Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:39, курсовая работа
Актуальность исследования - Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде и решать их придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные – в меньшей степени находятся под социальным контролем и, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.
Паркур – это физическая активность, которую сложно отнести к какой либо категории. Он не является экстремальным спортом, но искусством или дисциплиной, которая имеет сходство с самозащитой в боевых искусствах. По словам Дэвида Белля, «физический аспект Паркура позволяет преодолеть все препятствия на пути спасения из сложившейся экстремальной ситуации. Ты можешь двигаться по такому пути, с такими движениями, которые помогут тебе как добраться до какого либо места на земле, до определённого человека или ещё чего-нибудь, так и поскорее выбраться оттуда или уйти от погони[55].
Паркур является одним из видов свободы. В паркуре нет ограничений, шаблонов и стереотипов. Нет разницы в том, сколько ты зарабатываешь, какой у тебя цвет кожи или как долго ты тренируешься. В сообществе трейсеров в равной степени может находиться 13-летний подросток, и 30-летний бизнесмен, у которого несколько миллионов евро в швейцарском банке. Они будут общаться на равных. Более того, они будут частью одной команды, и вполне возможно, что при этом именно малолетний подросток будет тренировать 30-летнего дядьку.
Основные пункты, на которых базируются ценностные ориентации данной субкультуры:
- Альтруизм. Быть сильным, чтобы быть полезным.
- Свобода. Свобода как от внешних обстоятельств, так и от внутренних, обременяющих разум.
- Командный дух: один за всех и все за одного.
- Поиск индивидуального пути. Симбиоз развития физической силы и духовного взращивания.
Музыкальные вкусы носителей субкультуры паркур:
паркурщики в основном слушают рэп или альт - музыку. В одежде преобладает трансформированный вариант из рэп - культуры (некая смесь брэйкдансистов и рэперов), который позволяет наиболее свободно выполнять
Предпочтения в моде практически целиком вытекают из музыкальных пристрастий. Поклонники репа предпочитают широкую свободную одежду, не сковывающую движений.
Литературные пристрастия ограничиваются личными предпочтениями. Единственное трудно выделяемое общее увлечение – книги с философскими высказываниями и притчами древних китайских мудрецов, а так же легенды про самураев и стойкость духа[55].
Жаргон - в условиях большого выброса адреналина, зачастую на тренировках, можно услышать ненормативную лексику. Объясняется это тем, что трейсер часто рисует в уме необычайный визуальный план своего движения и вначале громко шокируется тому, что он собирается этот путь пройти[65,с.168].
Субкультуре, которая не антисоциальна, изначально не требовалось каких-либо специфических терминов для обозначения обыденных вещей, для того, чтобы окружающие по разговору не догадались об их умыслах, или, например, для введения в заблуждение правоохранительные органы[65,с.169].
Паркур, или искусство рационального передвижения, как отдельная субкультура не является антисоциальной, а имеет четкую направленность, выраженную в умении быстро реагировать. Данная субкультура обладает всеми характерными признаками, такими как фольклор, жаргон, эстетические пристрастия, и т.д., а так же обладает своим серьезно развившимся направлением кино - индустрии и индустрии развлекательных выступлений[55].
Люди, занимающиеся паркуром, как правило, в реальной жизни имеют высшее образование и профессию, которая приносит доход и удовлетворение.
За последнее десятилетие паркур твердо занял свою позицию среди выбора молодого поколения, как своего увлечения, и с каждым годом приобщает к своей культуре все больше людей, и распространяется по всему миру[54].
Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов (Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников). Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.
Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры.[5]. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.
Гопники - старейшая контркультура преступного мира.Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности[79,с.426].
Гопники большую часть времени проводят на улице или в подворотнях, подъездах (парадных); среди излюбленных мест — парки, скверы, старые дворы, автобусные остановки, гаражи, тёмные дворики.
Распространена привычка сидения на корточках («накорта́х»), ведущая происхождение из мест заключения или ассоциирующаяся с таковыми[78].
