Исполнительствл в ансамбле баянистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Ансамбль – это группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.
1.1 Психологическая совместимость исполнителей
1.2 Значение выбора партнера в ансамбле
1.3 Лидерство в ансамбле
1.4 Вопрос идентификации и подражания
1.5 Сходство и противоречия участников ансамбля
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИКИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТНЕЛЬСТВА.
2.1 Совершенствование ансамблевой техники баянистов
2.2 Ритм как фактор ансамблевого единства
2.3 Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания
2.4 Динамика как средство выразительности
2.5 Вопросы артикуляции
2.6 Тембровые особенности ансамблевого сочетания современных концертных баянов
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)

Участники ансамбля должны обладать целым комплексом общих  музыкантских и человеческих качеств. Но сходство партнеров здесь не исключается  и их отличия друг от друга, иначе сравнение теряет всякий смысл. Внутренние различия – неотъемлемые свойства структуры всякого объекта и процесса. Каждый ансамбль характеризуется не только единством, но и внутренней борьбой мнений участников.

Как известно, основным содержанием совместной деятельности исполнителей является интерпретация музыкального произведения, поэтому и противоречия будут проявляться, главным образом, в вопросах трактовки. Следует помнить, что нотная запись неоднозначна, а все тембродинамические, темпоритмические и даже звуковысотные обозначения не дают исчерпывающего представления об особенностях исполнения того или иного нюанса. Биография, внутренний мир, духовный опыт двух людей никогда не бывают одинаковыми. И одна из объективных предпосылок многообразного толкования музыки в том, что смысл, скрытый за нотными знаками, никогда не повторится в точности.

Кроме того, и само произведение многолико. Оно, по словам А.Н. Скрябина, «живет и  дышит, оно сегодня одно, а завтра другое, как море». 7

Интерпретация – сложный, глубоко индивидуальный процесс. Каждый музыкант субъективно воспринимает авторский текст, поэтому одна и та же музыка в различном исполнении звучит как разные сочинения. Исполнение – это как бы портрет, для которого произведение играет роль «натуры». «Как по-разному выглядит один и тот же человек, один и тот же пейзаж в изображении различных художников, так же различаются между собой «портреты» одной и той же сонаты Бетховена, работы Антона Рубинштейна или Бюлова, Гофмана или Шнабеля, д’Альберта или Бузони». 8

Интерпретация в ансамбле имеет  свои особенности. Это результат  творческих усилий всех участников, озвученный творческий процесс. В отличии от индивидуального творчества, здесь  субъективное (мысли, сомнения, поиски) становится объективным, ибо все или почти все, думает каждый из ансамблистов, высказывается вслух.

Исполнитель-солист, работая над  новым сочинением, долгое время остается его единственным слушателем и ценителем, а ансамблист чувствует постоянную поддержку, помощь коллеги-соавтора и ответственность за каждую его рекомендацию. А потому элементы будущей интерпретации как бы проходят двойной фильтр – индивидуальный и коллективный. Совместная деятельность в ансамбле активизирует творческий процесс: новые идеи партнеров развивают, обогащают собственные представления каждого из ансамблистов и в то же время требуют поиска аргументов для отстаивания своих принципов. Это заставляет искать, подвергать сомнению то, что ранее казалось незыблемым, и, следовательно, совершенствоваться.

Работая над произведением, каждый участник ансамбля, с одной стороны, должен учитывать мнения своих коллег, идти на некоторые компромиссы; с другой – суметь убедить партнеров в правильности своего решения.

Нужно помнить, что некоторые исполнительские  решения (собственные и чужие) могут быть результатом сиюминутных настроений, и требуется немало времени, чтобы они «отстоялись». Кроме того, партнеры не должны допускать перегибов; им надо найти ту художественную меру, без которой немыслимо подлинное искусство.

Обсуждая трактовки того или иного произведения. И.О. Дунаевский обычно спорил на равных, не подавлял «противника» своим авторитетом. Если исполнитель безоговорочно соглашался с ним, композитор огорчался: «Ну, вот уже сдался. Стало быть, своих мыслей никаких?» 9 Именно в споре, учитывая все «за» и «против», следует искать внутреннюю правду сочинения. Оптимальный исполнительский план впитывает все лучшее из индивидуальных трактовок. При выработке общего плана интерпретации важно четко изложить партнерам свою позицию, обосновать ее логически и постараться  увлечь ею своих коллег. Дар увлекать характеризуется убежденностью самого исполнителя, наличием лидерских качеств, красноречием, ненавязчивостью и другими чертами. Способность увлечься во многом определяется степенью одаренности музыканта, его эмоциональной отзывчивостью, умением создавать несколько вариантов решения одной и той же художественной задачи. Этим можно объяснить, например, соединение в ансамблевом исполнительстве таких сложных личностей, как Д. Ойстрах и С. Рихтер, А. Корто – Ж. Тибо – П. Казальс, С. Рахманинов и Ф. Крейслер.

Способность понять партнера нередко  зависит от самого желания понять. Каждая из многочисленных трактовок  музыкального произведения, логичная и убедительная, может быть взята  ансамблистами за основу – нужно только пойти навстречу партнеру, осмыслить предлагаемую им трактовку.

Следует помнить, что нестандартность  прочтения, эмоциональная яркость  воплощения могут увлечь сильнее, чем  «неопровержимые» логические доводы. Например, игра музыкантов романтического плана может убедить именно неожиданностью интерпретаторских решений, захватывающими находками в передаче тех или иных деталей произведения.

При обсуждении любого спорного вопроса  надо выслушать мнение партнера, попытаться поставить себя на его место, понять причины его подхода к решению проблемы.

Нормализовать отношения помогает анализ собственных ошибок и взаимные извинения. Если противоречие вытекает из содержания музыки, а усилия исполнителей направлены на раскрытие сущности произведения, возникает творческий спор. В противном случае начинается борьба характеров, не имеющая ничего общего с творчеством.

Исполнитель, имеющий в ансамбле преобладающее влияние, предлагая  свою интерпретацию музыки, должен избегать приказных интонаций, реплик на повышенных тонах. А. М. Горький считал, что в каждом человеке скрыт бубенчик, и если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть. Чтобы полнее реализовать творческие возможности ансамбля, его лидеру необходимо чаще создавать «ситуацию успеха» у каждого из музыкантов, ощущение его собственной необходимости, незаменимости. Именно это позволяет с особой полнотой реализовать творческие возможности ансамблистов.

При решении неизбежно возникающих  разногласий следует проявлять  терпимость к некоторым личностным свойствам партнера: научиться, по незначительным внешним признакам, угадывать его внутреннее состояние и в зависимости от этого корректировать формы репетиции, ритм работы, стиль поведения, интонации речи.

Глубина конфликта зависит от сложности поставленных задач. Вероятность спорной ситуации увеличивается по мере усложнения проблемы. Так, на этапе знакомства с новым сочинением противоречия возникают редко, поскольку исполнители общее представление о его образно-эмоциональной сфере и лишь формально воспроизводят авторские ремарки. По мере углубления в авторский замысел у каждого исполнителя возникает свое видение музыки и потребность утвердить свой исполнительский план. Однако различие в трактовках произведения побуждает исполнителей преодолевать возникшее противоречия.

Если один из участников ансамбля, а обычно это автор переложения  или исполнительской редакции, успел  предварительно ознакомиться с новым  произведением, то на первых репетициях он выступает в роли лидера. Это  связано именно с тем, что партнеры еще не имеют своего мнения в отношении интерпретации и поэтому почти безболезненно принимают за основу предложенный исполнительский вариант. В процессе работы над произведением обычно они вносят лишь небольшие поправки. В дальнейшей же совместной работе, когда у участников ансамбля возникают собственные точки зрения на интерпретацию того или иного сочинения, неизбежны их столкновения.

Характер противоречий, формы их развития и способы разрешения всегда различны. И чем богаче, разнообразнее деятельность, тем большим является также поле для проявления спорных ситуаций. Люди не всегда чувствуют ту минимальную дистанцию, в пределах которой еще возможно бесконфликтное общение. Поэтому всегда необходимо педагогически управлять конфликтами. Эта регуляция может выражаться в усилении напряжений, его снятии или сохранении на определенном уровне.

Е. Петров в своих воспоминаниях  об И. Ильфе писал: «Сочинять вдвоем было не вдвое легче, как это могло  бы показаться …, а в десять раз  труднее. Это было не простое сложение …, а непрерывная борьба двух сил, борьба изнурительная и в то же время плодотворная. Мы отдавали друг другу весь свой жизненный опыт, свой литературный вкус, запас мыслей и наблюдений. Но отдавали с борьбой». 10

Преодолев противоречия, достигнув единства мнений, музыканты понимают произведение все же по-разному. Ведь уже сама индивидуальность каждого человека делает невозможной полную тождественность его переживания с переживаниями другого человека. Поэтому невозможно и абсолютное полное взаимопонимание. Каждый ансамблист найдет в одном и том же произведении те черты, которые скрыты от взора партнеров – именно в силу отличий его индивидуальности.

