2) 1.9. «теплая компания» (руководство в стиле загородного клуба – очень высокий уровень заботы о людях); 3) 9.1. задача (высокий уровень заботы о пр-ве); 4) 5.5. золотая середина (руководитель в своих действиях стремится в достаточной степени сочетать интересы подчиненных и пр-ва); 5) 9.9. команда (руководитель стремится в мах степени соединить интересы производства и работников).
задачи
9.1.
1.1.
Третий подход – ситуационный. Кроме личных качеств и поведения имеют значение ситуационные факторы: характер задания, требование и воздействие внешней среды, имеющаяся у руководителя информация, потребности и личные качества подчиненных.
В этом подходе выделяют 2 стиля лидерства:
1. Авторитарный
2. Демократический.
Теория «X» и «Y» Дугласа Макгрегора или рационально-экономическая теория:
Согласно т. «X» подчиненные – это существа, не способные к самоорганизации, самоконтролю, усилия на благо компании прилагаются только за дополнительное вознаграждение. Неэффективность является естественным положением дел. Руководитель при этом должен следовать принципу «кнута и пряника.
Согласно т. «Y» (или самореализационной теории), работники – это существа самомотивирующиеся, самоконтролирующиеся. Неэффективность является следствием их неудовлетворенности. При этом руководитель должен организовывать работу мах, чтобы это приносило мах самоудовлетворение каждому работнику.
Выводы по представленным подходам к лидерству:
Многие стили лидерства в основе своей построены на дифференциации факторов «производство-человек», поэтому наиболее значимый фактор в лидерстве – человеческий фактор;
Руководитель любого ранга в формальной организации (для успешной его работы) не м.б. не лидером;
В первую очередь, лидерство предопределяется личными качествами руководителя.
К основным законам организации относят следующие законы:
Закон синергии
Закон самосохранения
Закон развития
Законы организации второго уровня действия
Объективные законы - осуществляются помимо нашей воли. Субъективные законы – законы РФ.
Закон синергии. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда либо существенно больше, либо существенно меньше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов. Потенциал > ∑ Рi либо Потенциал < ∑ Рi.
Закон самосохранения. Каждая организация стремится сохранить себя, используя для этого весь свой потенциал. Потенциал < V внеш. + V внутр.
Закон развития. Каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. П max
Законы организации второго уровня являются следствием законов первого уровня и уточняют их.
Закон информированности и упорядоченности. Чем большей информацией во внешней и внутренней среде обладает организация, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования. Следствие: на определенном уровне информированность переходит в компетентность.
Закон единства анализа и синтеза. Слияние предполагает синтез, разделение анализ. Каждая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования, в результате постоянного изменения структуры или функций.
Закон композиции и пропорциональности. Каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композиции), находящиеся в заданных взаимосвязях.
Типология организаций на основе изменения взаимосвязей этой организации. Характер взаимоотношений между организацией и внешней средой: механистический тип и органистический. Характер взаимоотношений между отдельными подразделениями внутри организации: традиционная, дивизиональная и матричная. Характер взаимоотношений между индивидом и организацией: корпоративная и индивидуалистическая.
Механистическая организация |
Органистическая | |
Традиционная организация (линейно-функциональная) |
Дивизиональная |
Матричная |
Корпоративная |
Индивидуалистская |
Механистическая организация основана на длительном опыте предшествующих поколений. Макс Вебер.
Механистическая организация |
Органистическая организация |
Максимально узкая специализация в работе |
Широкие специализации |
Работа по правилам |
Мало правил (специалисты Microsoft) |
Четкие права и ответственности |
Амбициозная ответственность, т. е. берите столько прав, сколько можете, но и ответственность |
Четкая организация на четкой структуре |
Размытая иерархия |
Объективная система отбора персонала |
Субъективные критерии отбора |
Объективная система вознаграждения |
Субъективная система |
Четкие цели и задачи |
Неопределенность в целях |
Работа измеряема |
Работа не измерима |
Признается существенная власть |
Авторитет власти завоевывается |
Корпоративная организация – это особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.
Индивидуалистская организация – свободное открытое и добровольное объединение людей для осуществления свободной деятельности.
Корпоративный тип |
Индивидуалистский тип |
Объединение людей на основе их разделения по социальному, профессиональному критерию |
Свободное добровольное объединение людей |
Монополия и стандартизация в деятельности организации |
Наличие конкуренции между людьми |
Наличие иерархии |
Демократический принцип формирования власти |
Субъект интереса – группа или организация в целом |
Субъект интереса – личность |
Организация отвечает за человека |
Человек отвечает сам за себя |
Принцип большинства и старшинства |
Принцип меньшинства и право вето |
Интересы производства превалируют над интересами человека |
Интересы человека превалируют над интересами производства |
Двойная мораль в организации (мораль организации и мораль личности) |
Здравый смысл и общечеловеческие ценности (мораль личности). |
Лояльность по отношению к организации |
Лояльность по своим убеждениям |
Человек для работы |
Работа для человека |