Выездные налоговые проверки как форма налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует
систематического пополнения финансовых ресур­сов на федеральном и местных
уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими
лицами налогов и других обяза­тельных платежей. В соответствии с действующим
налоговым законода­тельством и другими нормативными актами плательщики
обязаны уплачи­вать указанные платежи в установленных размерах и в
определенные сроки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Налоговый контроль, как основная форма финансового контроля
1.2. Формы, методы и виды налогового контроля
2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРККИ
3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1. Проблемы проведения налогового контроля
3.2. Пути совершенствования налогового контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

привлечения этих лиц к налоговым проверкам  в установленном порядке);

-подпись лица, вынесшего решение, с указанием  его Ф.И.О., должности и

классного чина.

При отсутствии у  проверяющих надлежаще оформленного решения либо служебных

удостоверений налогоплательщик вправе отказать им в представлении  документов

и даже в допуске  проверяющих в свои рабочие помещения  или на свою территорию.

Между тем на практике возникают ситуации, требующие подробного разбора.

Например, сотрудники налогового органа прибыли на место  проведения проверки

без уведомления  проверяемой организации ООО "Лесдорстрой". Они предъявили

решение о проведении выездной налоговой проверки и свои служебные

удостоверения. Однако у руководителя ООО "Лесдорстрой" возникли сомнения в

правомерности проведения проверки. По его мнению, налоговые  инспекторы вели

себя подозрительно. Надо ли предоставлять проверяющим  доступ на территорию

организации?

В данном случае налогоплательщик может получить информацию о прибывших

сотрудниках МНС  России по служебному телефону. Этот телефон  указывается в

бланке налогового органа, на котором оформлено решение  о проведении проверки.

И если по телефону подтвердят правомерность действий проверяющих, их следует

пропустить на территорию организации. Если руководитель все же не допустит

налоговых инспекторов  на территорию организации, то это действие является

налоговым правонарушением.

Для налогоплательщика  огромное значение имеет знание того, что налоговая

инспекция не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные

налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Данное положение  сохраняет силу и в случае, если применяются разные виды

выездной проверки – сплошная или выборочная, тематическая или комплексная.

Исключением являются  такие проверки, которые проводятся в связи с

реорганизацией  или ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика

сбора-организации) или вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за

деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Только в этих случаях

выездная налоговая  проверка может проводиться независимо от времени

проведения предыдущей выездной проверки.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке  контроля за деятельностью

налогового органа проводится вышестоящим налоговым  органом на основании

мотивированного постановления этого органа.

Предельный срок выездной налоговой проверки составляет два месяца, за

исключением случаев, предусмотренных ст. 89 НК РФ (например, при наличии у

организации филиалов и представительств срок проведения проверки

увеличивается из расчета один месяц на каждое обособленное подразделение).

Срок проведения выездной проверки начинает исчисляться  с момента вручения

налогоплательщику решения о проведения проверки. И этот срок включает в себя

время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого

налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Длительность

проведения проверки увеличивается на число дней, в  течение которых

осуществление проверки было приостановлено. Датой окончания  проверки

считается дата составления  проверяющими справки о проведенной  проверке. После

получения справки  организация имеет право отказаться предоставить проверяющим

дополнительные  материалы, так как проверка уже закончена, а документы могут

быть истребованы  только во время ее проведения.

Разберем на примере  возможную конфликтную ситуацию.

Налоговая инспекция  должна была провести выездную проверку ООО "Касабланка"

за два месяца. При этом налоговые инспекторы посещали проверяемую организацию

только 20 дней. По истечении же двух месяцев налоговый  инспектор продолжил

свою работу, так  как в период проведения налоговой  проверки он включал только

дни фактического пребывания на объекте.

В данном случае налогоплательщик может подать просьбу о прекращении проверки

на имя руководителя налогового органа, подписавшего решение  о проведении

выездной налоговой  проверки. При этом можно сослаться  на то, что

законодательством не определено, какой период используется для определения

срока проверки: календарный  или фактический. А пункт 7 статьи 3 НК РФ гласит,

что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности  актов

законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика.

В ходе выездной налоговой проверки могут проверяться исключительно те

документы, которые  относятся к деятельности организации  и предмету проверки.

