Эмпирическое исследование имиджа руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования имиджа;
2. Определить функции, которые он выполняет.
3. Рассмотреть факторы, которые влияют на формирование имиджа .
4. Описать процедуру и методику исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3

ГЛАВА І.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………………………………….9
1.1.Понятия и сущность имиджа…………………………………………….…..9
1.2. Имидж, его функции и механизм формирования.. ……………..…….….12
1.3.Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности…………………………………………….…………………….....18

ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ……………………………………………………………..25
2.1.Программа исследования……………………………………………………25
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования ………………….……26
2.3.Практические рекомендации по формированию имиджа руководителя…………………………………………………………………..…47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ супер.docx

— 172.54 Кб (Скачать файл)

- социального (уровень образования, статус руководителя, модели его  ролевого поведения, нормы и ценности, стиль общения, связь с различными  социальными группами);

- профессионального (стиль  руководства, уровень специальной  подготовки, профессионализм, трудовой  опыт, владение разнообразными формами  и методами воздействия на  подчиненных, развитые аналитические  способности).

3. Выделенные нами показатели  критериев оценки имиджа, методические  средства их выявления позволили  создать и описать следующую  типологию имиджей руководителей:

- руководители, лидирующей группы;

- руководители, уверенно-доминирующей группы;

- руководители, пассивно-доверчивой группы.

Представленную типологию, во многом определили следующие психологические факторы (в порядке значимости):

- фактор отрицательных качеств;

- фактор позитивных качеств;

- фактор поддержки.

На основе оценки  подчиненными качеств руководителей удалось выделить три уровня его притягательности:

- высокий (руководители лидирующей группы);

- средний (руководители уверенно-доминирующей группы);

-  низкий  (руководители пассивно-доверчивой группы).

4. Среди выделенных условий влияющих на формирование имиджа руководителя, определяющими являются - внешние условия. Исследование этих условий позволило определить ведущий фактор оценки и отношений, который свидетельствует о том, что существующие представления подчиненных о качествах руководителя в целом определяют их имидж. Вместе с тем, существующий у руководителей дефицит проявления таких качеств как дружелюбие, деликатность, отзывчивость, трансформируются у сотрудников в фактор ожидаемых качеств, существенно снижающий восприятие подчиненными своих начальниками. В виду этого, подчиненные точно воспринимают лишь наиболее выраженные качества руководителя, о чем свидетельствует фактор определяющих качеств.

5. Исследование внутренних  условий, позволило выделить три  фактора, существенно влияющих на  совершенствование имиджа руководителями. Ведущим среди них является  фактор неполноценности, в основе  которого находятся представления  руководителей о его наиболее  предпочтительных, желаемых качествах  и способностях, дефицит и необходимость  которых они бессознательно ощущают. Второй фактор - желаемой самопрезентации выступает в виде внешних заявлений руководителей о качествах, проявление которых предпочтительно и приветствуется в обществе и в организации. Третий фактор – функционально–деятельностный, связан с осознанием и проявлением руководителями качеств, необходимых им для управления коллективами в повседневной деятельности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие - М., 1990. - 240 с.
  2. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетологов. - М., 1997. – 256 с.
  3. Андреева Г. М. Психология социального познания - М., 1997. – 239 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е доп. издание - М., 1988.- 430 с.
  5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.- 551 с.
  6. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира. В кн. «Мышление и обучение: активное взаимодействие с миром». – Ярославль, 1988. – С. 37 – 49.
  7. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.. 1988. – 109 с.
  8. Арредонто Л. Искусство деловой презентации. Челябинск, 1998. – 513с.
  9. Базаров Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство и подчинение» в условиях производственного коллектива. В кн.: Межличностное восприятие в группе. - М., 1981. – С.57 - 68.
  10. Барт Р. Мифологии. - М., 1996.- 556 с.
  11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989. – 478 с.
  12. Безменова Я.Л. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991. – 327с.
  13. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования вашего имиджа. – Минск, 1997. – 187 с.
  14. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб., 1997 – 230 с.
  15. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. - М., 1994. – 359 с.
  16. Блакар Р.М. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1997.
  17. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М.,1990. – 337 с.
  18. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком - М.,1982.–200 с.
  19. Бороздина Л.В. Психология делового общения. - М., 1999.- 224 с.
  20. Бобби Джи. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. -  СПб., 2000. – 224 с.
  21. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1996. – 98 с.
  22. Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1997. – С.56–63.
  23. Васильев Н.Н., Васильева Е.Н. Технологии профессионального общения. – Вологда, 1996. –226 с.
  24. Выготский Л. С. Собр. соч. в 2т. - М., 1982. – 543 с.
  25. Гофман Э. Современная зарубежная психология. – М., 1986. – 379 с.
  26. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987. – 277с.
  27. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. – М., 1997. – 295 с.
  28. Джей Э. Эффективная презентация. – М., 1996.- 210 с.
  29. Делл Д., Линда Г. Учебник по рекламе. Как стать известным, не тратя денег на рекламу. - Минск, 1996. – 275 с.
  30. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. – СПб., 1996. – 231 с.
  31. Донцов А. И. Проблема групповой сплоченности. - М., 1979. – 127 с.
  32. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1996. –377 с.
  33. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996.- 344 с.
  34. Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. – М., 1998. – 178 с.
  35. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. – СПб., 1997. – 286 с.
  36. Зиггерт В.. Ланг Л.  без конфликтов. М., 1990.- 198 с.
  37. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М..,1994.- 275 с.
  38. Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. – М., 1996. – 327 с.
  39. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М., 2000. – 192 с.
  40. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. –137 с.
  41. Крассовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. – М., 1997. – 331с.
  42. Криксунова И. Создай свой имидж – СПб., 1997. – 121 с.
  43. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию – интерпретации невербального поведения// Психологический журнал. - 1997.-  №5. –        С.47– 54.
  44. Лебедева Т. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. - М., 1996.- 256 с.
  45. Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура.  Модели, система ценностей, каналы СМК. – М., 1999. –320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

