Государственное и муниципальное управление в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью данной работы является анализ теоретических и практических основ местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы муниципального управления в сфере культуры и досуга.
2. Выявить организацию управления и финансирования культуры в муниципальном образовании.
3. Определить организационно-управленческие модели в сфере культуры и досуга.
4. Дать общую характеристику отдела культуры Лискинского муниципального района Воронежской области .

Вложенные файлы: 1 файл

КУР.РАБ 2013.docx

— 65.91 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ (ред. от 23 июля 2008) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Данная тема курсовой работы весьма актуальна так как культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях.

  Для муниципальных учреждений культуры характерна высокая концентрация ресурсов на уровне района, которые управляются через районные структуры, осуществляющие финансирование, материальное и информационное обеспечение, координацию творческой деятельности на территории муниципального образования. Именно на уровне района сосредоточены все основные учреждения и организации, способные производить качественные и разнообразные услуги в сфере культуры и досуга.

В связи с этим, целью данной работы является анализ теоретических и практических основ местного самоуправления в сфере культуры и досуга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть  теоретические  основы муниципального управления  в сфере культуры и досуга.

2. Выявить организацию  управления и финансирования  культуры в муниципальном образовании.

3. Определить организационно-управленческие  модели в сфере культуры и  досуга.

4. Дать общую характеристику  отдела культуры Лискинского  муниципального района Воронежской  области .

5. Провести анализ финансирования  и проблемы в сфере культуры  и досуга в Лискинском муниципальном районе Воронежской области .

6. Дать рекомендации по  совершенствованию развития сферы  культуры и досуга Лискинского района Воронежской области .

7. Предложить программу  по совершенствованию управления  развитием сферы культуры и  досуга .

Структура  курсовой  работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

На общетеоретическом уровне поддержка сферы культуры и досуга органами муниципальной власти рассмотрена в работах таких авторов как: Головина Г.В., Зотов В.Б., Гнедовский  С.А., Абанкина Т., Инимица Е.Г и др. Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция РФ, а также Федеральные законы РФ и нормативно - правовые акты Лискинского  района  Воронежской  области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

 

1.1. Муниципальное управление  в сфере культуры и досуга 

 

Культура всегда была специфической областью, в ней всегда очень активно действовали механизмы саморазвития, а устанавливаемые государством ограничения преодолевались в особых формах.

  Культура – это сфера духовной жизни людей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения .

Культурное наследие  - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурные блага  - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: Культурно-просветительская деятельность; театрально-концертная деятельность; цирковая деятельность; декоративно-прикладное искусство; библиотечное дело; музейное дело .

 Муниципальная политика  в сфере культуры строится  на основе общих принципов  государственной политики . Федеральный закон 2003 г . относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

       Характерной  особенностью муниципальных организаций  культуры является высокая концентрация  основных ресурсов по производству  услуг культуры и досуга на  уровне муниципального района.

Муниципальные организации культуры традиционно представлены:

• библиотеками, объединенными в централизованные библиотечные системы;

• клубами различных типов (Дома и Дворцы культуры, сельские клубы, Центры культуры и досуга, национально-культурные Центры, Дома народного творчества, Дома ремесел, Дома фольклора, молодежные культурные Центры, передвижные Центры культуры и досуга);

• краеведческими и мемориальными музеями;

• детскими школами искусств, музыкальными, художественными и хореографическими школами;

• парками культуры и отдыха;

• кинотеатрами и киноконцертными залами;

• выставочными залами и галереями;

• муниципальными творческими коллективами.

      Названные  структуры различаются по: а) характеру  выполняемых функций; б) организации  творческого процесса; в) особенностям  применяемого труда.