Таким образом, например, санитарные книжки налоговый инспектор  проверять не

уполномочен. В  то же время налоговый инспектор  согласно п. 1 ст. 7  Закона

РСФСР (21.03.91. № 943-1) "О ГНС РСФСР" имеет право  проверять на

предприятиях, в  учреждениях и организациях, основанных на любых формах

собственности, денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы

и иные документы, связанные с исчислением и уплатой в бюджет налогов и других

обязательных платежей, с получением необходимых объяснений, справок и

сведений по вопросам, возникающим при проверках, за исключением  сведений,

составляющих коммерческую тайну.

Проверка первичных  документов и записей в учетных регистрах производится

сплошным или  выборочным методом. В первом случае проверяются все документы и

записи в регистрах  бухгалтерского учета, а во втором –  часть первичных

документов в  каждом месяце проверяемого периода  или за несколько месяцев.

Если при проведении выборочной проверки установлены серьезные  нарушения

налогового законодательства, то проверка на данном участке деятельности

предприятия проводится сплошным способом.

Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика определяются

проверяющими самостоятельно, исходя из:

-особенностей  применяемой организацией системы  бухгалтерского учета, его

состояния;

-сделанных в  результате предпроверочного анализа  данных о проверяемом

налогоплательщике, выводов о наличии повышенной вероятности обнаружения у

него налоговых  правонарушений;

-объемов подлежащей  проверке документации;

-иных обстоятельств.

В ходе проверки учетной  документации налогоплательщика контролируется:

-полнота устранения  выявленных предыдущей проверкой  нарушений правил учета

доходов и расходов, учета объекта налогообложения, а также иных нарушений

законодательства  о налогах и сборах;

-соответствие  показателей, отраженных в налоговых  декларациях, данным

бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для  целей налогообложения.

Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой  декларации в

разрезе проверяемых  видов налогов и сборов путем  сопоставления показателей,

содержащихся в  налоговой декларации, с соответствующими показателями

бухгалтерской отчетности;

-соответствие  показателей налоговой, а также  бухгалтерской отчетности

организации, имеющих  значение для правильного исчисления налоговой базы,

данным синтетического и аналитического учета;

-полнота и правильность  отражения в бухгалтерском учете  финансово-

хозяйственных операций, влияющих на формирование  налоговой  базы. На данном

этапе проверки проверяющие  должны проконтролировать: правильность определения

данных по выручке  от реализации продукции (работ, услуг); правильность

определения затрат на производство реализованной продукции; влияние на

исчисление налогов  выручки от прочей реализации; влияние  на исчисление

налогов доходов  и расходов от внереализационных  операций; формирование

финансовых результатов  для определения налога на прибыль; достоверность

составления и  представления отчетности о движении денежных средств и т.д.;

-правильность  применения цен на товары (работы, услуги) для целей

налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным

операциям, при  совершении внешнеторговых сделок;

-обоснованность  применения предусмотренных законодательством  налоговых

ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.

Проверка каждого  отдельного учетного документа включает в себя:

-формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки

зрения наличия  в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных

правил его оформления, установленных действующим законодательством  для такого

рода документов;

-арифметическую  проверку, в ходе которой контролируется правильность

подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных  документах,

учетных регистрах  и отчетных форм (как правило, осуществляется выборочным

методом);

-правовую проверку, в процессе которой устанавливается  соответствие

содержания документа действующему на момент совершения операции

законодательству.

В тех случаях, когда должностным лицом налогового органа в ходе проверки,

выявляются факты  отсутствия у налогоплательщика  учета доходов и расходов,

учета объектов налогообложения  или ведения этого учета с нарушением

установленного  порядка, приведшего к невозможности  исчислить налоги, суммы

налогов, определяются расчетным путем на основании  имеющейся у налогового

органа информации о налогоплательщике или данных об аналогичных

налогоплательщиках.

Если в ходе проверки выявлены налоговые правонарушения, проверяющие должны

провести работу по формированию доказательственной базы по этим фактам и

обеспечению их документального  подтверждения (снятие копий с документов,

свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников

таких документов, получение недостающих документов их иных источников,

проведение встречных  проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и

т.д.

Налоговые органы имеют право вызвать представителей организации для дачи

Информация о работе Выездные налоговые проверки как форма налогового контроля