Гопников характеризует развязная («борцовская» или раскачивающаяся) походка и агрессивная манера поведения: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение, провоцирование на конфликты (например, «Ты чё такой дерзкий?», «Чё смотришь?!»), вымогание денег (например, «Слышь, мелочи не найдётся?») и других ценностей (например, «Попрыгай!» (чтобы определить наличие у жертвы мелких, металлических денег)[65,с.170].
Потребление семечек («семачки», «семки»). Шелуха от семечек при этом сплёвывается на тротуар.
В речи большое количество слов-паразитов, в числе которых: «короче», «типа» и «слышь» («сышишь»).Сигарета за ухом.
Гопник в уличных конфликтах может использовать биты, кастеты, другое холодное оружие, пневматическое оружие, а также любые подручные средства[78].
Прическа под «полубокс» или «ёжиком», но чаще всего — просто очень коротко или вообще «под ноль». Популярны перстни-печатки, золотые цепочки, чётки.
Использование слова в качестве политического клише - Го́пники (также — гопы́, гопари́, собирательно — гопота́, гопоте́нь, гопьё) — жаргонное слово русского языка)[65,с.171], уничижительное обозначение представителей городской прослойки молодёжи, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, часто малообразованной и происходящей из неблагополучных семей[66,с.46].
В толковом словаре Владимира Даля, слово гоп «выражает прыжок, скачок или удар…, гопнуть, прыгнуть или ударить». «Гопник» (или «гопстопник») обозначают уличного грабителя. То же следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, где словом «гопник» обозначен грабитель[66,с.42]..
Следует отметить, что попасть под влияние этой субкультуры может человек, который с детства обитает в этих кругах. Сам же возраст представителей гопников, не поддается исчислению. Попадаются индивидуумы, которые уже в 11 лет перенимают всю систему ценностей этой низменной социальной прослойки, а также представители 30-40 лет, которые плотно пустили корни в «понятия»[87].
Отличительные черты гопников - это спортивный костюм в любое время года, кроссовки или модельные туфли («туфела»), которые носят, со спортивным костюмом. Из аксессуаров – кепка – «уточка» или бейсболка; у более продвинутых гопов можно увидеть барсетку и чётки. Особенно радует наличие массивной серебряной или золотой цепи на шее в сочетании всё с тем же спортивным костюмом)[79,с.426].
Любимая еда гопников – семечки и пиво. Употребляются сии лакомства сидя на корточках («на кортах»). Сленг гопников весьма своеобразен и изобилует словами-паразитами, а также заимствованиями из тюремно-воровского жаргона («фени»)[87].
Гопники не брезгуют «крепким словцом», употребляя матерные слова везде и всюду[66,с.50]. Некоторые индивиды умудряются через каждое «нормативное» слово вставлять «ненормативное».
Среди музыкальных предпочтений у гопников – блатной шансон, рэп и низкосортная попса[64]. Свои коллективные прогулки гопники не мыслят без прослушивания любимой музыки. Советские гопники слушали музыку на кассетных магнитофонах, работающих на батарейках. Гопник, носивший с собой «мафон», был в особом почёте среди «кентов». В наше время гопники слушают музыку с мобильных телефонов. Нынешнее поколение гопников является страстным поклонником творчества таких групп, как «Фактор-2», «Сектор Газа», «Бутырка» и т.д.[66,с.48].
Таким образом, налицо все признаки отдельной субкультуры гопников – свои идейные принципы, музыкальные вкусы, свой стиль в одежде, а также ни с чем не сравнимый стиль поведения. Низкий уровень морального и эстетического развития, невысокий духовный уровень Топников определяет соответствующее поведение. Молодые люди, желающие жить «по понятиям», одевают «чёткий» спортивный костюмчик и идут пить пиво с «пацанчиками». И что самое печальное – число таких желающих ничуть не уменьшается[66,с.51].
Процесс демократизации и гуманизации общественных отношений усилил стремление подростков к самостоятельности и независимости, потребность в свободе выбора сферы самоактуализации и самоутверждения. Не находя поддержки своих интересов в семье, в учебном заведении, они нередко попадают под влияние неформальных структур, в том числе и криминальной ориентации. В этих условиях проблема поиска пространства, содержания, способов организации жизнедеятельности подростков, условий их развития и социализации приобретает особую актуальность.
Криминальная субкультура. Само понятие коротко можно сформулировать следующим образом: криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций.
Безусловно, что асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, и т. д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т. д.[66,с.38].Для асоциальной субкультуры характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм.
Какова же структура криминальной субкультуры? Можно выделить следующие ее составные части:
1) жесткая групповая иерархия (стратификация) — своеобразная табель о рангах;
2) обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы отдельных исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;
3) наличие враждующих между собой группировок;
4) повсеместная
5) наличие кличек;
6) использование в речи уголовного жаргона (арго);
7) нанесение татуировок;
8) наличие так называемой прописки;
9) отказ от участия в общественной жизни; отказ от работ по благоустройству, некоторых других работ; групповые нарушения;
10) распространенность различных поделок (крестики, ножи, браслеты, различного рода сувениры зачастую с тюремной символикой)[66,с.40-42];
Необходимо отметить, что в криминальной субкультуре постоянно идет подспудная борьба между «реформаторами» (преступными авторитетами сегодняшнего дня, многие из которых купили звания воров в законе) и «традиционалистами» — ворами в законе старой формации. В настоящий момент между традиционалистами и реформаторами наблюдается зыбкое перемирие[66,с.39].
Татуировка (партак, наколка, картинка и т. д.) — это нанесение на тело рисунков, надписей, аббревиатур и т. д. путем введения под кожу красящих веществ при помощи специальных приспособлений. Татуировки известны с глубокой древности и достаточно хорошо изучены[68,с.152].
Условно татуировки можно разделить на три большие группы:
1) означающие самоутверждение или подражание кому-либо;
2) татуировки, связанные
с какими-то личными (порой интимными)
или другими значимыми
3) татуировки, связанные с уголовным прошлым.
Последовательность нанесения татуировок может также свидетельствовать об определенных этапах развития личности.Символика татуировок в криминальной среде тесно связана с традициями, обычаями и законами криминальной субкультуры[66,с.46-47].
Кличку (кликуха, погоняла) имеет подавляющее большинство осужденных, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах. В присваемых кличках может отражаться:
1)физические данные человека («Кривой»,«Косой»,«Губошлеп»),
2)психологические особенности личности ("Шизик", «Дурак» и др.), 3)внешность ("Рыжий"),
4)специфика преступной деятельности ("Курортник).
Таким образом, кличка является непременным атрибутом криминальной субкультуры. Кличка, как правило, дается одна и на всю жизнь. Но нередки случаи, когда осужденный имеет и несколько кличек, каждая из которых отражает что-то свое в его характере, манере поведения.
Избавиться от присвоенной клички очень трудно, практически невозможно. В то же время наблюдается такое явление, как изменение клички. Обычно кличку меняют, если повышается или понижается статус осужденного (заключенного) в криминальной «табели о рангах». При коронации, т. е. возведении в ранг вора в законе, обычно присваивается новая кличка[68,с.152].
Клятва — это данное осужденным слово (слово чести), которое необходимо сдержать. В криминальной субкультуре имеются свои специфические выражения, связанные с понятием «клятва»: божба — клятва, пробожиться — нарушить данную клятву.
Клятвы носят бескомпромиссный и зачастую суровый характер. Этим достигается укрепление сплоченности криминальной группы, так как обычно пробожившийся выполняет (или его заставляют выполнять) какие-либо асоциальные действия в случае невыполнения им или нарушения данной клятвы. Лица, не выполняющие данной ими клятвы, как правило, переходят на низшие ступени в преступной "табели о рангах". Особенно большую роль клятвы играют среди несовершеннолетних преступников, где за их выполнением (невыполнением) следят особенно строго[66,с.50].
Информация о работе Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка