Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 19:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении этапов эволюционного развития теории управления в 20 веке.
Главными задачами в достижении цели работы являются анализ теоретических и практических знаний полученных в ходе истории, изучение содержания и концепций рассматриваемых школ управления, анализ воздействия школ друг на друга и на этапы развития социальных и производственных взаимоотношений.
Введение 3
1. Предпосылки для появления науки менеджмента 4
1.1. Сущность менеджмента 4
1.2. Реформы в менеджменте 5
2. Развитие теорий менеджмента в начале XX века 8
2.1. Правила теоретической школы менеджмента 8
2.2. Классическое учение менеджмента 11
2.3. Принципы школы межличностных отношений 14
3. Теории менеджмента второй половины ХХ века 18
3.1. Основные положения теорий «Х» и «Y» 18
3.2. Школы количественного управления 20
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Согласно теории Д. Макгрегора, имеется два вида воззрений на работника и соответственно два вида управления «Х» и «Y».
Согласно теории «Х»
предполагается наличие у человека
наследственной нелюбви к работе
и стремления ее избежать. Следовательно, из-за отсутствия желания работать у
этих людей, побудить их совершать нужное,
с затратой требуемых усилий для поставленных
целей можно лишь приказывая, принуждая,
контролируя и мотивируя. Человек в данной
теории не имеет желания самореализоваться,
избегает ответственности, ленится, нечестолюбив,
его интересует лишь покой. Таким образом,
управленец должен заставлять работать
сотрудников, следить за строгим исполнением
инструкций, контролировать цикл работы,
при необходимости применят штрафные
меры.
Д. Макгрегор в исследованиях демонстрирует
неправильность создания трудового цикла
в теории «Х» тем, что она не имеет морального
стимулирования и строго ориентирована
только на материальные блага, точное
определение структуры организации и
безупречное выполнение правил
[3, с. 119]. Несмотря на это, управление в
стиле теории «Х» обладает возможностью
выполнять в сжатые сроки большие объемы
работы.
Согласно теории «Y» психологические реакции человека в эмоциональном и физическом виде, проявляемые на работе, столь же естественны, как вне работы. Таким образом, нежелание работать не есть человеческая наследственность, потому что работу, в зависимости от условий, можно рассматривать с одной стороны как способ удовлетворения, с другой стороны в виде наказания. Для достижения поставленных целей существуют другие способы кроме угроз и контроля. Работники, при наличии ответственности, сами способны осуществлять самоконтроль и мотивировать себя для выполнения действий, необходимых для достижения необходимых интересов организации. Данная теория основывается на убежденности в наличии морали человека и стремлении ее проявить. Такой сотрудник проявляет талант, творчество, инициативу и способен содействовать для процветания организации. В свою очередь руководителю необходимо развивать и стимулировать такого сотрудника. Причиной отсутствия желаемого результата в организации является низкий уровень менеджмента, а не неэффективность сотрудника. Согласно этой теории профессиональный менеджер должен радеть и доверять своим сотрудникам. В этой ситуации цели организации и работника совпадают и выполняется концепция интеграции.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что теории «Х» сопоставимо управление авторитарного типа, теории «Y» управление демократического типа. Остановиться на какой-то конкретной теории нельзя, так как при отсутствии дисциплины и недобросовестности менеджер будет использовать инструменты теории «Х».
Концепции мотивации Д. Макгрегора комбинируют и поддерживают алгоритмы теории межличностных отношений, но утверждают, что правильнее определять систему управления для организации между противоположными друг другу авторитаризмом и демократией.
3.2 Школы количественного управления
Появление школ количественного управления произошло из трудов Тэйлора, который использовал статистику и инженерные дисциплины. В последующем развитие инженерных дисциплин, математики являлось необходимым условием к становлению количественной школы управления.
Школа количественного управления, созданная в 50-е годы прошлого века, развивается до сих пор. Ей присуще понимание управления изменяющимся и комплексным явлениям, содержащее большое количество внутренних и внешних организационных связей, в отличие от концепций управления, ориентированных на управление и личность.
Становление этой школы
соприкасается с развитием мате
Большой вклад в становление
данного направления принес
Канторович Л. В., создавший линейное программирование
(область прикладной математики); Новожилов
В. В., существенно доработавший теорию
для оптимального планирования в социалистической
экономике; Фельдман Г. А., изучивший функциональную
зависимость темпа роста от накопительной
доли в доходе нации.