 

8-ФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ  ОПРОСНИК

КЭТТЕЛА- ФЛО (8 PF)

 

Авторский вариант опросника состоит из 187 вопросов и имеет 4 формы - A,B,C и D.В СССР распространены несколько безымянных (нет авторов адаптации к нашей популяции) вариантов формы A, по крайней мере, по два варианта форм B и C, и нет ни одного варианта формы D

Психологами В. РУСАЛОВЫМ и О. ГУСЕВОЙ (Институт психологии АН СССР) с помощью латентно-структурного анализа было установлено, что только 8 шкал (A,B,F,G,I,N,Q1 и Q3) из 16 являются гомогенными. Содержательный анализ показал, что они отражают преимущественно формально-динамические (темпераментальные, интеллектуальные) и устойчивые общекультурные особенности личности. На основе выделенных гомогенных шкал авторами предложен сокращенный вариант опросника КЭТТЕЛА (8PF, 70 вопросов) для диагностики индивидуально-психологических свойств личности. Проведенное исследование показывает, что опросник КЭТТЕЛА может быть использован лишь в усечённом варианте, для оценки 8 первичных черт личности:

шкала A (7 вопросов:-151,-51, 126, 176,-27,-26, 52);

шкала B (12вопросов:127, 152, 77, 177, 53, 153, 178, 54, 102, 28, 78, 128);

шкала F (10 вопросов: -82, -158, 133, 182, 183, -157, 132, 58, 33, -108);

шкала G (8вопросов:160, 185, 184, -59, 109, -84, 134, -9);

шкала I (8 вопросов: 37, -137, -11, 112, 138, 163, -87, -162);

шкала N (7 вопросов:-92,-67,142,117,-66,-16,167);

шкала Q1 (7 вопросов: 169, -45, 70, -95, 46, -170, 145);

шкала Q3 (8 вопросов:-172, -24, 173, -123, -147, 48, 98, 73,).

Знак "-" перед вопросом означает, что высокому значению шкалы соответствует вариант ответа "с".

В сокращенном варианте опросника можно использовать 70 вопросов: 67 "рабочих" и 3 "служебных"(1,2 и 187).

 

Текст сокращенного варианта опросника Кэттела (8pf):

(В скобках указаны  номера вопросов в исходном  варианте.)

(1). Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал.

да;

не уверен;

нет.

(2). Я готов правдиво  отвечать на каждый вопрос.

да;

не уверен;

нет.

(9). Если бы я увидел  дерущихся детей, то я:

  1. не вмешивался бы;
  2. не уверен;
  3. прекратил бы драку.

(11). По-моему, интереснее  быть:

  1. инженером-строителем;
  2. не уверен;
  3. драматургом.

(16).Я предпочел бы работу  с возможно большим, но непостоянным  заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом.

  1. да;
  2. не уверен;
  3. нет.

 

 

(24). При разговоре я  предпочитаю:

  1. высказывать мысли, как они приходят в голову;
  2. нечто среднее;
  3. сначала сформулировать получше свои мысли.

(26). При одинаковом рабочем  времени и заработке было бы  интереснее работать:

  1. плотником или поваром;
  2. не уверен;
  3. официантом в хорошем ресторане.

(27). На общественные должности  меня выбирали

довольно редко;

иногда;

много раз.

(28). "Лопата" относится  к "копать", как "нож" относится  к:

острый;

резать;

указывать.

(33). Большинство знакомых  считают меня интересным собеседником.

  1. да;
  2. не уверен;
  3. нет.

(37). В школе я предпочитал (или предпочитаю)

  1. уроки, связанные с искусством;
  2. не уверен;
  3. уроки труда.

(45). В наше время требуется

  1. больше дисциплинированных добросовестных людей;
  2. не уверен;
  3. больше увлеченных романтиков и энтузиастов.

(46). При чтении я сразу  замечаю, когда меня хотят в  чем-то убедить.

  1. да;
  2. не уверен;
  3. нет.

(48). Я поддерживаю порядок  в своей комнате, все вещи всегда  лежат на своих местах.

  1. да;
  2. нечто среднее;
  3. нет.

(51). Если бы пришлось  выбирать, то я предпочел бы  быть:

  1. лесником;
  2. не уверен;
  3. учителем средней школы.

(52). На праздники и дни  рождения я:

  1. люблю делать подарки;
  2. не уверен;
  3. считаю, что делать подарки - довольно неприятная вещь.

(53). "Усталый" относится к "работа", как" гордый" относится к:

  1. улыбка;
  2. успех;
  3. счастливый.

(54). Какой из следующих  предметов по существу отличается  от двух других:

  1. свеча;
  2. луна;
  3. электрический свет.

(58).Я склонен посещать  зрелищные мероприятия и развлечения:

  1. чаще, чем один раз в неделю (т.е. чаще, чем большинство);
  2. примерно раз в неделю (т.е. как большинство);
  3. реже, чем раз в неделю (т.е. реже, чем большинство).

(59).Я считаю, что непринужденность  поведения важнее, чем соблюдение  правил хорошего тона.

  1. правильно;
  2. не уверен;
  3. неправильно.

 

 

 

(66).Мне бы понравилось  быть ветеринаром, лечить и оперировать  животных.

  1. да;
  2. не уверен;
  3. нет.

(67).Я ем с таким удовольствием, что бываю при этом не так  аккуратен и опрятен, как другие  люди.

  1. правильно;
  2. не уверен;
  3. неправильно.

Информация о работе Эмпирическое исследование имиджа руководителя