Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат
Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.
Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.
Так же МПП представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей МП. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образуют институт МП. Примером здесь может служить- институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности гос-в.
Отрасль МПП – это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов МПП в широкой сфере сотрудничества. В систему отраслей МП входят право международных договоров, право международных организаций, право внешних сношений, международное морское право, М воздушное право, М космическое право, М экологическое право, М уголовное право, право прав человека, М гуманитарное право.
Особенности МПП:
МПП как система права отличается от национальной правовой системы по субъекту, способу разработки и обеспечения норм права.
К субъектам МПП относятся: гос-ва (около 214), нации или народы, международные организации, межправительственные организации, государствоподобные образования (субъекты-суверены, напр. Ватикан).
Гос-ва – первоначальные и основные субъекты МПП, обусловливающие его возникновение и развитие. Определяющая роль гос-в в МП объясняется наличием у них суверенитета – способность самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда можно сделать вывод, что все гос-ва равны в правосубъектности.
Нация ли народ, - общий термин, относящийся к многонациональному населению, - сравнительно новый субъект МПП, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов».
Международные межправительственные организации создаются гос-ами путем заключения договора- учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли гос-в-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. В связи с этим объем правосубъектности у международных организаций не одинаков.
Нужно отметить, что МПП имеет согласительныю природу.
КРФ 1993г. Сделала большой шаг вперёд в деле признания МП не только в регулировании отношений м/у субъектами МП, но и в регулировании правовых отношений внутри страны. Она пронизана ссылками на МП.
Обязанность руководствоваться нормами МП закреплена во многих статьях КРФ. Однако центральным положением в этой области является норма о соотношении международного и внутригосударственного права, закрепленная в ч.4 ст. 15 КРФ. Согласно этой норме «общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.» Впоследствии эта норма была воспроизведена в ФЗ «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 года (Закон о международных договорах). Норма ч.4 ст.15 КРФ ставит вопрос об иерархии общепризнанных принципов и норм МП и КРФ. В силу п.1 ст. 15 КРФ имеет высшую юр. Силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Поэтому нормы К имеют приоритет перед общепризнанными принципами и нормами МП. КРФ имеет приоритет перед международными договорами РФ. Согласно п.6 ст.125 КРФ не соответствующие её положениям международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Пленум ВС в постановлении «О некоторых вопросах применения КРФ при осуществлении правосудия» от 31октября 1995 г. (далее-постановление), по существу, дал толкование того, как следует понимать положение ч.4 ст.15 КРФ. В п.5 Постановления указывается, что суд должен руководствоваться нормами МД, решение о согласии на обязательность которого для РФ было выражено в форме ФЗ, т.е. Имеется в виду в основном ратифицированные МД.
В этой связи возникают 2 вопроса. 1- правомерно ли такое толкование К Пленумом ВС РФ? Ведь закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981г. (далее- закон о судоустройстве) с последующими изменениями, внесенными законами от 29 мая 1992г., от 3 июля 1992г., от 28 ноября 1994г., закрепляет за ним право давать руководящие разъяснения относительно практики российского зак-ва, а не толкования КРФ.
2- какое значение может иметь
постановление Пленума ВС РФ
для иных правоприменительных
органов, за исключением судов? По-видимому,
постановление является
Нашего гос-ва. Так как нормы МП стали составной частью российской правовой системы, они должны применяться на территории РФ. В РФ конституционно закреплена международно-правовая концепция об общепризнанных принципах и нормах и МД как части правовой системы России, т.е. Как части совокупности явлений правовой действительности, которыми выступают: 1) правовые нормы РФ;
2) правовая деятельность, выражающаяся в осуществлении органами гос власти РФ функции создания и реализации правовых норм; 3) правовые доктрины, концепции, теории.
Частью каждого из компонентов правовой системы РФ должны в соответствии с КРФ стать нормы МП – общепризнанные принципы и нормы и МД. Это означает, что общепризнанные принципы и нормы и МД РФ в соответствии с КРФ становятся частью правовых норм РФ, правовой деятельности по реализации правовых норм, правовых доктрин.
МП и внутригосударственное право – самостоятельные, но взаимосвязанные правовые системы, они находятся в постоянное взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга
Существуют различные теории соотношения МП и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую.
Дуалистическая теория основывается на разграничении МП и национального права и их неподчинении друг другу
Монистические концепции исходят из соединения МП и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает -
Внутригосударственное право или МП, - различают примат внутреннего права государства или МП.
Механизмы воздействия
1. Влияние
A. Воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего
B. Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права
C. Устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм
D. Рецепция и активное использование в МП основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права
2. Влияние МП на формирование
и развитие
A. Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. 3 формы:
I. Прямая - заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона
Ii. Опосредованная - правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта
Iii. Смешанная
B. Инкорпорация – если формулировка закона совпадает по тексту с положением договора
C. Рецепция – заимствование:
I. Прямая – полное заимствование тех или иных норм МП
Ii. Косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства
4.Международно-правовое определение субъекта МП
Существуют различные подходы к определению субъектов М/НП: 1)определение суб. Исходя из общей теории права, т.е. Лицо, способное быть участником правоотношения, способное выступать в качестве носителя прав и обязанностей. Всякая правосубъектность включает в себя способность как обладать правами и обязанностями, так и их осуществлять. 2) М/НП имеет свое определение суб. – участник м/н отношений,который обладает суверенитетом, правообразующими f, обладает автономностью воли. 3) 1+2 подходы. У науки М/НП нет оснований отказываться от общепринятого определения субъекта права. В М/НП нет недееспособных субъектов. Когда характеризуется субъект применяется термин правоспособность. Ст.6 Венской Конвенции о праве м/н договоров 1969 г. – каждое гос-во обладает правоспособностью заключать м/н договоры => договорная правоспособность явл. Определяющей дя категории субъекта.
Субъект М/НП- действующий или потенциальный участник м/н правовых отношений, способный обладать правами и обяз-ми и способный нести м/н правовую ответ-ть. 1) Государства. Нормы м/н права регулируют межгос. Отношения => именно гос-вам отводится ряд специфических свойств: суверенитет и полная правоспособность. Гос-ва вступают в различные отношения по своей воле. Суверенитет- верховенство нац. Закона/права на территории данного гос-ва,независимая внешняя политика. Каждому гос-ву присущ суверенитет. Гос-ва в силу факта самого существования явл-ся субъектами права, но для реализации права нужно других гос-в. Суверенитет- правовое понятие, поэтому гос-во вправе ограничивать свой сув-т либо лишать себя его. Гос-во,войдя в состав др. Гос-ва, перестает обладать гос. Сув-том в м/н правовом смысле. Членство в м/н организациях и др. Союзах/ассоциациях сохраняется за гос-ми,а значит обеспечивает их суверенитет и правосубъектность. Конференция с точки зрения М/НП – договорная форма объединения гос-в, которые делегируют новому союзу какие-либо специфические полномочия. Цель создания-объединение обороны и внешней политики.
Юр.цель-создание единого гос-ва.Конференции не явл. Субъектами М/НП,но гос-ва-члены сохраняют статус субъекта М/НП. Правильнее говорить о конфедеративном гос-ве,кот. Образуется при подписании договора. 7 типов правомерного перехода территории от 1 гос-ва к др:
1)Объединение гос-в. Новое единое
гос-во берет на себя все
права и обяз-ти
Правосубъектность м/н орг-ций всегда
имеет производный характер,т.к. Являются
производными субъектами,создаются в
силу волеизъявления гос-в. В М/НП нет норм,свидетельствующих
о том,что м/н орг-ции имеют определенные
права и обяз-ти. Сам факт наделения организации
м/н правосубъектности говорит о возможности
обладания м/н правами. По сравнению с
компетенцией гос-ва,комп-ция орг-ций явл-ся
специальной- ее объем ограничен целями
международной организации.3)Нации,
Информация о работе Понятие современного МП и его особенности