Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, необходимо в  случаях, когда  идет умышленное уклонение от перечисления этих средств налоговым агентом, рассмотреть возможность применения санкций к должностному лицу. Сегодня же эти санкции несет в целом  обезличенно предприятие.  Поэтому предлагается персонифицировать эту ответственность.

Факт неперечисления налоговым агентом удержанного НДФЛ может быть установлен налоговыми органами только в ходе выездной налоговой проверки. В соответствии с законодательством выездные проверки могут проводиться не более двух раз в год в отношении одного налогоплательщика. При этом самостоятельные проверки по исполнению функций налогового агента не предусмотрены.

В целях совершенствования  налогового контроля и повышения  эффективности контрольных мероприятий  необходимо осуществление следующих  мер:

1. В первую очередь  необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.

Камеральная проверка деклараций по налогу на доходы физических лиц проводится налоговым органом, как правило, по следующим направлениям:

- сопоставление отдельных  показателей деклараций по налогу на доходы физических лиц с показателями декларации по другим налогам;

- сопоставление отдельных  показателей декларации по налогу на доходы физических лиц между собой;

- проверка отдельных  показателей декларации на предмет  их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на доходы физических лиц.

Безусловно, налоговые  органы могут расширить перечень направлений проведения камеральных  проверок.

Кроме того, при проведении камеральной проверки крайне важен  экономический анализ деклараций. Его цель - выявить причины, которые повлияли на величину финансово-экономических показателей и, как следствие, на размер налоговой базы. Результаты такого анализа позволяют спланировать дальнейшие действия налогового органа при подготовке и проведении выездных налоговых проверок.

2. Постоянное совершенствование  форм и методов, проводимых  налоговыми органами проверок, повышение  профессиональной подготовки кадров.

Большинство налоговых  конфликтов возникает в России по причине несовершенства нормативной базы. Зачастую не только налогоплательщики, но и налоговые консультанты, и адвокаты не могут точно сказать, что имел в виду законодатель в той или иной статье Налогового кодекса. Арбитражными судами зачастую выносятся совершенно противоположные решения, основанные на различном толковании законодательства, что формирует различную практику на уровне округов.

3. Продолжение увеличения  количества проверок соблюдения  налогового законодательства, проводимых  совместно с органами внутренних  дел, так как результативность их очень высока и дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

4. Также для повышения  качества проводимых проверок  считается целесообразным проводить  так называемый мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре основных уровня. Это анализ сумм начисленных налоговых платежей, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, анализ динамики сумм уплаченных налогов и  анализ факторов влияющих на формирование налоговой базы. Как правило, данный метод позволяет правильно прогнозировать ситуацию экономического состояния налогоплательщика, планировать суммы налоговых поступлений и тем самым увеличить собираемость налогов. Но стоит сказать о том, что проведение подобных мероприятий является весьма трудоемким процессом и в целях эффективности его применения необходимо создание соответствующего отдела.

5. Также в целях  совершенствования налогового контроля  необходимо проведение следующих  мероприятий:

- информирование граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях;

- увеличение риска привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений;

- разработка специальных мер воспитательного характера налогоплательщиков;

- постепенное повышение правовой и налоговой культуры граждан;

- разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями;

- поощрение добросовестных налогоплательщиков;

- создание равных условий для всех категорий налогоплательщиков;

- улучшение материальной обеспеченности сотрудников налоговых и иных контролирующих органов, а также накопление высококвалифицированного персонала.

Для современной России сейчас важно создать такой налоговый  механизм, который будет максимально  приближен к классическим принципам  налогообложения, на базе которых построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей.

Важно чтобы развитие налогового контроля и администрирования  не препятствовало соблюдению прав и  интересов налогоплательщиков, а способствовало обеспечению самостоятельного и добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Проанализировав данные о поступлениях от НДФЛ, отраженные во второй главе, напомним, что в региональные бюджеты идет 70% средств от налога на доходы физических лиц. В настоящее время в России действует так называемая плоская шкала для исчисления налогов на физлиц - 13%.

Кроме того, серьезного обсуждения заслуживает вопрос о ликвидации зарплат в конвертах. В рамках борьбы с данной выплатой зарплат правительству необходимо закрепить в Трудовом кодексе минимальный размер заработной платы, в том числе почасовой оплаты труда, которая, должна быть не ниже прожиточного минимума, установленного в субъектах РФ. Речь здесь идет как о наличных, так и безналичных системах оплаты труда.

Бизнесмен не сможет платить  зарплату ниже прожиточного минимума и доходная база (региональных бюджетов) должна резко возрасти.

Эта мера тоже позволит стабилизировать  поступления в Пенсионный фонд и  поступления НДФЛ в региональные бюджеты. Кроме того, станет возможным решить проблему легализации зарплаты иностранных граждан, привлеченных российскими работодателями. Сократятся возможности для недобросовестной конкуренции со стороны работодателей, выплачивающих зарплату в конвертах, минуя налоговые платежи. При этом увеличится степень социальной защищенности российских граждан.

Также можно установить уголовную ответственность работникам за получение зарплаты в конверте. В настоящий же момент данные сложности  решаются налоговыми органами посредством проведения проверок организаций, имеющих признаки выплаты «серой» зарплаты, выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а так же организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня. Так же при осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц эффективным является использование информации из внешних источников, прежде всего о владельцах транспортных средств и собственниках имущества. Данные задачи остаются одним из приоритетных направлений работы налоговых органов в части администрирования НДФЛ.