Следовательно, возможна лишь близость восприятия, интерпретации разных исполнителей: то или иное произведение неизбежно получает в их трактовке различную психологическую окраску, эмоционально-образное воплощение. И, тем не менее, в ансамблевом исполнительстве существуют общие для любого коллектива проблемы: единство понимания образного содержания произведения; идентичность артикуляционных средств интонирования; синхронность метроритма и темпа; соблюдение динамического и темброрегистрового баланса; близость аппликатурной системы – то есть все, что входит в понятие «ансамблевая техника».

Каждый ансамбль вырабатывает свою эстетическую платформу и стиль исполнения. В процессе длительного общения ансамблисты постепенно достигают относительной общности понимания содержания музыки, вырабатывают единый исполнительский подчерк при сохранении самых существенных черт индивидуальности каждого члена коллектива. Поэтому одинаковые выразительные средства в одних и тех же  произведениях по-разному трактуются различными коллективами.

Яркую аналогию особенности  ансамблевого музыкального исполнительства  можно обнаружить в искусстве живописцев, например, Кукрыниксов. «Все … отличающиеся редкостным единством художественного  стиля карикатуры, плакаты, книжные иллюстрации, живописные картины созданы коллективным трудом трех разных людей, у каждого из которых своя художническая и человеческая индивидуальность. И самое удивительное, что в результате соединения их творческих замыслов и художественного мастерства возникают произведения, отмеченные яркими индивидуальными чертами, свойственными не Куприянову, не Крылову и не Соколову, а только Кукрыниксам». 11

По мере творческого  роста коллектива, в частности, баянного ансамбля, обнаруживается сходство и  различие его участников, выявляются все их потенциальные возможности. Именно различия партнеров придают  своеобразие и самобытность исполнительскому подчерку ансамбля, что в свою очередь, влияет на характер развития всей группы.

Творческий путь ансамбля может быть отмечен ростом или  упадком, но и в обоих случаях  его развитие не прекращается. Между  прогрессивными и регрессивными  тенденциями существует сложная многосторонняя связь. Отдельные регрессивные изменения происходят в рамках общего прогрессивного развития, а при росте регрессивных изменений могут сохраниться прогрессивные черты.

Работа ансамблистов, совмещающих исполнительскую, педагогическую и научно-методическую деятельность, свидетельствует о большом даровании личности и требует активной самоотдачи. Однако, обычно какой-либо из аспектов преобладает, временно становится более важным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТНЕЛЬСТВА.

В 70-80-е годы профессиональное баянное искусство переживает период небывалого подъема. Ежегодно отечественные  исполнители завоевывают призовые места на международных конкурсах, создаются новые высокохудожественные оригинальные произведения для баяна, налажен регулярный выпуск научно-методической литературы (сборников «Баян и баянисты», межвузовских трудов кафедр народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных, ленинградской, горьковской, уральской консерваторий и других вузов).

Все прогрессивные тенденции  в сольном исполнительстве оказывают  воздействие на ансамблевую игру. Однако, несмотря на достижения отдельных  коллективов, в области баянного ансамбля существует ряд нерешенных проблем. Большинство студентов нацелены на то, чтобы стать солистами-лауреатами международных конкурсов. При этом многие из них могли бы стать квалифицированными педагогами, с успехом заниматься научно-методической работой или ансамблевой игрой. Уровень их мастерства выявили бы конкурсы, которые в этом жанре исполнительства проводятся редко. Поэтому так мало стабильных творческих содружеств среди ансамблей. Многие коллективы случайно формируются накануне состязания из «солистов-неудачников» и обычно после выступления на конкурсе распадаются.

Следует отметить также, что уровень требований в классах  по специальному инструменту и ансамблю, как правило, не одинаков. Нередко  педагога по специальности просто «догружают»  занятиями в классе ансамбля как  недостающими часами до полной учебной нагрузки. Педагоги по классу «классического» камерного ансамбля проходят подготовку в ассистентуре-стажировке, а преподаватели класса баянного ансамбля обычно не имеют соответствующей квалификации. Комплектование составов ансамблей зачастую проходит формально, без учета индивидуальных особенностей студентов.

Проблема репертуара для ансамблей баянов, раскрывающего  художественно-музыкальные возможности  инструментов, продолжает оставаться не менее острой, чем несколько  десятков лет назад. При этом замечательных обработок народных мелодий, таких, как у А. Шалаева, Н. Ризоля и других авторов, и сегодня представляющих большой интерес, явно недостаточно.

Информация о работе Исполнительствл в ансамбле баянистов