Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

Существенное отрицательное  влияние на результативный показатель поступлений НДФЛ оказывает рост объемов строительства и удорожание жилых домов. В результате анализа данных о налоговых вычетах, отраженных во второй главе работы при росте жилищного строительства на 1%, величина поступлений НДФЛ в бюджетную систему уменьшается на 0,14%. Это объясняется возможностью получения налогового вычета физическими лицами при приобретении недвижимости. В виду значительного увеличения стоимости жилья за последние 5 лет, оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя-тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на вышеуказанный вычет, что еще более сокращает поступления НДФЛ в бюджетную систему.

Проанализировав данные по задолженности по НДФЛ, отраженные во второй главе, можно сказать, что предприятия, удерживая налог из зарплаты своих работников, нередко его не перечисляют. Выходит так, что они, испытывая недостаток собственных оборотных средств, позволяют себе «кредитоваться» за счет бюджета области – это гораздо дешевле и доступнее, чем из банка.

 Очень многие руководители  пользуются такой возможностью и игнорируют тот факт, что за счет налога с заработной платы их работников должна выплачиваться зарплата врачам, учителям, работникам учреждений культуры, то есть из бюджета, который исполняется в текущем году с большим трудом. Таким образом, возникает латентная, то есть скрытая задолженность. Вот поэтому работа по сокращению задолженности по уплате НДФЛ – одно из приоритетных направлений деятельности налоговых органов области.

В соответствии с НК РФ удержание у налогоплательщика  начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых  денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную  сумму налога налоговый агент  обязан в течение одного месяца с  момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать НДФЛ, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного НДФЛ, превысит 12 месяцев.

В случае неисчисления и  неудержания налога, подлежащего  удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность  налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом. Обязанность налоговых агентов удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, следует, что обязанность уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц у налогового агента возникает после удержания соответствующих сумм из доходов налогоплательщика. При этом возможность удержания налоговым агентом из доходов налогоплательщика сумм налога, не удержанного и не перечисленного в бюджет за прошлые налоговые периоды, главой 23 НК РФ не регламентирована [23.С.47].

Многие работники получают заработную плату в конвертах. Среди сфер, где чаще всего так труд оплачивается, профсоюзы выделяют торговлю, строительство и сферу бытового обслуживания. 

Зарегистрированные предприятия, естественно, предпочитают не привлекать к себе внимание налоговой инспекции, практикуя нелегальную выдачу зарплат. НДФЛ является главным источником пополнения региональных бюджетов. Однако в тех поселениях, где практикуется выдача зарплат в конвертах, налог платится в минимальном размере либо совсем не платится.

Кроме того, низкий уровень  заработной платы позволяет людям  обращаться за субсидиями на жилищно-коммунальные услуги, что влечет дополнительные необоснованные  расходы бюджета. К сожалению, нет четкого механизма борьбы с такой выплатой зарплат.

 Применяемые вычеты  по НДФЛ в РФ носят лишь  явочный характер и практически  не выполняют свою регулирующую  функцию, так как абсолютная  величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума.

 Прожиточный минимум  исчисляется вообще по непонятной  системе, созданной еще в период  социалистической системы с целью  пропагандистского сравнения успехов  нашей системы хозяйствования  с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому глава НК, посвященная НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения минимально необходимый доход. Как следствие, это вызывает поиск всяческих путей ухода от налогообложения и сокрытия доходов.

Социальная значимость существующих имущественных вычетов  по сравнению с остальными (стандартными, социальными) выглядит достаточно проблематично. Имущественный налоговый вычет, предоставляемый по факту приобретения жилья, в основе своей лишен какой-либо социальной направленности, т.к противоречит требованию справедливости налогообложения.

На практике вычет  можно назвать вычетом для  богатых: чем больше доход, тем проще приобрести жилье и тем больше сумма возврата, которую можно получить.

Ипотечное кредитование также рассчитано на достаточно обеспеченные слои населения. При действующих  процентных ставках получить ипотечный  кредит может лишь гражданин с ежемесячной заработной платой (без налога) не менее 30 000 руб. По причине отсутствия таких средств большая часть населения со средним достатком (и особенно молодое поколение) не может самостоятельно решить жилищные проблемы. Их надежды только на государственное социальное жилье, предоставление которого относится к затратам бюджета области.

Кроме того, на сегодняшний  день в области продолжает существовать проблема недопоступления НДФЛ в  бюджет в связи с применением  предприятиями различных схем ухода от налогообложения или минимизации уплаты сумм НДФЛ, в том числе со страховых выплат, с сумм экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных и кредитных средств, дивидендов по акциям.

Имеются ситуации, когда  в течение года организации производят начисления и выплаты заработной платы работникам в незначительных суммах, по результатам квартала или года – дивиденды по акциям, которые в десятки раз превышают суммы начисленной и выплаченной заработной платы за год. Поскольку доходы в виде заработной платы облагаются налогом по ставке 13%, а доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, - по ставке 9%, приведенная схема позволяет организациям минимизировать уплату налога.

Кроме того, сложности  в администрировании НДФЛ обусловлены большим количеством установленных законодательством льгот, расширением категорий налогоплательщиков, самостоятельно определяющих налоговую базу и сумму налога на основании налоговой декларации например, ИП, нотариусы.