       Общественные  и частные организации активно  используют в своей деятельности  творческие коллективы, кадровые, информационные  и методические ресурсы муниципальных  организаций культуры. Развитие  некоммерческого сектора в сфере  культуры на муниципальном уровне  за счет общественных и частных  организаций во многом сдерживается  в силу следующих объективных  причин: низкий уровень доходов  населения, не позволяющий оплачивать  услуги культуры по рыночной  цене; ограниченный круг предложения  общественных и частных организаций, позиционированный на состоятельного  потребителя; неразвитость общественных  институтов; географические и демографические  особенности, требующие дифференциации  объемов и типов услуг культуры  и досуга . [1]

         Явное преимущество муниципальных  учреждений культуры перед другими  организаторами заключается в  системной практике создания  культурной среды, в сохранении  и преумножении культурных традиций  и местной идентичности, в создании  условий для социальной интеграции  местного сообщества.

 

       Базовым  элементом создания услуг муниципальных  учреждений культуры являются  самодеятельные объединения граждан  по всем направлениям творческой  и социокультурной деятельности.

       Муниципальные  организации культуры создают  комплексные услуги по обеспечению  культурного досуга в массовых, интерактивных и индивидуальных  формах. Концерты,  театральные спектакли, выставки художников и мастеров  декоративно-прикладного творчества  обеспечиваются на муниципальном  уровне силами участников самодеятельных  творческих коллективов и в  силу этих особенностей имеют  достаточно высокую экономическую эффективность.

       Муниципальные  организации культуры обеспечивают  библиотечные услуги, создают и  экспонируют местные музейные  предметы и коллекции. Муниципальные  учреждения культуры исполняют  функции центров инициатив местного  сообщества, патриотического воспитания  граждан, сохранения и развития  национальных культур.

       Для  осуществления функций регулирования  и поддержки культуры и искусства  и организации сферы досуга  в администрации муниципального  образования может создаваться  структурное подразделение по  вопросам культуры с правами  юридического лица. При нем могут  создаваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, советы директоров, объединенные методические советы  учреждений культуры, советы по  кино, другие совещательные органы.

       Основные  функции муниципального органа  управления культурой показаны  на рисунке 1. 

Функции муниципального органа управления культурой




 

 

 

Координация культурно – просветитель ской  работы организаций и учреждений

Контроль за содержательной и финансово- хозяйственной деятельностью  учреждений культуры и досуга

Методическая  и финансовая помощь учреж дениям культуры

Выдача лицензий на введение коммерчес кой деятельности в сфере культуры и досуга на территории

Проведение общественных мероприятий (смотры ,фестивали ,выставки и др ).




 

Рис. 1 Функции муниципального органа управления культурой.

 К сфере культуры  относятся разнообразные организации  и виды деятельности (Рис. 2)

       Формирование  и осуществление осмысленной  культурной политики является  одной из важных задач государства, во многом определяющих его  жизнеспособность и место в  цивилизованном мире. Государство  должно, с одной стороны, формировать  культурную жизнь общества в  целом, с другой стороны, согласовывать  культурные потребности и интересы  различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

 

 

Культурно - просвети тельская  деятельность

Библиотечное

дело

Музейное дело


Театрально концертная деятельность




 

Кино -, видео – производство





                                                                                          



Цирковая деятельность

Содержание и рестав - рация памятников истории икультуры





                            


Декоративно – прикладное искусство




 

Историко – архивная деятельность





                                                    

 

 

Рис . 2 Состав сферы культуры

 

Понятие «досуг», в отличие от понятия «культура», имеет одно толкование «свободное время». Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность и, как следствие, на экономическую стабильность общества.

       К объектам  досуга на территории муниципального  образования относятся городские  леса и парки, скверы, пляжи, иные  рекреационные объекты, детские  городки, аттракционы, иные развлекательные  сооружения. Федеральный закон 2003г. № 131 – « Об общих принципах организации Местного Самоуправления в РФ « относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, обустройство мест массового отдыха. Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры, финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурно-досуговая» сфера. Одной из функций местных органов культуры является организация и про ведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в сфере культуры