Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:57, реферат
Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы.
«Санктпетербургский
гостиный двор» - сатирическая и забавная
комедия, в которой музыке отведена очень
важная роль. В «предуведомлении» к «Гостиному
двору» Матинский сообщает, что опера
его - «в близком свойстве мельнику Фаддею»,
иначе говоря - родственна опере Аблесимова,
Соколовского и Фомина. Родственна и по
народности сюжета и по народности музыки.
В опере звучат и народные песни и созданные
Матинским и Пашкевичем мелодии народного
склада. Выразительны речитативы «Гостиного
двора», выросшие из русской народной
речи. Вокальные формы в «Гостином дворе»
весьма разнообразны. Здесь и арии, и песни,
и хоры, и ансамбли. Превосходна чрезвычайно
популярная в свое время песня о взятках
Крючкодея. Забавен секстет четырех купцов
и двух дам: перебивая друг друга, купцы
расхваливают свои товары дамам-покупательницам.
«Гостиный двор» имел огромный успех у посетителей театров. Популярность его лишь немногим уступала популярности «Мельника». Соколовский вошел в историю русской музыки только как автор музыки к пьесе Аблесимова. Композиторская деятельность Матинского, видимо, ограничилась сочинением музыки к его собственной пьесе «Гостиный двор»
В опере «Скупой»
особо ярко проявились характерные
черты дарования Пашкевича,
Передовые, прогрессивные
тенденции русского музыкального театра
18 века нашли наиболее полное выражение
в творчестве Фомина.
В народно-бытовой опере «Ямщики на подставе»(1787) Фомин продолжает традицию «песенной драматургии»,положив в основу произведения подлинные народные темы. Однако у Фомина народная песня получает гораздо более глубокую, самостоятельную трактовку, чем у его предшественников: композитор уже не ограничивается простой обработкой народной мелодии, а развивает русскую народную песню в сложной хоровой форме.
Текст оперы принадлежит Н. А. Львову. Сюжет пьесы не давал композитору возможности широкого драматургического развития. В опере нет ни развернутых арий, ни сложных ансамблей — она состоит в основном из песенных хоровых номеров..
Однако
Фомину удалось успешно преодолеть
недостатки литературного текста. В
«Ямщиках» он создал замечательный
образец хоровой народнопесенной оперы,
и в этом смысле наметил важную линию развития
русской оперной школы. Только Фомин сумел
сделать хоровую народную сцену основой
всей оперной композиции и подчинить весь
оперный замысел принципу песеннохоровой
драматургии.
Другие
стороны, творчества Фомина нашли выражение
в комической опере «Американцы»
(1788) на текст знаменитого писателя-баснописца
И. А. Крылова. Обращение
к «экзотическому» миру Южной Америки,
само по себе не новое в искусстве XVIII
века, в опере Крылова и Фомина приобретает
особый смысл. Пьеса Крылова, рисующая
события из времен завоевания
Южной
Америки испанцами, несет на себе
отпечаток популярных в то время
философских идей Руссо: в ней
отразилась характерная концепция
«естественного человека», утверждающая
моральное превосходство людей,
не тронутых цивилизацией, над «просвещенными»
европейцами, с их порочными нравами. Создавая
веселую, непритязательную комическую
оперу, автор стремится привлечь внимание
к ее героям — наивным, простосердечным
дикарям, жителям Южной Америки. Этих «детей
природы» он противопоставляет
жестоким завоевателям-испанцам,
охваченным жаждой обогащения.
Опираясь
па классические приемы оперы-буффа, Фомин
стремится в «Американцах» к широкому
оперному стилю. Арии и ансамбли этой оперы
отличаются крупными масштабами и достаточной
сложностью вокального письма.
Изящество и легкость вокального стиля, сложность ансамблей, тонкая и колоритная оркестровка — вот характерные особенности оперы Фомина, свидетельствующие о том, что русский музыкант сумел блестяще овладеть техникой общеевропейского классического оперного стиля.
Однако в целом опера «Американцы», при всех ее ценных качествах, стоит все же в стороне от основного пути творчества Фомина. Высшим достижением композитора явилось произведение трагического плана — в своем роде единственное во всей русской музыке XVIII века. В 1791—1792 годах Фомин создает мелодраму «Орфей» на текст Я. Б. Княжнина. Этому сочинению суждено было сыграть важную роль не только в истории музыкального театра, но и в развитии русского симфонизма.
Показателен уже
сам выбор жанра. Фомин подчиняет
свой замысел своеобразному синтетическому
принципу мелодрамы — так назывался в
XVIII веке особый вид музыкально театрального
представления, в котором литературный
текст произносился с сопровождением
оркестровой, симфонической музыки. Реплики
актеров, как правило,
чередовались с музыкальными вставками,
и лишь изредка «накладывались» на оркестровый
фон.
Произведение Фомина не удержалось в репертуаре: интерес к жанру мелодрамы, разгоревшийся в конце XVIII века, вскоре угас, и мелодрама стала одним из составных элементов оперного или драматического спектакля. Но музыка Фомина не утратила своего значения и поныне. В пределах короткой одноактной музыкальной драмы русскому мастеру удалось создать искреннее, волнующее произведение большой трагической силы. Глубина психологического замысла, цельность и стройность формы, единство симфонического развития делают «Орфея» одним из самых .совершенных классических образцов данного жанра.