Здесь же можно отметить «хроническое» непредставление отдельными организациями в налоговые органы информации о выплаченных доходах физическим лицам от продажи имущества, участия в рекламных компаниях, азартных и иных играх, что приводит к невозможности проведения оперативного контроля за соблюдением этими лицами налогового законодательства. На сегодня есть определенные послабления, предусмотренные федеральным законодательством. С 2001 г.  отменены ранее действовавшие положения по ежеквартальной сдаче отчетности по НДФЛ в налоговые органы  и  одновременно был отменен контроль банков за перечислением налога  при выдаче средств  на выплату заработной платы. Однако, данное послабление еще больше затрудняет контроль за налогоплательщиками.

Недавно руководитель  Федеральной налоговой службы России  озвучил, что  только за   прошлый год проверками  налоговых органов  по стране  выявлено более 20 миллиардов рублей неуплаченных налогов на доходы физических лиц. По сути – это бюджет нашей области.   А ведь  проверками  охватывается не более  3% налогоплательщиков. Поэтому задача совершенствования налогового контроля можно рассматривать как первоочередную.

 Законодательная база, регулирующая правоотношения в  сфере осуществления мероприятий  камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

В настоящее время  камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Особо  важным направлением камеральной проверки является проверка права на применение налогоплательщиком вычетов по НДФЛ. В связи с тем, что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалось, многие аспекты осуществления камеральной налоговой проверки в настоящее время не урегулированы законом, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями Федеральной налоговой службы, а также нередки противоречия между различными судебными инстанциями.

Одним из основных спорных  вопросов, связанных с проведением  камеральной налоговой проверки, является истребование соответствующих документов. Начиная с 2007г. в связи с изменениями, внесенными в НК, камеральная налоговая проверка по НДФЛ происходит без истребования копий первичных документов, подтверждающих правомерность исчисления налога, т.е. углубленная камеральная проверка не проводится. Данный факт во многом осложнил работу налоговых органов, и основное значение сейчас приобретает выездная налоговая проверка.

Один из важнейших  принципов построения налоговой  системы гласит: налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе. С неплатежеспособным населением трудно добиться успехов в экономике. Такое соотношение уже сегодня ведет ко многим отрицательным последствиям и может привести к социальному разрыву. Одна из причин указанного «дисбаланса» - «плоская» шкала налога на доходы физических лиц, целесообразность использования, которой вызывает сомнения

По-прежнему не решенным остается вопрос о применении к налогоплательщику  штрафных санкций. В частности, согласно ст. 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» законных оснований для привлечения налогоплательщиков к ответственности за отсутствие документов налогового учета у налоговых инспекторов нет. За непредставление бухгалтерской отчетности инспекторы, как правило, штрафуют по данной статье Налогового кодекса и штраф здесь предусматривается в размере 50 рублей за каждый не представленный вовремя документ. Логично предположить: если фирма не сдаст в налоговую инспекцию бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, штраф составит 100 руб. То есть, ответственности практически никакой нет.

По Уголовному кодексу  крупные и особо крупные размеры  налоговых правонарушений составляют небольшие суммы и также давно не пересматривались. Поэтому многие налогоплательщики считают выгодным заплатить сумму штрафа, нежели сумму налога [48. С. 37].

Таким образом, развитие налога на доходы физических лиц является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной системы в Российской Федерации.  Нередко налоговые агенты не исполняют обязанность по перечислению исчисленного и удержанного налога, то есть становятся должниками перед бюджетом. Основной проблемой администрирования НДФЛ является проблема уклонения от уплаты налога, недекларирования физическими лицами своих доходов, полученных в налоговом периоде. Многие зарегистрированные предприятия предпочитают не привлекать к себе внимание налоговой инспекции, практикуя выдачу зарплат в конвертах. Низкий уровень заработной платы позволяет людям  обращаться за субсидиями на жилищно-коммунальные услуги, что влечет дополнительные необоснованные  расходы бюджета. А также еще существуют и некоторые другие проблемы, которые приводят к недопоступлению НДФЛ в бюджет.

 

3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ

 

Основное влияние на рост поступлений в бюджет НДФЛ оказывает ряд факторов. Одной из главных проблем стало нежелание налоговых агентов перечислять исчисленный налог в бюджет. Вследствие чего необходимо проводить еженедельный мониторинг предприятий – налоговых агентов, то есть следить, как они перечисляют налог. По его результатам проводить индивидуальную работу с нарушителями закона либо назначать тематические налоговые проверки, количество которых необходимо увеличить. Также руководству области необходимо обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой, суть которой в том, чтобы возложить контроль за исполнением обязанности налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц, в том числе и на банки, путем запрещения выдачи денежных средств для выплаты зарплаты без предъявления платежного документа на перечисление удержанного налога.

Необходимо запретить компаниям снимать со счетов денежные средства на зарплату без одновременного перечисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в бюджет.

Данная практика существовала в советские времена и была очень успешной. Однако сегодня той практики нет и предприятия накапливают огромные долги по НДФЛ. При этом предприятия снимают со своих счетов деньги, и бывает, что они декларируют это как снятие средств на зарплату, но в действительности цели снятия не известны.

Если власти примут данные предложение, это позволит сделать более устойчивыми доходы региональных бюджетов. Также стабилизируются поступления в Пенсионный фонд. Кроме того, это позволит обеспечить поступления без проведения контрольных мероприятий.

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета