Теоретические аспекты эффективности муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель - выявить и обосновать методику оценки, обеспечивающую эффективность муниципальной управленческой деятельности.
Теоретико-методологическую основу работы составили концепции общей социологии и социологии управления, экономики, теории государственной службы, местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

53.docx

— 287.44 Кб (Скачать файл)

Тема

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Система муниципальной управленческой деятельности, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии развития. В этой связи во многих муниципальных образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы муниципальной управленческой деятельности, соответствующие Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ.

Муниципальная управленческая деятельность имеет свою специфику, отличающую ее от других видов управленческой деятельности, тесно связанную с системой государственного управления через жилищно-коммунальный комплекс, градостроительство, социальную сферу, общественную безопасность.

Объектом работы является муниципальная управленческая деятельность. Предметом - эффективность управленческой деятельности в муниципальных образованиях Приморского края.

Цель - выявить и обосновать методику оценки, обеспечивающую эффективность муниципальной управленческой деятельности.

Теоретико-методологическую основу работы составили концепции общей социологии и социологии управления, экономики, теории государственной службы, местного самоуправления.

Проблемы эффективности муниципальной управленческой деятельности рассматриваются в различных отраслях научного знания. Методологические основы социологического исследования муниципальной управленческой деятельности заложены в работах таких видных теоретиков социологической науки, как М. Вебер, П. Друкер, Э. Дюркгейм, А. Кравченко, Н. Луман, Т. Парсонс, П. Сорокин, А. Токвиль, А. Файоль, Дж. Чайлд, J1. Штейн, И. Шумпетер1.

Глава 1 Теоретические аспекты эффективности муниципального управления

1.1 Понятие эффективности муниципального управления

 

 

Муниципальное управление призвано организовывать социально-экономические процессы на территории таким образом, чтобы максимально учитывались интересы местного населения, и, как любой вид управленческой деятельности, нуждается в измерении и оценке его эффективности. При оценке результатов муниципального управления должны использоваться объективные критерии, однако количественное их определение зачастую практически невозможно.

Термин “эффективный” (от лат. effectivus) означает действенный, дающий желаемый результат. То есть под эффективным муниципальным управлением можно понимать такую организацию процессов, которая приводит к достижению целей и решению задач муниципального образования.

Распространенной практикой при определении степени достижения поставленных целей является разделение показателей эффективности (они характеризуют результат воздействия субъекта на объект управления – достигнуты или не достигнуты цели) и результативности (они характеризуют точность достижения ожидаемого состояния объекта управления).

Необходимо четко осознавать, что само по себе достижение желаемого состояния объекта еще не является критерием эффективности. Жесткой оценке должны подвергаться затраты, понесенные на достижение целей (в этом разрезе стоит упомянуть интерпретацию известного Парето-распределения: 90% результата может достигаться 10% усилий). Один и тот же результат может быть достигнут разными способами. Одни и те же затраты в разных условиях могут не привести к одному и тому же результату.

В связи с этим цель любой управленческой деятельности – максимизация результатов при минимизации издержек. При определении эффективности деятельности необходимо сравнивать полученный эффект с затраченными усилиями. Такой подход довольно просто реализуется в рамках корпоративного управления (там соотношение издержки – прибыль почти всегда выражается конкретными цифрами). В случае государственного и муниципального управления решающее значение имеют показатели достижения социальных, а зачастую и духовных (уровня удовлетворенности теми или иными условиями) целей. Система показателей оценки эффективности муниципального управления представлена на рис. 8.7.1. Они с трудом поддаются количественной оценке. Социальный эффект измеряется косвенными результатами, например, сокращение времени обслуживания, повышения качества обслуживания, улучшения социально-психологической обстановки. 

 

 

 

Эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и других, оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений.

По существу, оценка того, к каким результатам привела реализация того или иного решения, есть оценка эффективности любой (в том числе и муниципальной) управленческой деятельности. Рассмотрим принятую в современной науке муниципального управления систему определения эффективности.

Сначала необходимо отметить, что можно выделить 3 предварительных этапа в случае определения эффективности управления.

Во-первых, необходимо оценить, являются ли возникшие явления следствием управленческого воздействия или это проявления механизмов внутренней саморегуляции управляемых объектов.

Далее необходимо выяснить, благодаря чему произошли те или иные изменения в объекте управления. Это производится для того, чтобы впоследствии максимально активно пользоваться теми инструментами, которые оказывают наибольшее воздействие на систему.

Третьим шагом должно стать определение взаимозависимости объекта управления и инструмента, подействовавшего на него, т.е. ответить на вопрос: “Благодаря чему произошло такое изменение?”.

Итоговая информация из этих предварительных этапов должна стать основой для определения соотношения необходимых издержек на управление и получаемых результатов (т.е. в конечном итоге и для определения эффективности управления).

Применительно к муниципальному управлению можно выделить эффективность работы органов местного самоуправления и общую эффективность управления как общую сумму эффективностей. При этом управленческую эффективность на местном уровне можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя эффективность – это эффективность работы органов, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений, способствующих повышению качества жизни населения.

Внешняя эффективность – это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования.

Общенаучной практикой в определении интегральных характеристик является работа по следующей методике:

1) определение группы факторов, влияющих на интегральный показатель;

2) определение критериев (значений факторов), служащих индикаторами  при сравнении показателей;

3) разработка методов расчета  обобщающих характеристик.

Применительно к муниципальному управлению в качестве базовых факторов могут выступать следующие:

– соответствие структуры и численности аппарата управления нормативам согласно выполняемым функциям;

– принятие и исполнение решений, обеспечивающих максимальное использование потенциала территории;

– оперативность работы аппарата управления;

– соблюдение законности при осуществлении деятельности;

– взаимодействие органов управления с местным сообществом;

– соответствие целей, которые ставит аппарат управления, потребностям и интересам населения;

– рациональность внутренней системы управления. В качестве индикативных критериев могут выступать:

1) результативность – степень достижения целей, стоящих перед муниципальных образованием;

2) экономичность – соотношение плановых затрат и фактических;

3) соотношение результатов и затрат, в частности, на оказание муниципальных услуг;

4) удовлетворение работой – степень соответствия представлений об условиях работы руководящего органа фактическим условиям;

5) качество – степень соответствия муниципального управления общим требованиям, предъявляемым к нему;

6) внедрение инноваций – фактическое использование в работе новейших методов управления социально-экономическими комплексами на территории.

При этом по существу выделяются три вида эффективности, на которые оказывают влияние различные факторы. Эффективность муниципального управления представлена в табл. 1. 

Таблица 1 - Эффективность муниципального управления 

Виды эффективности

Содержание отдельных видов эффективности

Общая социальная эффективность

Уровень и качество жизни населения

Эффективность организации муниципального управления

1. Содержание и организация процесса  управления

2. Рациональность организационной  структуры

3. Организационно-технический уровень  системы муниципального управления

Эффективность системы муниципального управления

1. Степень достижения основных  целей муниципального управления

2. Сочетание потребностной, результативной и затратной эффективности (пояснения см. ниже)

Эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления


 

 

Первый вид эффективности – общая социальная эффективность. Это наиболее важный показатель, именно он характеризует уровень и качество жизни населения муниципального образования. Общая социальная эффективность муниципального управления отражается в динамике удовлетворенности населения уровнем жизни. Важное значение при определении данного вида эффективности имеет понятие качества. Причем качество не только самого управления (т.е. оценка последствий принимаемых решений), но и качество тех услуг, которые может оказать населению муниципальный орган власти.

Самое главное, что необходимо отметить, – сама природа бесплатного государственного и муниципального обслуживания нивелирует эффекты конкуренции, т.е. у учреждений отсутствует необходимость бороться за потребителя. Можно сказать, что такого рода система обслуживания не лучшим образом сказывается на эффективности расходования денежных средств.

Второй вид эффективности – эффективность организации муниципального управления – раскрывается через содержание организации процесса управления, рациональность оргструктуры и др. Третий вид – эффективность системы муниципального управления – характеризуется степенью достижения целей муниципального управления, эффективностью подсистем, входящих в систему управления, показателями качества, экономии и др.

Разберем второй и третий виды эффективности подробнее. 

В ходе изучения показателей эффективности организации муниципального управления обычно выделяют несколько групп характеристик управленческого аппарата. Их можно представить на рис.2.

Первая группа показателей характеризует эффективность процесса управления, т.е. соотношение затрат и результирующих показателей управленческого труда. В качестве характеристики затрат на управление используются легко измеряемые показатели, например, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

Интегрированные показатели процесса управления могут оцениваться как количественно, так и качественно. В качестве критерия эффективности они могут использоваться при сравнении двух состояний организационной структуры, когда положение одной группы показателей изменяется (как в сторону улучшения, так и ухудшения) при сохранении положения остальных групп.

Раскроем содержание показателей эффективности процесса управления.

Производительность аппарата управления характеризуется количеством выработанной в процессе управления информации.

Экономичность управления характеризуется относительным уровнем затрат на управление. Необходимо осознавать, что государство должно оказывать услуги населению по приемлемым для них ценам. Однако измерять экономичность муниципального управления только в форме сокращения затрат не представляется логичным, поскольку именно управленческие структуры несут на себе социальную нагрузку.

Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять стоящие задачи при изменении внешних условий. Чем шире диапазон изменений, тем более адаптивной считается система.

Гибкость системы управления характеризует свойство органов управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре целостности.  

 

 

Рисунок 2 -

Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных управленческих процессов.

Надежность аппарата управления заключается в его способности функционировать без дополнительного вмешательства, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки надежности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.

 

1.2 Методы определения эффективности системы муниципального управления

 

 

Наиболее общей при оценке эффективности системы управления являются следующие методы:

1. Оценка степени достижения  основных целей муниципального  образования.

Эффективность системы муниципального управления по данному методу рассчитывается по формуле: 

 

Эц = Кув • Куж • Кунпч, 

 

где Эц – обобщенный коэффициент достижения целей системы муниципального управления.

КуВ – коэффициент уровня выживания населения соответствующего" муниципального образования. Характеризует условия выживания населения, сложившиеся в результате деятельности органов муниципальной власти, действующих на территории муниципального образования. Этот показатель определяется как отношение числа родившихся на территории муниципального образования за оцениваемый период к числу умерших граждан в муниципальном образовании за тот же период.

Информация о работе Теоретические аспекты эффективности муниципального управления