Шпаргалки по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:23, шпаргалка

Краткое описание

Менеджмент (М.) – это управление в социально-эк-ких системах (фирмах, предприятиях), это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличение прибыли и т.д.).
Менеджмент – это наука, рациональной организации и управления предприятием, нацеленная на предпринимательский успех.Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1. Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

Вложенные файлы: 1 файл

menedzhment.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)

4. Цель, как важнейшая  функция управления

   Любая сис-ма  управления это, прежде всего,  целенаправленная система, имеющая  иерархическое строение и организованное  для достижения целей предприятием, которые принято называть  целями функционирования. Цель является отправной точкой планирования. В организации, как правило, приходится иметь дело с совокупностью целей.  

Задача руководителя любого уровня: суметь учесть всё многообразие факторов, влияющих на функционирование организации, правильно оценить  ситуацию и выбрать оптимальные  решения. 

Дерево целей

 
 
 
 
 
 
 

   В современном  менеджменте понятие «цель» одно  из основных. Без определения  этого понятия, без выявления  соотношения целей, средств достижения  целей, оценки эффективности и  путей достижения целей нельзя  решить проблему эффективного  управления.

   Если цель  функционирования не выбрана  точно, нет критериев, по которым  можно судить о её достижениях,  невозможно скоординировать структурные  подразделения, невозможно рационально  распределить обязанности м/д  сотрудниками и оценить деят-ть  каждого.

Цели подразделяются на количественные и качественные.

Пример количественной цели: к концу 2011г. завоевать долю на рынке 50% против 10% на конец 2010г. Пример качественной цели: внедрить систему  качества.

5. Понятие целевого  управления.

Каждая организация  фиксирует своё состояние в будущем  в виде долгосрочных и краткосрочных  целей. Целевое управление осуществляется в нес-ко этапов:

   1. Разработка долгосрочных целей (стратегическое планирование): в основе разработки долгосрочных целей лежит планирование. Это прежде всего разработка обоснованных планов для представления их совету директоров, а также высшему руководству.

2. Оценка действующей организационной структуры управления: необходимо ответить на следующие вопросы: 1) правильно ли распределены функциональные обязанности; 2) на ск-ко хорошо их выполняют сотрудники; 3) соответствует ли организационная структура требованиям окружающей среды; 4) если нет, то как наиболее быстро и с минимальными затратами провести её реорганизацию; 5) привлекает ли управляющий высшего звена к разработке целей своих подчинённых; 6) необходимо помнить, что любая организация не будет работать эффективно, если в ней нет чёткого распределения обязанностей и персональной ответственности.

3. Разработка целей структурных подразделений: цели должны быть сформированы на каждом уровне управления, и прежде всего «по горизонтали».

4. Доведение выбранных целей до подразделения (обоснование построения «дерева целей»).

5. Доведение цели до каждого конкретного исполнителя (на производственных совещаниях).

6. Реализация целей: закрепление цели за каждым исполнителем. Выявление наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей. Установление графика выполнения работ. Контроль выполнения цели снизу доверху. Своевременность вмешательства в процесс управления на любом уровне управления.

7. Оценка достигнутых рез-тов (проводиться снизу вверх с выходом на глобальные цели).

8. Корректировка целей.

Оценка  степени прогресса  в достижении целей.

   Главная задача, которая должна быть решена  на основе формирования цели  организации, заключается в создании  такой организационной структуры  управления, при которой затраты  на основную деятельность давали  бы максимальную эффективность  при тех ресурсах, которыми она  располагает. 

6. Общие функции  управления.

Функции управления – это специализированная часть процесса управления, связанная с регулярной организационной деятельностью информационно-управленческого характера, и отличается однородностью целей, действий или объектов приложения этих действий. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой функции, осуществляемые аппаратом управления, подразделяются на общие и специальные. Общие функции управления раскрывают содержание основной функции системы управления и, по сути, являются ее подфункциями. Они включают в себя:  

1. Планирование;

2. Организация;

3. Регулирование;

4. Мотивация;

5. Контроль;

6. Учет.

   Сущность  этих функций управления подчеркивается  их повторяемостью.

Они используются управляющей  системой (СУ) на различных этапах и  уровнях управления. Кто бы и какими бы объектами не управлял, он явно или  не явно прогнозирует цели, ищет способы  воздействия и средства достижения целей, затем планирует и принимает  окончательные решения и завершает  процесс контролем и регулированием выполнения принятых решений. 

Можно выделить следующие  особенности общих функций управления:

1) общие функции  управления всегда применяются  комплексно и по всему спектру  управленческого действия. В этой  связи нельзя говорить о большей  или меньшей важности тех или  иных функций управления, так  как в разных ситуациях различные  функции управления могут приобретать  доминирующий характер. 

2) общие функции  управления не зависят от объекта  управления, так как: во-первых, они  применимы к любым социально-экономическим  процессам или системам. Во-вторых, функции управления применимы и к самому процессу управления, и к системе управления.  

3) Следует отметить, что между функциями управления  нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой  деятельности может обнаруживать  признаки двух или даже нескольких  функций управления, их тесное  взаимопереплетение.  

4) В структуре  деятельности руководителей различных  уровней функции управления имеют  различный удельный вес (определяется  экспертным путем). 
 

7. Специальные функции  управления.

Функции управления – это специализированная часть процесса управления, связанная с регулярной организационной деятельностью информационно-управленческого характера, и отличается однородностью целей, действий или объектов приложения этих действий. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой функции, осуществляемые аппаратом управления, подразделяются на общие и специальные. 

   Разделение  труда привело к появлению  специальной функции управления. Необходимо помнить, что каждой специальной функции присущи все основные. 

Специальные функции управления:

  • Маркетинг
  • материально-технического снабжения (управление основным производством)
  • технологическая подготовка производства
  • транспорт
  • кадровое обеспечение и др.
 

 Специальные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Выделение специальных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры. Так как специальные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, то перечень таких функций зависит от перечня объектов управления и уровня декомпозиции самих функций. В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты. 

8. Сущность стратегического  планирования.

Стратегическое  планирование- это разработка стратегических планов по выдвижению таких целей и стратегии развития предприятия, реализация которых обеспечит его эффективное развитие в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. 

Стратегическое  планирование - это процесс определения целей организации, а также путей их достижения. 

Разработка стратегии  должна основываться на глубоком понимании  рынка, оценке позиции предприятия  на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ. 

Сущность стратегического  планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

• В каком положении  предприятие находится в настоящее  время?

• В каком положении  оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

• Каким способом достигнуть желаемого положения?  

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится  предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого  необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического  планирования связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная  структура и персонал, который  будет реализовывать выбранную  стратегию. 

По своему предметному  содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько  наличным ресурсам и процессам, сколько  возможностям наращивания стратегического  потенциала предприятия. В основе стратегического  планирования лежат стратегические решения. 

Стратегические решения - это управленческие решения, которые:

1) ориентированы  на будущее и закладывают основу  для принятия оперативных управленческих  решений;

2) сопряжены со  значительной неопределенностью,  поскольку учитывают неконтролируемые  внешние факторы, воздействующие  на предприятие;

3) связаны с вовлечением  значительных ресурсов и могут  иметь чрезвычайно серьезные,  долгосрочные последствия для  предприятия. 

К числу стратегических решений можно отнести:

• реконструкцию  предприятия;

• внедрение новшеств (новая продукция; новые технологии);

• организационные  изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации  и оплаты труда, взаимодействия с  поставщиками и потребителями);

• выход на новые  рынки сбыта;

• приобретение, слияние  предприятий и т.д. 

Стратегическое планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур. 

По своему характеру  их можно объединить в две группы: стратегический анализ (анализ внешней  среды, внутрифирменный анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и  стратегическое проектирование (определение  миссии, определение стратегического  положения, установление целей, планирование реализации стратегии). Следует отметить, что последовательность отдельных  процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия предыдущего  стратегического плана, но, в конечном счете, все они в совокупности составляют замкнутый цикл стратегического  планирования. 

9. Этапы стратегического  планирования.

   Процесс стратегического  планирования начинается с разработки  миссии и целей организации. 

1. Миссия организации.

   Сформулировать  миссию, значит ответить на следующие  вопросы:

1. В чём состоит  наш бизнес?

2. Кто наши клиенты?

3. Какие потребности  клиентов мы можем удовлетворить? 

2. Разработка целей.

   В соответ.  с миссией формируются цели  организации, на которые ориентируется  высшее руководство. В дальнейшем, они разрабатываются на средних  и низших уровнях управления. Перечень областей, которых высшему  руководству необходимо определить  в своих целях – это рынки,  прибыльность, производительность  БП (бизнес-процессов), финансовые ресурсы,  производственные мощности, человеческие  ресурсы и т.д. 

Информация о работе Шпаргалки по менеджменту