Становление способов изучения операций проходило по следующим направлениям:
Предметом данной теории является рационализация управленческих решений, главную роль в которой занимает системный подход, настаивающий на том, что руководитель, решая вопросы входящих в его компетенцию, для их решения исходит из системного анализа.
Можно утверждать, что
появление школы
В школе количественного управления отмечают два основных направления:
Системный подход рассматривает организацию системой, включающей в себя некоторое количество элементов, которые взаимосвязаны между собой. Данных подход основывается в работе Л. Ф. Берталанфи, которая получила название общая теория систем. Концепция системного подхода заключается в:
Главное отличительное свойство методов школы количественного управления от остальных учений заключается в том, эти методы происходят от многомерности управления организацией и самой организации, от необходимости надлежащего учета управленческой деятельности. Кроме того от взаимодействия большого количества взаимодействующих внутренних и внешних организационных факторов, которые прямо и косвенно влияют на функционирование организации.
Еще одна отличительная черта управленческих решений в этом направлении заключается в качественном отличии целого от суммы частей, составляющих его.
Система представляет собой некую общность, включающую в себя взаимозависимые элементы, каждый из которых по-своему характеризует данную общность. Системы можно условно разделить на открытые и закрытые. Влияние на открытые системы обусловлено действием факторов внешней среды, в то же время закрытые системы сравнительно независимы от нее. Концепция социальных систем изучает организацию, как многоцелевую и многофакторную образованную открытую систему. Базовыми элементами такой системы являются: люди, структура, цели и задачи, технологии.
Первой процессный подход
предложила классическая школа управления, описавшая и сформулировавшая
перечень независимых управленческих
функций. Процессный подход рассматривается
при условии, что функции управления будут
взаимосвязаны. Согласно сказанному, по
мнению
М. Мескона, процесс управления составляют
взаимосвязанные между собой функции
планирования организации мотивации и
контроля, объединенные процессами коммуникаций
и принятий решений.
Использование процессного подхода подразумевает нижеуказанные характеристики организации:
Смысл процессного подхода заключается в том, что эффективное управление организацией возможно через управления процессами, в отличии от функциональных отделов. Для внедрения процессной схемы в организации, следует определить правила нахождения процессов и связать их с имеющейся организационной структурой. Данный подход называется сегментированием, который заключается в строгом распределении выполняемых функций подразделений в процессах. Внедряя сегментирование, начальник в структурного подразделения получает статус владельца процесса, имея закрепленные за собой ресурсы. Кроме того, за начальником подразделения фиксируется ответственность результатов и эффективность процесса.
М. П. Фоллетт в начале ХХ в. впервые заговорил о ситуационном подходе. Он создал закон ситуаций, который был прямо связан и расширял практическое применение процессного и системного подходов. Ситуационный подход также получил название ситуационного мышления о проблемах организации и их решениях. Идеей ситуационного подхода является определение термина ситуация. Под термином ситуация понимается некоторый перечень обстоятельств, влияющих на организацию в конкретный период. Внимательный анализ определенной ситуации дает управленцу возможность найти лучший метод для достижения наилучших результатов для организации. Данный подход расширил представление об организации, представляющей собой систему управления, на которую влияют внутренние и внешние факторы. Школа количественного управления доказала взаимозависимость факторов, влияющих на организацию.
Концепции ситуационного управления предоставляют возможные способы для управления организацией в определенной ситуации. Для эффективного управления в определенной ситуации управленец должен пройти четыре ступени:
Ситуационные концепции
отвергают существование универ
Формирование и развитие школы количественного управления олицетворяет еще одну ступень углубления управленческой идеи, так как из-за частичного объединения с идеями альтернативных школ управления, ученые достигли осознанной необходимости в комплексном управленческом подходе и выдвинули предположение о том, что менеджмент является помимо всего искусством.
Заключение
В данной работе были рассмотрены
несколько концепций
Углубление концепций управления 20 века происходило через развитие и аккумуляцию полученных знаний. Развитие носило поэтапный характер. Появляющиеся новые школы управления поддерживали концепции предшествующих, учитывая накопленный ими потенциал для создания своих концепций.
Одним из наиболее важных и признанных фактов в управленческой теории является развитие взаимоотношений. С постепенным углубленным развитием социальных взаимоотношений и улучшением показателей развития производственной деятельности, упорядочивалась и углублялась система управления.