Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:23, шпаргалка
Менеджмент (М.) – это управление в социально-эк-ких системах (фирмах, предприятиях), это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличение прибыли и т.д.).
Менеджмент – это наука, рациональной организации и управления предприятием, нацеленная на предпринимательский успех.Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1. Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
3. Оценка и анализ внешней среды.
Анализ внешней
среды производится с помощью
PEST-анализа (Политика, Экономика, Соц. факторы
и Технология). В анализ факторов внешней
среды прямого воздействия входят: рыночные
факторы, факторы конкуренции и т.д.
4.
Анализ потенциала
фирмы (управленческое обследование
сильных и слабых сторон) (анализ внутренних
факторов, влияющих на реализацию целей
организации).
1. Маркетинговые факторы:
- доля рынка и конкурентоспособность товаров;
- разнообразие товаров,
количество и ассортимент
- рыночная демографическая
статистика (наличие своего потребителя
и устойчивого спроса на
- потенциал для
проведения рыночных
- предпродажное и послепродажное обслуживание;
- эффективный сбыт, реклама, продвижение товара;
- прибыльность товаров
и услуг.
2.
Финансовый анализ;
3. Анализ управления производством:
- оборудование;
- поставки материалов;
- запасы товаров;
- контроль качества;
4.
Человеческие ресурсы (специалисты,
квалификация, обучение).
5. Анализ стратегических альтернатив.
Существует
множество стратегий, но все
они сводятся к четырём
1. Стратегия ограниченного роста – планирование проводится от достигнутого, применяется на большинстве предприятий, на предприятиях, которые находятся на стадии выживания.
2. Стратегия роста – применяется на предприятиях быстро растущих отраслей, где рост в разы по сравнению с прошлыми годами (нано-технологии и т.д.).
3. Стратегия сокращения – убираются малоприбыльные и неприбыльные предприятия внутри предприятий, малоприбыльные подразделения.
4. Комбинированная
стратегия – при ней учитываются все
предыдущие.
На этапе
анализа стратегических
Организации
изучают среду, чтобы
6. Выбор стратегии.
Помощь при
выборе стратегии даётся
1. Со старым товаром
выходим на существующий рынок
- Стратегия более глубокого
2. Со старым товаром
на новый рынок - Разработка
новинок и модификаций
3. С новым товаром
выходим на существующий рынок
- Освоение новых рынков.
После распределения всех товаров по рынкам можно использовать следующие стратегии:
1. Деятельность фирмы с существующими товарами на существующих рынках– направлена на более глубокое проникновение на рынок за счет переориентации плана, использования более эффективных способов стимулирования продаж, снижения цены и т.д. Порой, эту стратегию называют – совершенствуй то, что производишь.
2. Деятельность фирмы с существующими товарами на новых рынках – направлена на отыскание новых демографических рынков, рынков организации путём эффективной рекламы существующих товаров.
3. Деятельность фирмы на существующих рынках с новыми товарами – направлена на разработку новинок и модификацию товаров, и продвижение их на существующие рынки.
4. Диверсификация
– заключается в предложении новых товаров
на новые рынки.
Рассматриваемый
подход позволяет руководству
предприятия комплексно
Матрица бостонской консультативной группы как метод оценки позиции фирмы на рынке.
Основана на стратегии
непрерывного роста. С помощью этой
матрицы проводится портфолио-анализ
(портфельный анализ).
относительная
После распределения всех товаров фирмы по группам можно использовать следующий комплекс стратегических решений:
1. Группу
товаров «звёзды» надо
2. По
возможности, избавляться от
3. Для
группы товаров «коровы»
4. Изучить
группу товаров «кошки» с
В основе данной матрицы используется концепция, заключающаяся в том, что темпы роста бизнеса в отрасли и доля, занимаемая фирмой на рынке отрасли, имеет наибольшее влияние на её прибыль.
Цель
использования матрицы
7. Реализация стратегий.
Реализация стратегий осуществляется ч/з:
1. Тактику – это краткосрочные стратегии, которые должны быть согласованы с долгосрочными, вырабатываются на уровне среднего звена.
2. Политику – это общее руководство для достижения целей, разрабатывается высшими управляющими на длительный период.
3. Процедуру – это запрограммированные решения, последовательность действий в конкретной ситуации для выполнения задачи.
4. Правила – точно
определяют, что должно быть сделано в
данной ситуации, исключая свободу выбора.
8. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его исполнением.
Используются следующие инструменты:
- бюджет;
- управление по
целям.
Управление по целям – это метод управления организацией, в основе которого положена идея, что начальник и подчинённый совместно устанавливает цели для выполнения работы, и вместе оценивают успехи в их достижении.
На этом
методе основана идея
10. Типы организационных структур управления.
Под
структурой управления
организацией понимается упорядоченная
совокупность взаимосвязанных элементов,
находящихся между собой в устойчивых
отношениях, обеспечивающих их развитие
и функционирование как единого целого.
В рамках
структуры протекает
Элементами структуры управления явл-ся:
1. Работник управления
– человек, выполняющий
2. Орган управления
– это группа работников, связанных
определёнными отношениями,
3. Первичная
группа – это коллектив
Структура управления характеризуется наличием связей между её элементами.
Структура
управления должна отражать
Виды
организационных
структур управления.
1. Линейная структура: образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы.
Во
главе каждого подразделения
находится руководитель, наделённый
всеми полномочиями и
Преимущества структуры:
1. Единство и чёткость распорядительства;
2. Согласованность действий исполнителей;
3. Быстрота реакций в ответ на прямые указания;
4. Личная ответственность
руководителя за конечные рез-
Недостатки структуры:
1. Высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные знания и опыт работы;
2. Перегрузка менеджеров высшего уровня;
3. Огромное кол-во информации, поток бумаг;
4. Много контактов с подчинёнными и вышестоящими;
5. Тенденция
к волоките при решении
2. Линейно-штабная структура управления:
Линейно-штабная
структура управления включает специально
созданные при линейных руководителях
подразделения, которые не обладают
правом принятия решений и руководства
нижестоящими подразделениями. Задача
штабов состоит в оказании помощи
линейному менеджеру в
Достоинства структуры:
1. Более глубокая
и осмысленная подготовка
2. Освобождение
линейных менеджеров от
Недостатки структуры:
1. Недостаточно чёткая ответственность, т.к., готовивший решение, не участвует в его реализации;
2. Сохранение
высоких требований к высшему
руководству, принимающему
3. Функциональная структура управления:
Функциональная структура управления предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций по всем уровням управления:
Выполнение указаний
каждого функционального органа
в пределах его компетенции обязательно
для производственных подразделений.
Структура нацелена на выполнение постоянно
повторяющихся рутинных задач, которые
не требует оперативного принятия решения,
используются в массовом и крупносерийном
производстве.