Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить эффективность налога на доходы физических лиц в России и выработать рекомендации по повышению эффективности его взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на доходы физических лиц в период рыночных реформ;
оценена роль и значение налога в доходах бюджетов различных уровней;
проанализирован существующий порядок уплаты налога на доходы физических лиц;
проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на доходы физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
проанализирована контрольно-экономическая работа инспекции ФНС;
оценены возможности применения опыта стран ближнего и дальнего зарубежья по подоходному налогообложению физических лиц;
показаны основные направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц.
- внедрение
и обеспечение
Отдел контроля за сбором доходов, отчетности и анализа выполняет задачи:
- контроль
за своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты
Организация порядка ведения оперативно – бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов в бюджетную систему
Анализ фактически поступивших сумм в бюджетную систему
Вопросы расчетов с поставщиками и потребителями, составление отчетности о финансово – хозяйственной деятельности находится в компетенции финансового отдела. Отдел также отвечает за финансовое обеспечение деятельности инспекции, учет и исполнение сметы расходов и начисление заработной платы.
Смета затрат районной налоговой инспекции включает: расходы по бюджету на содержание учреждениями и другие мероприятия, расходы за счет внебюджетных социального фонда развития на капитальные вложения, хозяйственные и социальные нужды, премий работникам, расходы по прочим средствам.
2.2. Динамика поступления платежей по налогу на доходы физических лиц и меры по борьбе с недоимкой.
Согласно бюджетному законодательству и конституции РФ городские бюджеты являются самостоятельным элементом бюджетной системы России.
По состоянию на 1 января 2011г. в Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Саранск состоит 3988 предприятий и организаций, что на 112 больше по сравнению с количеством предприятий, состоящих на учете на 1 января 2010г. и на 482 больше по сравнению с количеством предприятий, состоящих на учете в инспекции на 1 января 2009г.
Основные показатели работы инспекции за период с 2009г. по 2011г. приведены в таблице 2.7.
Из приведенной
ниже таблицы мы можем видеть, каким
образом распределялись поступления
в бюджетную систему, а также
размеры недоимок по платежам налога
на доходы физических лиц и доначисления
в бюджет по результатам проведения
выездных проверок, проведенных инспекторами
инспекции федеральной
Таблица 2.7.Основные показатели работы инспекции, тыс. руб.
Направление работы |
За 2009г. |
За 2010г. |
За 2011г. |
Поступило в бюджетную систему, в том числе |
516876 |
523687 |
699708 |
В федеральный бюджет, |
172607 |
212482 |
330590 |
В территориальный бюджет, |
344269 |
311205 |
369118 |
Из них в городской бюджет |
306602 |
277753 |
240787 |
Недоимка по платежам в бюджет, всего, в том числе |
62753 |
99716 |
109796 |
В федеральный бюджет |
36770 |
61325 |
59087 |
В территориальный бюджет |
25983 |
38391 |
50709 |
Дополнительно начислено в бюджет по выездным проверкам, всего в том числе |
47069 |
44120 |
16608 |
Налог на прибыль |
36129 |
31130 |
14244 |
НДС |
10522 |
11311 |
11216 |
Налог на имущество |
113 |
1679 |
758 |
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Саранск мобилизовала налогов и других платежей в бюджеты всех уровней в 2009г. 479 млн. руб., в 2010г. 491 млн. руб., в 2011г. 618 млн. руб. Анализ налоговых поступлений Инспекции ФНС представлен в таблице 2.7 Таблица 2.8 Доля налога на доходы физических лиц в поступлениях по ИФНС Ленинскому района г. Саранск.
Статьи доходов |
Год |
Отклонение «+» ; «-» | ||||||
2011 к 2009 |
2011 к 2010 | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
сумма |
% |
сумма |
% | ||
Всего |
479577 |
490813 |
617918 |
138341 |
128,8 |
127105 |
126 | |
Налог на прибыль |
31649 (58,63%) |
193401 (41,5%) |
95618 (15%) |
-220879 |
-30,2 |
-97783 |
-49 | |
Подоходный налог с физических лиц |
39700 (7%) |
61314 (12%) |
120156 (21%) |
27644 |
302,6 |
58842 |
196 | |
НДС |
98393 (18%) |
97181 (17%) |
195383 (31%) |
96990 |
198,6 |
98202 |
201 | |
Единый налог на вмененный доход |
3782 (1%) |
29196 (6%) |
42974 (7%) |
39192 |
1136 |
13778 |
147 | |
Налог на имущество |
16624 (4%) |
13452 (2,5%) |
32898 (5,5%) |
16274 |
198 |
19446 |
245 | |
Земельный налог |
9487 (2%) |
2694 (0,5%) |
5340 (0,8%) |
-4147 |
-56,3 |
2646 |
198 | |
Местные налоги |
25051 (5%) |
46854 (9%) |
51656 (9%) |
26605 |
206 |
4802 |
110 | |
Целевые сборы |
768 (0,35%) |
679 (0,4%) |
807 (1,2%) |
39 |
105 |
128 |
119 |
Основную
долю налоговых поступлений
Поступления налога на прибыль предприятий и организаций сократились на 221 млн. руб. одним из факторов является понижение ставки налога с 35% до 30%.
В 2011г. поступления местных налогов в общем объеме поступлений региона составили 8%. Данные о доле налоговых поступлений в консолидированном бюджете региона представлены в таблице 2.9. Как видно из таблицы, сохраняется устойчивая тенденция к увеличению доли налога на доходы физических лиц в общей массе налоговых поступлений.
Таблица 2.9.Доля налоговых поступлений в консолидированном бюджете региона.
Статьи доходов |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Налог на прибыль |
66% |
39% |
15% |
Подоходный налог |
8% |
13% |
19% |
Единый налог |
0,8% |
6% |
7% |
НДС |
20,5% |
20% |
32% |
Местные налоги |
5% |
10% |
8% |
Поступления по налогу на доходы физических лиц по сравнению с предшествующими годами увеличились на 31 млн. руб. (с 2009г. по 2011г.). Это связано с увеличением числа плательщиков, изменением налогооблагаемой базы, а также с ведением активной работы по борьбе с задолженностями.
Основной проблемой формирования бюджетов регионов является их низкая собираемость. Формирование бюджетов на прямую зависит от того сколько и как вовремя собираются налоги и сборы. Проблем собираемости много; но самая актуальная – элементарные не платежи, т.е. задолженность (недоимка) по налоговым платежам в бюджет.
Основными причинами неплатежей бюджету являются:
Рост убыточных предприятий, которые не платят налог на доходы работающих у них физических лиц – на 1.01.2011г. в районе около 1000 таких предприятий.
Сокрытие
доходов – расчеты через
Отсутствие денежных средств на счетах предприятий. Неплатежеспособность организаций обусловлена не поступлением денежных средств на расчетные счета за выполненные работы или поставленную продукцию и, как следствие, рост дебиторской задолженности.
Фиктивное перечисление налоговых платежей через неплатежеспособные банки г. Москвы.
Уклонение предприятий и предпринимателей от налогового учета и уплаты налогов и сборов из-за несовершенной законодательной базы. Применяя практику создания предприятиями – должниками новых предприятий с одновременным переводом во вновь организованные всех активов.
Незначительное поступление денежных средств от реализации арестованного имущества. Это связано с неэффективностью работы судебных приставов.
Отсутствие права у налоговых органов на бесспорное взыскание арендой платы за землю.
Одной из
основных причин, влияющих на низкое поступление
платежей в бюджет, являются несовершенная
законодательная база, дающая возможность
руководителям предприятий
Ежемесячно проводятся совещания с руководителями предприятий – недоимщиков по вопросам снижения недоимок, разъясняются порядок проведения взаимозачетов.
В инспекции создавались рабочие группы по собираемости налогов, которые проводят проверки по специальной программе.
Не отчитывающимся предприятиям неоднократно направлялись письма – приглашения, направлены по ним заявки в УФСНП по СК и Прокуратуру на розыск руководителей и учредителей. 102 предприятия за последние 3 года закрыто по решению арбитражного суда.
2.3. Анализ контрольно-экономической работы инспекции ФНС.
О результатах контрольной работы инспекции ФНС по Ленинскому району представляет своему вышестоящему органу отчет формы 2 – НК. Он составляется раз в пол года нарастающим итогом. В отчете указываются данные о количестве состоящих на учете в инспекции юридических и физических лиц по каждому виду налогов; о количестве проверенных плательщиков и в скольких из них установлены нарушения налогового законодательства; дополнительно начисленная, а также поступившая в бюджет сумма налогов и финансовых санкций; возвращенная плательщиком сумма налога, которая была излишне уплачена в бюджет; количество случаев приостановлении операций по счетам плательщиков финансово – кредитных учреждений; количество материалов передаваемых в правоохранительные и судебные органы, количество должностных лиц и граждан, на которых наложен административный штраф и сумма штрафа, в том числе уплаченная.
Информация,
содержащаяся в отчете формы 2 –
НК, является основной для оценки количественных
и качественных показателей характеризующих
организацию контрольной
В практике используются показатели:
Таблица 2.10.Анализ организации контрольной работы по показателю количества проверенных предприятий за 2009 – 2011гг по уплате НДФЛ.
Год |
Фактическая среднесписочная численность |
Количество проверенных |
Количество предприятий, состоящих на учете в НИ |
Сумма баллов |
Коэффициент значимости 3. | ||||
Всего |
На одного работника |
Всего |
На одного работника | ||||||
Количество предприятий (проверенных) |
Отношение к среднему показателю за три года |
Количество (нагрузка) |
Отношение к среднему показателю за три года | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2009 |
7 |
310 |
44 |
0,3 |
3506 |
500 |
0,3 |
0,6 |
1,8 |
2010 |
7 |
388 |
55 |
0,4 |
3876 |
554 |
0,34 |
0,74 |
2,2 |
2011 |
7 |
313 |
45 |
0,31 |
3988 |
570 |
0,35 |
0,66 |
2 |
Всего |
21 |
1011 |
144 |
1,01 |
11370 |
1624 |
0,99 |
2 |
6 |