Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
- на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;

Содержание

Введение________________________________________________2

Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17

Глава 2. Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование.____________________________26
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26
Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57


Заключение______________________________________________72
Список литературы_______________________________________74 /

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание

 

 

Введение________________________________________________2 

 

Глава 1.  Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского :       исторический и теоретико – педагогический анализ. __5

        1. Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
        2. Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17

 

Глава 2.  Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное   музыкальное образование.____________________________26

2.1      Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26

        1.       Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
        2.            Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57

 

 

Заключение______________________________________________72

Список литературы_______________________________________74 /

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

Введение

 

            Актуальность  темы дипломной работы предопределена исторической, теоретической и практической значимостью музыкального и педагогического творчества П.И Чайковского. Наследие Петра Ильича Чайковского, посвятившего себя служению одному из прекраснейших искусств - Музыке - поражает исключительной многогранностью.

        Композитор создал сочинения почти во всех музыкальных жанрах: оперы и балеты, симфонии и программные симфонические произведения, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов и, в частности, многочисленные пьесы для фортепиано, хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни. Сборник "Пятьдесят русских песен" переложенных им для фортепиано в четыре руки, музыкально-критические статьи, первый русский учебник "Руководство к практическому изучению гармонии", дневники, почти пять тысяч писем. Всё это составило "Полное собрание сочинений композитора" из 62-х томов музыкальных произведений и около 20-ти литературных произведений и переписки.

              Наследие - это не только реликвия. Созданные композитором шедевры, составили основу русского музыкального репертуара ещё в XIX веке и получили жизнь за рубежом. Сегодня они - составная часть мировой культуры. Имя П.И.Чайковского тесно связано с отечественным музыкальным образованием, музыкальным просвещением. Произведения Чайковского идут на сценах всех музыкальных театров в России и за рубежом. Они звучат в исполнении всех оркестров, ансамблей, хоров и солистов.

С 1940 года имя композитора стали  носить Московская и Киевская консерватории. А затем - Пермский театр онеры  и балета. Ежегодно у памятника у памятника композитору, перед зданием Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, проводится торжественное открытие Праздника песни в Москве.

            Начиная с 1958 года раз в четыре года, в Москве проходит традиционный Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского. В нём принимают участие музыканты разных специальностей.

           Местом активной музыкально-общественной жизни стал Дом-музей композитора в Клину. Всё большее число почитателей его творчества посещает дом-музей композитора, находящийся на его родине в Воткинске и литературно-мемориальный музей А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в Каменке. А в городе Чайковском, расположенном на Воткинском водохранилище, ежегодно проводится фестиваль музыкального искусства.

           Музыка Чайковского звучит повсюду: в прославленных театрах и концертных залах (в России и за рубежом), с экранов телевизоров, радиоприёмников и мобильных телефонов. Она звучит в консерваториях, музыкальных училищах, музыкальных школах, в кружках самодеятельности и в каждом доме. Её играют и поют, слушают и изучают. Музыка Петра Ильича Чайковского с нами в будни и в праздники.

          Но П.И. Чайковский заслуживает самого пристального внимания не только как композитор, но и как педагог, воспитатель музыкантов разных специальностей и прежде всего композиторов . Его педагогика оказалась тем культурно- историческим феноменом, в котором сфокусировались основные тенденции времени – времени становления в России профессионального музыкального образования, практическим следствием чего явилось формирование композиторских школ и системы профессионального обучения композиторов в России конца 19-20в.

Тема исследования – «Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского».

Объект исследования – творческое наследие П.И. Чайковского.

 Предмет исследования – влияние музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского на современное массовое музыкальное образование.

Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.

Задачи исследования:

- изучить жизненный  путь и творческое наследие П.И. Чайковского;

- изучить педагогическую деятельность  П.И. Чайковского

- на основе проведённого анализа  программ для общеобразовательной школы выявить влияние  творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;

- проанализировать опыт организации  восприятия музыки П.И. Чайковского в школе.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что:

- педагогические взгляды П.И. Чайковского отразились в его композиторском творчестве;

- изучение педагогических взглядов и педагогической деятельности П.И. Чайковского может способствовать организации восприятия его музыки детьми в общеобразовательных школах и ДШИ.

 

Методы исследования: 

теоретические: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация выводов и результатов.

практические: наблюдение, беседа.

 

Источники исследования: историко-педагогическая, музыкально- педагогическая, музыкально- теоретическая, справочная литература.

База практической работы –  ДШИ с. Новоалександрово Владимирской области и МОУ Лингвистическая гимназия №23 им. Столетова г. Владимира.

Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского: исторический и теоретико – педагогический анализ.

1.1 Жизнь и творческий  путь П.И. Чайковского.

 

 

Величайший русский  композитор Пёрт Ильич Чайковский сформировался  как художник в знаменательную для  России эпоху 60-70-х годов XIX века, в  период высокого подъёма общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы и публицистики, изобразительного искусства и музыки.

Шестидесятые годы вплотную поставили перед русскими художниками  важнейшую задачу создания на новом  этапе идейно и художественно  значительного национально-русского искусства. Произведения русских авторов благодаря глубине содержания, художественному мастерству воплощения национального сюжета и темы стали достоянием не только русской, но и мировой культуры.

Сила гения П.И.Чайковского  в большей степени способствовала международному признанию отечественной музыки, его творчество, воплощая проблематику, рождённую русской жизнью, было принято всем культурным человечеством.

Среди своих современников  П.И.Чайковский занял особое положение  благодаря удивительной способности к широкому охвату многообразных явлений действительности, проницательности и отзывчивости к наиболее сложным проблемам современной жизни. Гениальный дар П.И. Чайковского проявился, прежде всего, в отражении процессов внутренней жизни человека, в обращении к кардинальным вопросам бытия. Именно поэтому П.И. Чайковского справедливо ставят в один ряд с корифеями русской культуры – Л.Н.Толстым, А.С.Пушкиным, М.П.Мусоргским.

Чайковский Петр Ильич  родился 25 апреля 1840 года в заводском  поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. В Воткинске, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора. Народные песни - по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, - были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.

В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано.

Мальчик рос в атмосфере  родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке  Фанни Дюрбах. Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих. В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции.

Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения - сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами. Важным событием той поры стало знакомство с оперой Моцарта "Дон Жуан" в исполнении итальянской труппы в Петербурге. Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем Петр Ильич брал уроки теории музыки у брата Кюндингера - Августа.

Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию. В письме к сестре Александре Ильиничне от 10 сентября 1862 года Чайковский сообщал: Я поступил во вновь открывшуюся консерваторию, и курс в ней начинается на днях. В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, - я просто хочу только делать то, к чему меня влечёт призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель,- но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей".[1,56]

Приняв твердое решение  посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными  знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подготовленным. Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно трудными, огромными по объему задачами, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.

В течение 1863-1864 учебного года Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные сочинения. В том же году для большого симфонического оркестра Чайковский написал пьесу "Римляне в Колизее", оркестровал первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов Шумана. Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и мудреной, включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил своего учителя. Во время летних каникул композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве программы "Грозу" А.Н. Островского. Осенью следующего года - струнный квартет и еще одну увертюру, которые получили одобрение у педагогов и были исполнены в ученических концертах.

Приближалась знаменательная дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда Чайковского. Однако спустя три месяца после получения диплома он читает суровый, убийственный приговор Ц.А.Кюи: "Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб".[1,77] Но молодой композитор не падает духом. У него зреет замысел оперы... Но прежде Чайковский принимается за сочинение симфонии.

Свою первую симфонию Чайковский назвал "Зимние грезы". Это первая симфония, созданная русским  композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. "Зимние грезы" проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями. Его симфония стала исповедью души. В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному. В "Зимних грезах" проявились тот образный строй, способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод.

В январе 1866 года, приняв приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна (брата Антона Григорьевича Рубинштейна), Чайковский переехал в  Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. В то же время Чайковский интенсивно работал как педагог-воспитатель и критик-публицист. Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различными выдающимися представителями русской литературы и искусства.

В 1860-70-х годах установились и прочные связи Чайковского  с композиторами "Могучей кучки" - Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым. Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился своими творческими планами; последнему он помогал также советами в его самообразовании по теории музыки. Композиторы обменивались записями народных песен. Так, в общении с представителями передового русского искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.

Информация о работе Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского