Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

В варианте 2 рост добычи газа к 2011 году до 725 млрд. куб. м обусловлен более динамичным развитием независимых от ОАО «Газпром» производителей газа. Учитываются более благоприятные условия доступа независимых производителей газа к транспортной инфраструктуре и намечаемое расширение возможностей биржевой торговли газом, что приведёт к увеличению доли независимых производителей в общем объёме добычи с 15,5% в 2007 году до 18,5% в 2011 году.

Экспорт газа прогнозируется исходя из спроса европейского рынка и начала экспорта с 2009 года сжиженного природного газа по проекту Сахалин-2 (завод по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн. тонн в год).

В  варианте 1 экспорт газа увеличится до 205 млрд. куб. м в 2008 году и до 224 млрд. куб. м в 2011 году.

В варианте 2 экспорт газа увеличится к 2011 году до 227 млрд. куб. метров.

 

Таможенно-тарифная политика

Таможенно-тарифная политика является важнейшим и неотъемлемым инструментом  решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Это обуславливает ряд задач таможенно-тарифной политики, которые будут решаться в среднесрочной перспективе:

содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;

стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»).

Решение указанных задач должно одновременно обеспечивать защиту развивающихся рынков, уязвимых для импорта. Также должна достигаться унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные – на готовые изделия) и предназначения товаров будет создавать более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствовать организации (переносу) производств на территорию России.

Другим важнейшим направлением является усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков. Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров. В то же время искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя.

Третье направление – стимулирование развития производственно-технологической кооперации путем развития экономических таможенных режимов (переработка на таможенной территории и переработка для внутреннего потребления), адаптации инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.

 

2.2. Внутренние условия  развития

Внутренние условия прогноза социально-экономического  развития, вариант 2

 

2007

2008

оценка

прогноз

2009

2010

2011

Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен, %

11,9

11,8

7,0-8,5

5,5-7

5-6,8

Индекс реального эффективного обменного курса рубля, дек/дек

105,1

103,3

102,3

101,0

99,8

Государственные капитальные вложения из федерального бюджета*,   % к ВВП

1,80

1,6

2,1

2,4

2,3

Прирост  валютных резервов, млрд. долл. США

149

156-174

93,5-107

45-46

1-24

Темп прироста денежной массы (М2), %

47,5

32-36

27-28

20-22

18-20


* включая  ФЦП, бюджетные инвестиции, не включенные  в ФЦП, включая субсидии

 

Демографическая ситуация

В среднесрочной перспективе с некоторым замедлением сохранятся негативные тенденции в демографическом развитии. Сокращение среднегодовой численности постоянного населения прогнозируется на уровне 0,1-0,2 млн. человек в год.

Указом Президента Российской Федерации в 2007 году утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года. В соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года будут проведены специальные мероприятия по снижению смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний  и в результате дорожно-транспортных происшествий, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. В результате проводимых мероприятий коэффициент смертности в целом по стране должен снизиться, по прогнозу Минздравсоцразвития России, с 14,6 на 1000 человек населения в 2007 году до 11,8-12,8 в 2011 году.

В 2008-2011 годах в целом по России предполагается некоторый рост общего коэффициента рождаемости (с 11,3 на 1000 человек населения в 2007 году до 12 в 2011 году). В то же время число рождений в среднем на 1 женщину репродуктивного возраста будет соответствовать режиму суженного воспроизводства населения (от 1,296 в 2006 году до 1,517 в 2011 году).

Основные показатели естественного и миграционного движения населения

(по данным Росстата)

 

2007

отчет

2008

оценка

2009

2010

2011

прогноз

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек)

11,3

11,5

11,7

11,9

12-13,2

Коэффициент смертности (на 1000 человек)

14,6

14,8

15

15,2

15,3-14,9

Естественная убыль (на 1000 человек)

-3,3

-3,3

-3,3

-3,3

-3,3-1,7

Миграционный прирост,

тыс. человек 

240

244,3

248,3

255,2

264,9

Доля миграционного прироста в компенсировании естественной убыли населения, %

50

51,8

53,2

55,1

56


 

В структуре населения произойдут качественные изменения, связанные с более ускоренным сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. В трудоспособный возраст начнут вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать – многочисленные популяции послевоенных лет рождения. Вследствие постепенного старения населения России потребуются дополнительные финансовые расходы государства на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению.

Численность трудоспособного населения за период 2009-2011 годов уменьшится на 2,6 млн. человек. Значительные изменения претерпит структура трудоспособного населения, тенденция постарения отразится на соотношении групп рабочих возрастов, в структуре трудоспособного населения увеличится доля старших трудоспособных возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет).

Миграционный прирост населения в страну приобретает устойчивую положительную динамику, но все же не сможет в полной мере стабилизировать численность населения России. В 2007 году сальдо миграционного прироста составило 239,9 тыс. человек,  в 2011 году ожидаемое положительное сальдо мигрантов может составить более 264,9 тыс. человек. При этом увеличивающийся положительный миграционный прирост будет лишь примерно на 56% компенсировать абсолютное сокращение численности населения из-за естественной убыли.

Увеличению миграционного потенциала в среднесрочном периоде будет способствовать осуществление мер по выполнению Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В среднесрочной перспективе будет продолжаться работа по совершенствованию порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, а именно изменения механизма организации  работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию на её основе квот на осуществление ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Снижение инфляции

В 2008 году вследствие сохранения высоких цен на нефть и другие виды топлива, значительного подорожания основных продовольственных товаров на мировых и внутреннем рынках  в условиях продолжающегося интенсивного роста потребительского спроса ожидаемый уровень инфляции  оценивается в  11,8 процентов. 

Инфляция и рост цен на продовольственные товары

(к соответствующему  месяцу предыдущего года, %)

 

Период

ИПЦ

Индекс цен         продовольствия

Россия

декабрь 2007 г.

11,9

17,1

июнь 2008 г.

15,1

21,3

Евро-зона

декабрь 2007 г.

3,1

4,8

июнь 2008 г.

4,0

6,6

Германия

декабрь 2007 г.

3,1

5,7

июнь 2008 г.

3,4

6,6

США

декабрь 2007 г.

4,1

4,8

июнь 2008 г.

5,0

5,0

Украина

декабрь 2007 г.

16,6

23,7

июнь 2008 г.

29,3

43,9

Болгария

декабрь 2007 г.

11,6

21,1

июнь 2008 г.

14,7

24,2

Китай

декабрь 2007 г.

6,5

16,7

июнь 2008 г.

7,9

20,4


 

В январе-июле  инфляция составила  9,3% (за годовой период – 14,7%), рост цен на продовольственные товары – 11,5% (19,7%).

Рост цен на продовольствие и связанное с ним общее ускорение инфляции являются мировым, а не только российским явлением. Вместе с тем, влияние роста цен на сельскохозяйственное сырье на инфляцию  в России более существенное в связи с тем, что доля  расходов на продовольствие в потребительской корзине у нас выше, чем в развитых странах.

Для снижения инфляции принимаются  меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков: снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров, меры по стимулированию конкуренции. С учетом снижения цен на зерно и другие товары на мировых рынках в текущем году,  во II полугодии прогнозируется  снижение роста внутренних цен на продукты до 2% против 8,9% год назад.

Вместе с тем, в 2008 году в инфляции повысилась монетарная составляющая (на 2 п.п. за семь месяцев с начала года) в связи высоким ростом денежного предложения в прошлом году и высокими инфляционными ожиданиями. Однако замедление роста денежного предложения в текущем году начинает постепенно смягчать монетарное давление на цены – в июле монетарная инфляция понизилась до 0,6 п.п. против  свыше 0,8 п.п. в среднем за месяц во II  квартале 2008 года. 

Ожидается, что во второй половине года рост потребительской инфляции должен резко замедлиться и в целом за период не превысить 2,5%. Это будет связано с замедлением роста в связи со снижением мировых цен на продовольствие и сезонным удешевлением плодоовощной продукции,  снижением мировых цен на нефть и замедлением роста денежной массы. Достижение  верхней и особенно нижней границы инфляции в 2008 году предполагает  снижение монетарной составляющей  инфляции во  II полугодии более чем вдвое (до 2 п.п. против 4,7 п.п. в I полугодии) в  результате проведения консервативной  денежной политики,  нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка.

Сложившиеся тенденции роста цен на основные товары показывают весьма запаздывающую, относительно неэластичную реакцию к  применяемым антиинфляционным мерам денежной политики и требуют более комплексного подхода, включающего наряду с мерами денежной и бюджетной политики меры структурного характера.

В среднесрочной  перспективе на снижение инфляции нацелена комплексная программа, включающая в себя две группы мер.

Во-первых, меры по  стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, и мер по сдерживанию роста издержек, в том числе путем создания новых рыночных инструментов ограничения роста тарифов естественных монополий  в условиях расширения масштабов дерегулирования  и борьбы с рынками олигополий и развития конкурентной среды (на рынках нефтепродуктов, других материальных ресурсов).

Для сдерживания монетарной инфляции в среднесрочной перспективе необходимо ограничить как рост денежной массы, так и обеспечить повышение склонности населения к сбережениям. Для сдерживания немонетарной инфляции – обеспечить рост предложения товаров, развитие конкуренции, а также сдерживать рост издержек.

Во-вторых, меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции путем ограничения  роста денежной массы,  стимулирования сбережений населения и регулирования спроса.

В результате проведения антиинфляционной политики целевая инфляция  в 2009 году снизится  до  7,0-8,5%, в 2010 году  – до 5,5-7%.  В 2011 году инфляция снижается до 5-6,8%.  Снижению инфляции будет способствовать  прогнозируемое  (в рамках 2 основного варианта) падение мировых цен на нефть в 2009-2011 годах.

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета