Этапы работы над произведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:08, реферат

Краткое описание

Существенное значение имеет обусловленность процесса работы конкретными исполнительскими задачами, бесконечное разнообразие которых выступает перед исполнителем в различных по характеру, фактуре, стилю, жанру, форме, объему и другим признакам музыкальных произведениях.

Содержание

I. Вступление
II. Стадийность работы над музыкальным произведением
1. Первый тип работы над произведением
2. Второй тип работы над произведением
а. Первый этап
б. Второй этап
в. Третий этап
III. Заключение
IV. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этапы работы над произведением.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 

 У Савшинского «лишняя» ступенька появляется между традиционными первым и вторым этапами. После первого знакомства с сочинением, выгрывания в него, специальное время отводится изучению связанных с ним объективных данных: подробно анализируется нотный текст, делается теоретический анализ музыки, выясняются относящиеся к произведению исторические сведения. Третий этап посвящается техническому овладению сочинением. На четвертом происходит, по выражению Савшинского, вторичное рождение произведения при публичном исполнении, чему предшествует его собирание после детальной обработки.

 

Еще более дробную  классификацию предлагает венгерская педагог-пианистка М.Варро, рассматривая в процессе произведения целых   пять стадий. На первой интуитивно постигаются стиль, характер, настроение пьесы. Читая ее глазами или разбирая за инструментом, пианист отдается музыке, испытывает ее очарование. На второй первоначальное впечатление углубляется и утончается. Непосредственное переживание подкрепляется анализом формы сочинения. На этой стадии устанавливается темп и начинается выучивание наизусть. На третьей  стадии выучивание на память продолжается, работа ведется в медленном темпе. Особое внимание уделяется основательному, во всех подробностях, изучению нотного текста. Анализируются детали, определяется, что является главным в крупных и мелких разделах формы, и тем самым подготавливается почва для четвертого этапа – технического освоения произведения. Здесь идет работа над характером звука, туше, над динамикой, педализацией, прорабатываются отдельные, технически трудные места. После того как все эти моменты сводятся воедино и произведение играется уже в настоящем темпе, работа над ним прерывается на несколько недель. На пятой и последней стадии пьеса вновь обозревается внутренне, чтобы определить, совпало ли ее исполнительское воплощение с первоначальным представлением о ней.

В предложениях Варро интересна вводимая ею третья стадия, когда техническому овладению произведением и работе над отдельными средствами выразительности предшествует период интеллектуального постижения структуры пьесы и обдумывания-прикидки, в каком порядке и как именно будет вестись такая работа.

Принимаясь  за изучение произведения и воссоздавая  в своем воображении мысль  композитора, исполнитель особенно близко стоит к последнему; именно в это время, на этой начальной стадии работы его деятельность имеет наиболее творческий характер. Пытаясь вникнуть в начале этого пути в созданный композитором мир, исполнитель бережно относится к авторскому тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Деятельность музыканта-исполнителя посвящена изучению и исполнению музыкальных произведений. Работая над их освоением, он учится исполнительскому искусству. Низкий коэффициент полезного действия в работе над произведением обращает на себя внимание педагогов и методистов. Объяснить это можно в значительной мере бессистемностью (нерегулярные занятия, работа над произведением без определенного плана, перескакивание с одного проучиваемого места на другое, не доучив предыдущее, непонимание музыкального материала). Она же ведет к тому, что, несмотря на упорный труд, исполнение нередко так и не доводится до законченности. Чтобы овладеть произведением, необходимо осознавать весь материал произведения, знать биографию композитора, историю данной эпохи. Только тогда становится возможным бывшее внешним, чужим, сделать внутренним достоянием своей личности.

Как во всяком органическом процессе, в работе над произведением можно различить несколько стадий. Каждая из них имеет свои особенности и требует своих условий для благоприятного протекания и успешного перехода в следующую. Есть различные виды стадийности работы, каждый выбирает удобный вид работы для себя, для большей эффективности труда и наилучших конечных результатов. Без вреда для конечного результата нельзя ни миновать, ни переставить их порядок. К работе над освоением музыкального произведения будущий музыкант-исполнитель приступает с детства, в малосознательный период своей жизни. Работа эта протекает по указке учителя, долгое время руководящего каждым шагом ученика. Правила и приемы усваиваются вначале бессознательно. На протяжении ряда лет они диктуются педагогом по ходу занятий, от случая к случаю. За многие годы их накапливается значительное количество. Большая часть так и остается неосознанной, необобщенной, не подвергшейся критической оценке и пересмотру. По мере роста развития пианиста изменяются его технические возможности и задачи. Так, бессистемно складывающаяся история развития навыков может объяснить грубые ошибки и малую плодотворность работы в сравнении с затраченными усилиями и временем. В повседневной практике все стадии взаимопроникают друг друга: проработка текста произведения и других объективных данных - не что иное, как осмысление, прочувствование музыки, она включает формирование предварительного исполнительского замысла; техническая работа — это не только приспособление организма к воплощению замысла на инструменте, но и конкретизация представляемых музыкальных образов. Причем уже в предшествовавших стадиях шла предварительная настройка организма на технику исполнения. И даже заключительный этап — публичное исполнение — не только подведение итогов проделанной работы, и не только, а исследование, испытание всего достигнутого в особо ответственных условиях. Нередко оно бывает полно откровений, которые невозможны ни при каких других обстоятельствах и которые могут решающим образом повлиять на исполнительский замысел — заставить многое пересмотреть заново. Каждая стадия имеет свое важное значение, которое должен понимать исполнитель, стремиться к совершенству исполнения во всех деталях, не зависимо от задачи данной стадии. Важно то, насколько пианист понимает суть и важность правильной работы над произведением, это помогает понимать, насколько важен качественный труд и внимание к каждой детали и произведению в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано»
  2. Вицинский А.В. «Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным  произведением»
  3. Корыхалова Н.П. «За вторым роялем»
  4. Савшинский С.И. «Работа пианиста над музыкальным произведением»

 


Информация о работе Этапы работы над произведением