Удачен и текст Княжнина. Античный миф о певце Орфее поручил продуманное, стройное воплощение у автора пьесы. В истолковании этого сюжета русский драматург стремился пририблизиться к первоисточнику. В отличие от одноименной оперы Глюка в многих других опер на этот сюжет, в которых драма героев заканчивалась традиционной благополучной развязкой Княжнин приводит развитие сюжета к трагическому концу. Как и в античном мифе, Орфей безвозвратно теряет Эвридику, его возлюбленная навсегда исчезает в царстве теней.
Действие трагедии
предельно сжато и
В
музыке мелодрамы со всей полнотой
раскрылось большое дарование Фомина-
В
«Орфее» Фомин решил одну из важнейших
задач, стоявших перед русским музыкальным
искусством того времени: ему впервые
удалось овладеть большой трагической
темой. Этим произведением он показал,
что русская музыка уже не ограничивалась
жанрово-бытовой тематикой, а смело вторгалась
в мир больших идей и глубоких чувств.
Дмитрий
Степанович Бортнянский – наиболее
разносторонний и зрелый мастер среди
русских композиторов 18 века. Его
творчество, по существу. Завершает
весь исторический процесс развития
музыкальной культуры этого времени.
«Сын-соперник»
(1787) — бесспорно лучшая опера Бортнянского.
Не выходя за границы традиционного комедийного
жанра, композитор сумел вложить в эту
оперу новое и своеобразное содержание,
проникнуть в мир тонких душевных переживаний
героев. Погружаясь в атмосферу интимной
лирики, он чутко отразил веяния своей
эпохи: в основе оперы лежит характерный
для сентименталистской литературы конфликт
любви в долга — типичные ситуации гётевского
«Вертера» и романов Руссо.
Опера
Бортнянского отличается высоким композиционным
мастерством, богатством вокальных форм
и тонким изяществом оркестровки. Большие,
развитые арии чередуются в «Сыне-сопернике»
с изящными ариеттами или томными элегическими
романсами; в патетических моментах композитор
не чуждается и драматического речитатива.
Важную роль в оперной драматургии Бортнянского
приобретают финальные ансамбли, трактованные
в духе развернутых драматических сцен.
Молодое
искусство оперы XVIII века со всей очевидностью
свидетельствует об удивительном разнообразии
путей развития русской композиторской
школы.
Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.
В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.
Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.
ХОРОВАЯ МУЗЫКА
Хоровая
музыка - наиболее древняя, устойчиво
сложившаяся область русского музыкального
искусства. Высокие традиции хорового
исполнительства с давнего
Однако
по сравнению с предшествующим периодом
хоровое искусство XVIII века отмечено
новыми чертами. Тенденции «обмирщения»
глубоко затронули профессиональную хоровую
музыку и значительно расширили ее жанровую
сферу. Наряду с более традиционными формами
культовых песнопений композиторы XVIII
века создают хоровые обработки народных
песен, разрабатывают новые жанры праздничной,
торжественной музыки — панегирические
канты, гимны, кантаты и оратории. В условиях
века Просвещения и бурного роста светского
искусства профессиональная хоровая музыка
испытывает новый подъем.
Богатой и плодотворной почвой для развития хорового творчества служила народно-бытовая онёра XVIII века. Напомним, что уже в первых несложных операх русские композиторы уделяли большое внимание народным хоровым сценам, а в опере Фомина «Ямщики на подставе» народная песня определяет собой весь драматургический замысел.
К концу XVIII века
появились самостоятельные
Широкое распространение в быту получили также и хоровые произведения «малых форм» — простые куплетные песни для солистов с припевом хора. К числу популярных жанров принадлежат застольные, военно-патриотические, приветственные и поздравительные песни, исполнявшиеся в домашнем кругу.
Наряду с этими
жанрами бытовой, музыки большое
место в общественной жизни занимала
официальная, торжественная «музыка празднеств».
Различные виды хоровых песнопений, начиная
от петровских панегирических
кантов и кончая грандиозными
хоровыми кантатами екатерининских дней,
прочно укоренились в общественном обиходе
XVIII столетия. Здесь и монументальные оратории
Сарти, исполнявшиеся при дворе
по торжественным дням при блеске фейерверков,
под грохот пушечной стрельбы; здесь и
кантаты Бортнянского, и торжественно-парадные
полонезы с хором — вроде, например, знаменитого
полонеза Козловского «Гром победы раздавайся»
(слова Г. Р. Державина), получившего в конце
века значение государственного гимна
Российской империи.
Большие
изменения произошли в
Примерно
в середине XVIII столетия в сферу
церковной хоровой музыки начинают
проникать новые веяния. Традиционные
жанры культовых песнопений
испытывают заметное влияние
светского искусства — оперы и раннеклассического
инструментального стиля. Торжественное
«благолепное» пение насыщается новыми
интонациями, приобретает
черты драматической экспрессии, открытого
человеческого чувства. Расширяется круг
настроений культовой музыки; в творчестве
крупнейших мастеров ,хорового жанра Березовского
и Бортнянского она вступает новый путь
развития.
Искусство Березовского и Бортнянского ознаменовало новый этап в истории русской хоровой музыки а сарреllа. Опираясь на традиции знаменного распева и партесного пения, эти композиторы создали свой индивидуальный хоровой стиль, отличающийся глубокой выразительностью, многообразием содержания и блестящим вокальным мастерством. Их сочинения носят печать большой торжественности, присущей данному жанру; но они уже по-своему согреты личным чувством художника, по-своему экспрессивны и человечны. Как новое художественное явление, хоровое творчество Березовского и Бортнянского выходит далеко за рамки «служебной» культовой музыки и является важным шагом на пути развития русской хоровой классики.
Информация о работе Формирование русской национальной композиторской школы