Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:46, дипломная работа
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более восьми лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но тем не менее можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы, особенно это относится к последним годам, когда наконец то было принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем нельзя не признать: нормативная база создавалась в спешке, под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств.
На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства.
На сегодняшний день в области планирования налогообложения должны быть
поставлены следующие цели:
- Ужесточение налоговой дисциплины,
- Формирование цивилизованного института налогоплательщиков,
- Упрощение налоговой системы,
- Налоговое стимулирование производства,
- Развитие в стране муниципальных налоговых систем.
Введение 6 с.
I. Теоретические основы местного налогообложения 9 с.
1.1. Экономическая природа налогов и их развитие 9 с.
1.2. Классификация и порядок исчисления 18 с.
1.3. Практика местного налогообложения за рубежом 26 с.
II. Налоговая инспекция как элемент в системы органов налоговой службы 29 с.
2.1. Организационная структура Инспекции МНС 35 с.
2.2. Анализ налоговых платежей и меры по борьбе с недоимкой 39 с.
2.3. Анализ контрольной работы Инспекции МНС 49 с.
III. Совершенствование налоговой системы 58 с.
3.1. Основные направления совершенствования местного налогообложения 58 с.
3.2. Существующие проблемы и недостатки в законодательстве по местному налогообложению 70 с.
3.3. Теория и практика по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в период реформирования современной налоговой системы 75 с.
IV. Безопасность налоговых органов и их работников 76 с.
Заключение 87 с.
Список использованной литературы 89 с.
Ставрополя состоит 3988 предприятий и организаций, что на 112 больше по
сравнению с количеством предприятий, состоящих на учете на 1 января 2000г. и
на 482 больше по сравнению с количеством предприятий, состоящих на учете в
инспекции на 1 января 1999г.
Основные показатели работы инспекции за период с 1998г. по 2000г. приведены в
таблице 2.2.
Таблица 2.2. Основные показатели работы инспекции, тыс. руб.
№ п/п |
Направление работы |
За 1998г. |
За 1999г. |
За 2000г. |
1. |
Поступило в бюджетную систему, в том числе |
516876 |
523687 |
699708 |
1.1. |
В федеральный бюджет, |
172607 |
212482 |
330590 |
1.2. |
В территориальный бюджет, |
344269 |
311205 |
369118 |
1.2.1 |
Из них в городской бюджет |
306602 |
277753 |
240787 |
2. |
Недоимка по платежам в бюджет, всего, в том числе |
62753 |
99716 |
109796 |
2.1. |
В федеральный бюджет |
36770 |
61325 |
59087 |
2.2. |
В территориальный бюджет |
25983 |
38391 |
50709 |
3. |
Дополнительно начислено в бюджет по выездным проверкам, всего в том числе |
47069 |
44120 |
16608 |
3.1. |
Налог на прибыль |
36129 |
31130 |
14244 |
3.2. |
НДС |
10522 |
11311 |
11216 |
3.3 |
Налог на имущество |
113 |
1679 |
758 |
Инспекция МНС России по Промышленному району г. Ставрополя мобилизовала
налогов и других платежей в бюджеты всех уровней в 19998г. 479 млн. руб., в
1999г. 491 млн. руб., в 2000г. 618 млн.
руб. Анализ налоговых
Инспекции МНС представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Анализ налоговых поступлений Инспекции МНС.
Статьи доходов |
Год |
Отклонение «+» ; «-» | |||||
2000 к 98 |
2000 к 99 | ||||||
1998 |
1999 |
2000 |
сумма |
% |
сумма |
% | |
Всего |
479577 |
490813 |
617918 |
138341 |
128,8 |
127105 |
126 |
Налог на прибыль |
316497 |
193401 |
95618 |
-220879 |
-30,2 |
-97783 |
-49 |
Подоходный налог с физических лиц |
39700 |
61314 |
120156 |
27644 |
302,6 |
58842 |
196 |
НДС |
98393 |
97181 |
195383 |
96990 |
198,6 |
98202 |
201 |
Единый налог на вмененный доход |
3782 |
29196 |
42974 |
39192 |
1136 |
13778 |
147 |
Налог на имущество |
16624 |
13452 |
32898 |
16274 |
198 |
19446 |
245 |
Земельный налог |
9487 |
2694 |
5340 |
-4147 |
-56,3 |
2646 |
198 |
Местные налоги |
25051 |
46854 |
51656 |
26605 |
206 |
4802 |
110 |
Целевые сборы |
768 |
679 |
807 |
39 |
105 |
128 |
119 |
Налог на рекламу |
53 |
152 |
384 |
331 |
724 |
232 |
253 |
Налог на содержание жилищного фонда |
19120 |
45404 |
50376 |
31256 |
263 |
4972 |
111 |
Основную долю налоговых поступлений составили налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, единый налог на
вмененный доход. Поступления по налогу на добавленную стоимость в 2000г. по
сравнению с предшествующими годами возросли на 97 млн. руб., подоходного
налога на 27 млн. руб.