Также политика в области  налогообложения должна «противодействовать» сложившемся в настоящее время  негативным тенденциям, в связи с чем необходимо:

- Отменить ограничение  по сумме расходов, произведенных  налогоплательщиком из собственных  средств на приобретение медикаментов, медицинское обслуживание и лечение,  т.е. предоставлять медицинские  вычеты в размере фактически  произведенных расходов;

- Использовать налоговые  стимулы для повышения рождаемости,  что уже делается в ряде  ведущих стран мира, где в наиболее  выгодные условия по уплате  индивидуальных подоходных налогов  поставлены родители, имеющие не  менее 3 детей (Франция, Швейцария);

- Серьезно обсудить  предложения некоторых общественных  организаций о введении в нашей  стране налога на бездетность  в размере 2-3% от дохода граждан  старше 22 лет [53.С.31].

Главная идея правительства  – вывести из тени найм жилых  помещений. Предлагается ввести новый вид имущественного налогового вычета, который будет предоставляться нанимателям жилых помещений. В настоящее время наиболее многочисленную, по мнению налоговых органов, группу физических лиц, которую не представляют декларацию о доходах и не уплачивают НДФЛ, образуют наймодатели-собственники жилых помещений, сдающие их в наем. Доходы, полученные от сдачи имущества в наем, облагаются НДФЛ по ставке 13% (30%- для физических лиц- нерезидентов РФ).

Таким образом, без представленной декларации формы 3-НДФЛ, договора найма и расписки в получении денежных средств доказать факт сдачи квартиры в наем, а значит, и обязанность уплаты НДФЛ в рамках действующего законодательства налоговый орган не может. Поэтому если будет поставлена задача пополнения бюджетных доходов, в которой больше всего заинтересованы власти субъектов РФ, то без внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство, в частности направленных на создание условий на выявление указанных налогоплательщиков, ее решить не получится [54].

В качестве такой меры предлагается ввести новый вид имущественного налогового вычета, который будет  предоставляться нанимателям жилых  помещений (будь то жилой дом, квартира, комната). Вычет экономически целесообразно  установить в размере около 70% от суммы фактически произведенных в связи с наймом жилого помещения расходов за налоговый период, т.е. от суммы годовой платы за жилое помещение.

Таким образом, если жилое  помещение снималось на протяжении года, наниматель по окончании налогового периода сможет возвратить излишне уплаченный НДФЛ в сумме, примерно равной размеру ежемесячной платы за жилое помещение. Наниматель, безусловно, будет заинтересован в получении имущественного вычета (т.е. снижении налогового бремени) и, следовательно, подаче налоговой декларации. Это позволяет налоговым органам рассчитывать на выявление огромного числа наймодателей, ранее не декларировавших свои доходы, а значит, и на поступление в бюджет значительных сумм НДФЛ.

Помимо перечисленных  эффектов от введения нового имущественного налогового вычета для нанимателей жилых помещений можно ожидать и другие положительные последствия, например, что размер платы за жилое помещение указанной в договоре найма, не будет, как сейчас, существенно занижаться и что рынок аренды жилых помещений наконец-то выйдет из «тени».

Предлагаемый имущественный  вычет можно будет предоставлять  также, как и имущественный вычет  в отношении нового строительства  или приобретения жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них: либо в  налоговой инспекции по окончании налогового периода либо по месту работы, т.е.у налогового агента, в течении налогового периода.

Налоговая декларация и  документы (договор найма, расписка в передаче денежных средств, справка  формы 2-НДФЛ), представленные нанимателем  в связи с реализацией его права на предлагаемый вид имущественного вычета, в обязательном порядке подвергнутся камеральной проверки. При отсутствии расхождений налоговый орган вынесет решение о подтверждении права налогоплательщика на вычет.

По итогам проведенной  камеральной проверки будут внесены сведения о наймодателе в список физических лиц, обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ. При этом в распоряжении налогового органа останутся документы, необходимые для расчета НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет наймодателем. По истечении срока, установленного для подачи декларации формы 3-НДФЛ, будет проведена сверка списка физических лиц, обязанных представить декларации, со списком физических лиц, представивших декларации, которая выявит недобросовестных (уклоняющихся от уплаты налога) наймодателей. Последним грозят налоговые санкции (помимо доначислений НДФЛ).

Таким образом, преимущества рассмотренного выше предложения очевидны: налоговые органы, вместо того чтобы  проводить в рамках камеральной  проверки НДФЛ дополнительные мероприятия по выявлению наймодателей, не задекларировавших полученные от сдачи имущества в наем доходы, получат необходимые для доказательства факта найма жилья документы непосредственно от нанимателей.

 Внесение указанного  дополнения в налоговое законодательство будет способствовать значительному увеличению эффективности камеральных проверок НДФЛ, прежде всего за счет выявления лиц, не исполняющих обязанности по уплате налога, и привлечение их к налоговой ответственности. Как следствие, возрастут доходы региональных бюджетов, что особенно актуально в условиях экономического кризиса.

Увеличение социальных налоговых вычетов на первый взгляд может привести к снижению степени  прогрессивности налога на доходы физических лиц. Тем не менее, оно может быть оправдано тем, что установление вычетов на образовательные расходы обусловит возникновение положительных экстерналий в виде повышения привлекательности вложений в человеческий капитал, а принципы горизонтальной справедливости оправдывают предоставление вычета на медицинские расходы. Если при обычных предпосылках этими вычетами в большей степени пользуются налогоплательщики с высокими доходами, то в нашей ситуации (когда, согласно действующему законодательству, максимальная сумма возврата является весьма небольшой при достаточно сложной схеме ее получения) повышение величины вычета способно оказать стимулирующее воздействие на процесс легализации доходов.

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета