Художественное творчество школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Наше время – это время перемен. Сейчас Росии нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческими мыслить. Ведь только такие люди внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью восприятия), а также их двигательной гиперактивностью и интересом к деятельностному контакту с действительностью. Детское художественное творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 101.49 Кб (Скачать файл)

 

Введение

     Наше время – это время перемен. Сейчас Росии нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческими мыслить. Ведь только такие люди внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.

     Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью восприятия), а также их двигательной гиперактивностью и интересом к деятельностному контакту с действительностью. Детское художественное творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

     Ценность творчества, его функции, заключаются не только  в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.

     Многолетние наблюдения  показывают, что ситуация творчества  для абсолютного большинства учителей является новой, неожиданной, непривычной. Б.Асафьев в свое время писал, что человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других. По его мнению, суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы вызвать и воспитывать музыкально-творческий инстинкт.

     Также, необходимо заметить, что непосредственно выражать и раскрывать художественное творчество школьников можно, лишь опираясь на специфику музыкального языка. Художественное творчество школьников не возможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие художественного творчества является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

     Проблема художественного творчества школьников – сложная проблема. С одной стороны, практически нет ни одного ученого или методиста по музыке, которые бы не высказывались о важности и необходимости творчества. С другой стороны, собственно художественное творчество учащихся в массовом музыкальном воспитании почти незаметно. Конечно, научить творить в музыке 30 учеников за один час в неделю невозможно, но определенные шаги в этом направлении предпринимать необходимо.

Проблеме художественного творчества посвятили свои труды многие ученые, педагоги, психологи и методисты:

- так, свои научные труды Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс посвятили творческому  развитию личности, в первую очередь личности ребенка;

- такие ученые, как Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик поднимали в своих исследованиях проблему творческих способностей учащихся;

а также исследователи в области музыкального воспитания и образования, такие как Э.Б. Абдуллин, А.А. Мелик-Пашаев, анализировали в своих трудах широкий круг вопросов, связанных с развитием и активизацией творчества детей.

     Проблема художественного творчества школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческих способностей выступает как актуальный, что определило выбор темы исследования: Художественное творчество школьников на уроках музыки.

     Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия художественного творчества школьников на уроках музыки.

     Объект исследования: художественное творчество школьников.

     Предмет исследования: художественное творчество школьников на уроках музыки.

     Согласно поставленной цели и предмету определены следующие задачи:

  1. Определить, сущностную характеристику понятия «художественное творчество» школьников, его виды и формы.
  2. Определить особенности художественного творчества школьников на уроках музыки.
  3. Проанализировать опыт художественного творчества на уроках музыки в теории и практике отечественной педагогики.
  4. Определить критерии, показатели и уровни сформированности художественного творчества школьников на уроках музыки, методы диагностики.
  5. Выявить и обосновать педагогические условия художественного творчества школьников на уроках музыки.

     Методы исследования: теоретический анализ отечественной педагогической, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы художественного творчества школьников на уроках музыки.

    1. Сущностная характеристика понятия художественное творчество школьников, его виды и формы.

     В настоящее время нет единого принятого определения понятия «творчество». Искусствоведы, философы, педагоги, психологи - каждый по своему дает определение данному понятию. Рассмотрим некоторые из них.

     В «Психологическом словаре» творчество – «это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)»[1,С.485].

     В истории культуры и искусства «творчество» определяется как «процесс культурной человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности; способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным потребностям человеческой жизнедеятельности» [2,С.56].

     Педагоги рассматривают «творчество» как  деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью [3, С.322].

     С точки зрения философии, «творчество» — «это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены продуктивные компоненты, присущие человеческому труду; эта деятельность направлена на порождение принципиально, качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творчество — процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы, развитие личности и культуры. Движущими силами творчества являются активность субъекта, преодолевающая предустановленные границы деятельности, и эвристическое стимулирование творческого процесса» [4, С. 178].

     Анализ перечисленных определений понятия «творчество», показал, что все они схожи в одном, что «творчество» - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее для субъекта деятельности или для человечества вообще.

     В курсовой работе мы будем опираться на данное определение творчества.

     В процессе  мыслительной деятельности человек  познает окружающий мир с помощью  особых умственных операций. Эти  операции составляют различные  взаимосвязанные, переходящие друг  в друга стороны творчества. Основными  мыслительными операциями являются  анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

     Анализ - это  мыслительное разложение целого  на части или мысленное выделение  из целого его сторон, действий, отношений. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития творчества, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные  части, никак не используя их дальше.

    Синтез - это мысленное  объединение частей, свойств, действий  в единое целое. В его процессе  устанавливается отношение отдельных  предметов или явлений как  элементов или частей к их  сложному целому, предмету или  явлению, в результате чего человек приходит к чему-то новому лично для себя, или для всех людей в целом, то есть появляется место творчеству.

     Сравнение - это  установление сходства или различия  между предметами и явлениями  или их отдельными признаками. Сравнение выступает как источник обогащения и развития языка, как источник художественного творчества.

     Абстракция  состоит в том, что субъект, вычленяя  какие-либо свойства, признаки изучаемого  объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый  от объекта, мыслится независимо  от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом  творчества.

     Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. При - конкретизации понятий происходит обогащение их новыми признаками, добавление чего нового, то есть происходит активизация творчества.

     Обобщение - мысленное  объединение предметов и явлений  по их общим и существенным  признакам. Творческие идеи могут возникать из стремления найти новый и весьма интересный метод обобщения имеющейся информации.

     Все указанные  операции не могут проявляться  изолировано вне связи друг  с другом. На их основе возникают  более сложные операции, такие  как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого творчества, возможность творческого преобразования действительности. Творчество человека не только включает в себя различные операции, но и протекают на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видах творчества.

    Существует бесчисленное  количество видов творчества. По  этой причине до сих пор  нет единой классификации творчества, но основными видами можно обозначить следующие:

     1. Художественное  творчество – оно связано в  большей степени с эстетическим освоением действительности.

     2. Научное творчество  – предполагает открытие явлений  и общих закономерностей развития реалий мира.

     3. Техническое  творчество – проявляется в  непосредственно практическом преобразовании  мира.

     4. Педагогическое  творчество – поиск и реальное  нахождение нового в сфере  педагогической деятельности.

     Это основные  виды творчества, но, кроме них, можно  выделить и ряд других видов: политическое, изобретательское, организаторское, философское, мифологическое и множество других.

     Остановимся на понятии «художественное творчество» более подробно.

     Художественное творчество происходит от древне-русского худогъ — "сведущий, опытный"; из готск. handugs — "мудрый".

     С точки зрения литературоведения, художественное творчество – это особая деятельность человека, порождающая качественно новое произведение и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Художественное творчество совершается на основе законов художественно-образного отражения действительности [5, С. 234].

     В «Современном энциклопедическом словаре» художественное творчество рассматривается как «форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)» [6, С. 322].

     Невозможно  не согласится с формулировкой  этого понятия приведенной В. И. Далем: "Изящные художества стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отраженье мы видим в вещественной природе" [7, С.466].

     В педагогике «художественное творчество» - «это вид общественно полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и прежде всего произведений искусства. Художественное творчество, его организация, содержание, технология, является предметом и основой художественного воспитания, как составной части эстетического» [8, С.169].

     Из всего  вышесказанного мы можем видеть, что так или иначе, с какой  бы точки зрения ни подходить  к определению «художественного творчества», ответ будет один «художественное творчество» — часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов "очеловеченного мира", в которых отражается высшая, духовная реальность.

Информация о работе Художественное творчество школьников на уроках музыки