Поступления налога на прибыль предприятий и организаций сократились на 221
млн. руб. одним из факторов является понижение ставки налога с 35% до 30%.
В 2000г. поступления местных налогов в общем объеме поступлений региона
составили 8%. По сравнению с предшествующим годом (99г.) они уменьшились на
2%. Данные о доле налоговых
поступлений в
представлены в таблице 2.4. и на рисунке 1.
Таблица 2.4. Доля налоговых поступлений в консолидированном бюджете региона.
Статьи доходов |
1998 |
1999 |
2000 |
Налог на прибыль |
66% |
39% |
15% |
Подоходный налог |
8% |
12% |
19% |
Единый налог |
0,8% |
6% |
7% |
НДС |
20,5% |
20% |
32% |
Местные налоги |
5% |
10% |
8% |
Рисунок 1. Диаграмма налоговых платежей.
Основу местных налоговых
фонда и целевые сборы.
Поступления по налогу на содержание жилищного фонда по сравнению с
предшествующими годами увеличились на 31 млн. руб. (с 1998г. по 2000г.). Это
связано с увеличением числа плательщиков, изменением налогооблагаемой базы,
а также с ведением активной работы по борьбе с задолженностями.
Основной проблемой
собираемость. Формирование бюджетов на прямую зависит от того сколько и как
вовремя собираются налоги и сборы. Проблем собираемости много; но самая
актуальная – элементарные не платежи, т.е. задолженность (недоимка) по
налоговым платежам в бюджет.
Основными причинами неплатежей бюджету являются:
Спад производства – такие крупнейшие налогоплательщики, как АООТ «Авто –
прицеп - КАМАЗ», АООТ «Сигнал», ОАО «Анилин», ОАО «Аналог» практически не
работают.
Рост убыточных предприятий – на 1.01.2000г. в районе около 1000 таких
предприятий.
Сокрытие доходов – расчеты через третьих лиц.
Продолжается рост бартерных операций
и взаимозачетов между
более что не совершенное законодательство позволяет это сделать на вполне
законных основаниях.
Отсутствие денежных средств на счетах предприятий. Неплатежеспособность
организаций обусловлена не поступлением денежных средств на расчетные счета
за выполненные работы или поставленную продукцию и, как следствие, рост
дебиторской задолженности.
Фиктивное перечисление налоговых платежей через неплатежеспособные банки г.
Москвы.
Уклонение предприятий и предпринимателей от налогового учета и уплаты налогов
и сборов из-за несовершенной законодательной базы. Применяя практику создания
предприятиями – должниками новых предприятий с одновременным переводом во
вновь организованные всех активов.
Незначительное поступление
имущества. Это связано с неэффективностью работы судебных приставов.
Отсутствие права у налоговых органов на бесспорное взыскание арендой платы за
землю.
Одной из основных причин, влияющих на низкое поступление платежей в бюджет,
являются несовершенная
предприятий безнаказанно уклоняться от уплаты налогов. Анализ поступлений в
бюджет свидетельствует о том, что 87% налогов поступают в бюджет в результате
принудительного взыскания по предъявленным налоговой инспекцией
распоряжением. За 12 месяцев 2000г. налоговой инспекцией предъявлено 4456
инкассовых распоряжений на сумму 323516 тыс. руб. Вручено 2204 требований об
уплате налогов и сборов на сумму врученных требований в 1999г. и на 857
больше врученных требований в 1998г. принято 190 постановлений об прекращении
взыскания недоимки на имущество должников на сумму 101590 тыс. руб.
В условиях общего кризиса неплатежей налоговой инспекцией проводится
целенаправленная, повседневная работа по повышению собираемости налоговых
платежей и сокращению недоимки. В результате проводимой работы
налогоплательщиками добровольно погашено недоимки в сумме 24322 тыс. руб.
Ежемесячно проводятся совещания с руководителями предприятий – недоимщиков по
вопросам снижения недоимок, разъясняются порядок проведения взаимозачетов.
В инспекции создавались рабочие группы по собираемости налогов, которые
проводят проверки по специальной программе.
В 1997 – 98гг. проводилась работа по контролю за исполнением указа президента
РФ №1212 в части открытия «счета - недоимщика». На 1.01.98г. «счет -
недоимщика» открыли 451 предприятия и то не добровольно, а по требованию
инспекции. На каждое 1 число месяца проводилась выверка открытых «счетов -
недоимщика» и производилось
счетам, в течение 1998 года приостановлены были операции по счетам 89
предприятия, 64 закрыли «счета - недоимщика» в связи с погашением недоимки.
Во время балансовой компании, отчет не регистрировался, если предприятие
имеющее недоимку не открыло «счет - недоимщика». 557 предприятий находятся в
розыске. Велика доля зависших бюджетных платежей в обанкротившихся банках,
после банковского кризиса 1998г.
Не отчитывающимся предприятиям неоднократно направлялись письма –
приглашения, направлены по ним заявки в УФСНП по СК и Прокуратуру на розыск
руководителей и учредителей. 102 предприятия за последние 3 года закрыто по
решению арбитражного суда.
По отделу контроля за налогообложением юридических лиц за 12 месяцев 2000г.
было проведено 519 выездных налоговых проверок. По их результатам
дополнительно начислено 16608 тыс. руб.
Отделом местных налогов и сборов за 12 месяцев 2000г. проверено 313
предприятий, нарушения установлены в 185 предприятиях. Проведены проверки по
контролю за соблюдением налогового законодательства и поступлением платежей
за природные ресурсы двух предприятий.
Проведены проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности
платежей в Федеральный
выявлено нарушений у 92 предприятий, доначислено 1119 тыс. руб. Проведены
проверки по вопросу правильности начисления и своевременности перечисления
налога на землю, местных налогов и сборов. По налогу на землю доначислено 543
тыс. руб. (выявлены нарушения, не начислен налог и не оплачен в бюджет). По
арендной плате за землю доначислено 1843 тыс. руб. (не составлялись и не
предоставлялись расчеты в инспекцию, отсутствует оплата).
По отделу контроля налогообложения физических лиц за 12 месяцев 2000г. было
проведено 391 выездные налоговые проверки.
Дополнительно начислено в
по выездным налоговым проверкам 10349 тыс. руб., в том числе штрафных санкций
и пени 4600 тыс. руб. К административной ответственности привлечено 350
человек на сумму 63 тыс. руб.
В инспекции МНС РФ по Промышленному району г. Ставрополя состоит 11877
предпринимателей. При проверке выявлены нарушения у 18 человек, занимающихся
предпринимательской деятельностью. Дополнительно начислено 67 тыс. руб., в
том числе штрафных санкций 13 тыс. руб., взыскано в бюджет 67 тыс. руб.
По вопросу правильности и своевременности оплаты страховых взносов в
Государственный фонд занятости населения проведено 238 проверок, выявлено
нарушений у 34 предприятий, доначислено 28 тыс. руб. (в основном пеня за
несвоевременные платежи налога).
Анализируя сложившуюся
предложения по увеличению собираемости взносов в бюджет налоговых платежей и
снижению недоимки:
Запретить выдачу лицензий на подакцизные товары и работы предприятиям,
имеющим задолженность перед бюджетом.
Ввести штрафные санкции к руководителям предприятий, нарушающим сроки сдачи
платежных поручений по расчетам с бюджетом.
Установить стабильные цены на продукцию предприятий монополистов.
Определить процент или
предприятиями, создать налоговые и правовые условия для их полного
исключения.
Ужесточить контроль со стороны банковских учреждений за полнотой и
своевременностью зачисления выручки на расчетные счета предприятий.
Разработать порядок списания безнадежной к взысканию недоимки.
Обязать городской финансовый отдел, производить зачеты в городской бюджет
строго в установленные сроки.
Управлению УФСНП
предприятий – недоимщиков.
2.3. Анализ контрольной работы инспекции МНС.
О результатах контрольной работы инспекции МНС по Промышленному району
представляет своему вышестоящему органу отчет формы 2 – НК. Он составляется
раз в пол года нарастающим итогом. В отчете указываются данные о количестве
состоящих на учете в инспекции юридических и физических лиц по каждому виду
налогов; о количестве проверенных плательщиков и в скольких из них
установлены нарушения налогового законодательства; дополнительно начисленная,
а также поступившая в бюджет сумма налогов и финансовых санкций; возвращенная
плательщиком сумма налога, которая была излишне уплачена в бюджет; количество
случаев приостановлении операций по счетам плательщиков финансово – кредитных
учреждений; количество материалов передаваемых в правоохранительные и
судебные органы, количество должностных лиц и граждан, на которых наложен
административный штраф и
Информация, содержащаяся в отчете формы 2 – НК, является основной для оценки
количественных и качественных
показателей характеризующих
контрольной работы.
В практике используются показатели:
Количества документально
физических лиц.
Сумма доначисленных налоговых санкций.
Процент взысканных платежей к общей сумме доначислений, доля доначислений к