Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является – изучение основ налогового контроля, а также анализ проведенных проверок УФНС по Самарской области.
Поставленные задачи:
- изучить сущность и формы налогового контроля;
- изучить понятия камеральной и выездной проверки;
- изучить организацию налоговой проверки;
– оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок;
– оценку работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.
Для оценки работы управлений ФНС России по субъектам Федерации предусмотрены следующие критерии.
1) По общей оценке показателей эффективности контрольной работы.
2) По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок.
3) По оценке показателей организации и проведения выездных проверок.
4) По оценке работы с организациями, не представляющими в налоговые органы отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.
Оценка результатов контрольной работы производится ежеквартально по показателям форм статистической налоговой отчетности управлений ФНС России по субъектам РФ [11, 155].
Во второй главе мы рассмотрим общие положения деятельности УФНС по Самарской области, и проведем анализ показателей по форме статистической отчетности 2- НК за 2009, 2010, 2011 годы.
2 Оценка
эффективности налоговых
2.1 Положение об Управлении
Федеральной налоговой службы
Общие положения.
1) Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
2) Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по Самарской области.
3) Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
4) Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением [19].
5) Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия.
6) Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляет контроль и надзор за: соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением квот на закупку этилового спирта, а также использованием полученного по выделенным квотам спирта; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
- выдает в установленном порядке: лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; свидетельства о регистрации, совершающего операции с нефтепродуктами, за исключением свидетельств, выдаваемых налогоплательщикам, состоящим на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
- осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации; установку и пломбирование в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, - приборов учета объемов этой продукции;
- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
- принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности;
- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
7) Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; отменять решения нижестоящих налоговых органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации.
Организация деятельности.
8) Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя ФНС России.
Руководитель Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.
Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя Управления.
9) Управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде. Управление имеет смету доходов и расходов, утверждаемую ФНС России.
10) Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
11) Управление является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12) Место нахождения Управления: г. Самара, ул. Циолковского, 9 [22].
2.2 Оценка эффективности
камеральных и выездных
Для анализа эффективности налоговых проверок УФНС по Самарской области, мы будем использовать форму 2- НК за 2009, 2010 и 2011годы, справочную отчетность можно просмотреть в приложениях A, Б, В.
Чтобы показать, что налоговые проверки являются основным способом контроля за деятельностью налогоплательщиков, мы проведем сравнение по удельному весу на примере камеральных и выездных проверок за указанные периоды.
Таблица 1 - Анализ проведенных проверок выявивших нарушения в % соотношении
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2009, 2011 года. +, - |
2010, 2011 года. + , - |
Соотношение в % | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество проведенных выездных проверок |
16049 |
12771 |
11469 |
- 4580 |
- 1302 |
- |
- |
- |
Из них, выявивших нарушения |
7113 |
5782 |
4314 |
- 2799 |
- 1468 |
44,3 |
45,3 |
37,6 |
Количество проведенных камеральных проверок |
1589694 |
1230125 |
837282 |
- 752412 |
- 392843 |
- |
- |
- |
из них, выявивших нарушения |
46757 |
39924 |
39364 |
- 7393 |
- 560 |
2,9 |
3,3 |
4,7 |
Статистические данные для таблицы взяты, из годовых отчетов УФНС по Самарской области формы 2- НК.
Из данной таблицы следует, что количество выездных и камеральных проверок в 2011 году меньше. Выявление нарушений по выездным проверкам в связи с этим снизилось на 7,7 %, но, несмотря на то, что количество проведенных камеральных проверок значительно снизилось, выявленные нарушения остались практически на том же уровне, это говорит о том, что в 2011 году камеральные проверки оказались более эффективными.
Также следует отметить, что выездные проверки являются очень важным инструментом контроля за деятельностью налогоплательщиков, практически половина, а именно: в 2009 году - 44,3 %, 45,3% в 2010 году и 37,6% в 2011 году выявили нарушения.
Далее проведем анализ дополнительных платежей, начисленных по выявленным нарушениям.
Таблица 2 - Начисленные платежи по выездным проверкам в % соотношении
Дополнительно начислено платежей по выездным проверкам |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2009, 2011 года. +, - |
2010, 2011 года. +, - |
Соотношение в % | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
налоги |
34153566 |
18107197 |
10080597 |
- 24072969 |
-8026600 |
70,8 |
71,6 |
75,6 |
пени |
8140392 |
4188615 |
1914413 |
-6225979 |
-2274202 |
16,9 |
16,6 |
14,4 |
штрафные санкции |
5933350 |
2993555 |
1340985 |
-4592365 |
-1652570 |
12,3 |
11,8 |
10 |
всего |
48227308 |
25289367 |
13335995 |
-34891313 |
-11953372 |
100 |
100 |
100 |