Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.
Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения
В варианте 2 рост добычи газа к 2011 году до 725 млрд. куб. м обусловлен более динамичным развитием независимых от ОАО «Газпром» производителей газа. Учитываются более благоприятные условия доступа независимых производителей газа к транспортной инфраструктуре и намечаемое расширение возможностей биржевой торговли газом, что приведёт к увеличению доли независимых производителей в общем объёме добычи с 15,5% в 2007 году до 18,5% в 2011 году.
Экспорт газа прогнозируется исходя из спроса европейского рынка и начала экспорта с 2009 года сжиженного природного газа по проекту Сахалин-2 (завод по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн. тонн в год).
В варианте 1 экспорт газа увеличится до 205 млрд. куб. м в 2008 году и до 224 млрд. куб. м в 2011 году.
В варианте 2 экспорт газа увеличится к 2011 году до 227 млрд. куб. метров.
Таможенно-тарифная политика
Таможенно-тарифная политика является важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Это обуславливает ряд задач таможенно-тарифной политики, которые будут решаться в среднесрочной перспективе:
содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;
стимулирование развития
производственно-
Решение указанных задач должно одновременно обеспечивать защиту развивающихся рынков, уязвимых для импорта. Также должна достигаться унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные – на готовые изделия) и предназначения товаров будет создавать более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствовать организации (переносу) производств на территорию России.
Другим важнейшим направлением является усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков. Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров. В то же время искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя.
Третье направление
– стимулирование развития производственно-
2.2. Внутренние условия развития
Внутренние условия прогноза социально-экономического развития, вариант 2
2007 |
2008 оценка |
прогноз | |||
2009 |
2010 |
2011 | |||
Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен, % |
11,9 |
11,8 |
7,0-8,5 |
5,5-7 |
5-6,8 |
Индекс реального эффективного обменного курса рубля, дек/дек |
105,1 |
103,3 |
102,3 |
101,0 |
99,8 |
Государственные капитальные вложения из федерального бюджета*, % к ВВП |
1,80 |
1,6 |
2,1 |
2,4 |
2,3 |
Прирост валютных резервов, млрд. долл. США |
149 |
156-174 |
93,5-107 |
45-46 |
1-24 |
Темп прироста денежной массы (М2), % |
47,5 |
32-36 |
27-28 |
20-22 |
18-20 |
* включая ФЦП, бюджетные инвестиции, не включенные в ФЦП, включая субсидии
Демографическая ситуация
В среднесрочной перспективе с некоторым замедлением сохранятся негативные тенденции в демографическом развитии. Сокращение среднегодовой численности постоянного населения прогнозируется на уровне 0,1-0,2 млн. человек в год.
Указом Президента Российской Федерации в 2007 году утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года. В соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года будут проведены специальные мероприятия по снижению смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний и в результате дорожно-транспортных происшествий, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. В результате проводимых мероприятий коэффициент смертности в целом по стране должен снизиться, по прогнозу Минздравсоцразвития России, с 14,6 на 1000 человек населения в 2007 году до 11,8-12,8 в 2011 году.
В 2008-2011 годах в целом по России предполагается некоторый рост общего коэффициента рождаемости (с 11,3 на 1000 человек населения в 2007 году до 12 в 2011 году). В то же время число рождений в среднем на 1 женщину репродуктивного возраста будет соответствовать режиму суженного воспроизводства населения (от 1,296 в 2006 году до 1,517 в 2011 году).
Основные показатели естественного и миграционного движения населения
(по данным Росстата)
2007 отчет |
2008 оценка |
2009 |
2010 |
2011 | ||
прогноз | ||||||
Коэффициент рождаемости (на 1000 человек) |
11,3 |
11,5 |
11,7 |
11,9 |
12-13,2 | |
Коэффициент смертности (на 1000 человек) |
14,6 |
14,8 |
15 |
15,2 |
15,3-14,9 | |
Естественная убыль (на 1000 человек) |
-3,3 |
-3,3 |
-3,3 |
-3,3 |
-3,3-1,7 | |
Миграционный прирост, тыс. человек |
240 |
244,3 |
248,3 |
255,2 |
264,9 | |
Доля миграционного прироста в компенсировании естественной убыли населения, % |
50 |
51,8 |
53,2 |
55,1 |
56 |
В структуре населения произойдут качественные изменения, связанные с более ускоренным сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. В трудоспособный возраст начнут вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать – многочисленные популяции послевоенных лет рождения. Вследствие постепенного старения населения России потребуются дополнительные финансовые расходы государства на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению.
Численность трудоспособного населения за период 2009-2011 годов уменьшится на 2,6 млн. человек. Значительные изменения претерпит структура трудоспособного населения, тенденция постарения отразится на соотношении групп рабочих возрастов, в структуре трудоспособного населения увеличится доля старших трудоспособных возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет).
Миграционный прирост населения в страну приобретает устойчивую положительную динамику, но все же не сможет в полной мере стабилизировать численность населения России. В 2007 году сальдо миграционного прироста составило 239,9 тыс. человек, в 2011 году ожидаемое положительное сальдо мигрантов может составить более 264,9 тыс. человек. При этом увеличивающийся положительный миграционный прирост будет лишь примерно на 56% компенсировать абсолютное сокращение численности населения из-за естественной убыли.
Увеличению миграционного потенциала в среднесрочном периоде будет способствовать осуществление мер по выполнению Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В среднесрочной перспективе будет продолжаться работа по совершенствованию порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, а именно изменения механизма организации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию на её основе квот на осуществление ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Снижение инфляции
В 2008 году вследствие сохранения высоких цен на нефть и другие виды топлива, значительного подорожания основных продовольственных товаров на мировых и внутреннем рынках в условиях продолжающегося интенсивного роста потребительского спроса ожидаемый уровень инфляции оценивается в 11,8 процентов.
Инфляция и рост цен на продовольственные товары
(к соответствующему месяцу предыдущего года, %)
Период |
ИПЦ |
Индекс цен продовольствия | |
Россия |
декабрь 2007 г. |
11,9 |
17,1 |
июнь 2008 г. |
15,1 |
21,3 | |
Евро-зона |
декабрь 2007 г. |
3,1 |
4,8 |
июнь 2008 г. |
4,0 |
6,6 | |
Германия |
декабрь 2007 г. |
3,1 |
5,7 |
июнь 2008 г. |
3,4 |
6,6 | |
США |
декабрь 2007 г. |
4,1 |
4,8 |
июнь 2008 г. |
5,0 |
5,0 | |
Украина |
декабрь 2007 г. |
16,6 |
23,7 |
июнь 2008 г. |
29,3 |
43,9 | |
Болгария |
декабрь 2007 г. |
11,6 |
21,1 |
июнь 2008 г. |
14,7 |
24,2 | |
Китай |
декабрь 2007 г. |
6,5 |
16,7 |
июнь 2008 г. |
7,9 |
20,4 |
В январе-июле инфляция составила 9,3% (за годовой период – 14,7%), рост цен на продовольственные товары – 11,5% (19,7%).
Рост цен на продовольствие и связанное с ним общее ускорение инфляции являются мировым, а не только российским явлением. Вместе с тем, влияние роста цен на сельскохозяйственное сырье на инфляцию в России более существенное в связи с тем, что доля расходов на продовольствие в потребительской корзине у нас выше, чем в развитых странах.
Для снижения инфляции принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков: снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров, меры по стимулированию конкуренции. С учетом снижения цен на зерно и другие товары на мировых рынках в текущем году, во II полугодии прогнозируется снижение роста внутренних цен на продукты до 2% против 8,9% год назад.
Вместе с тем, в 2008 году в инфляции повысилась монетарная составляющая (на 2 п.п. за семь месяцев с начала года) в связи высоким ростом денежного предложения в прошлом году и высокими инфляционными ожиданиями. Однако замедление роста денежного предложения в текущем году начинает постепенно смягчать монетарное давление на цены – в июле монетарная инфляция понизилась до 0,6 п.п. против свыше 0,8 п.п. в среднем за месяц во II квартале 2008 года.
Ожидается, что во второй половине года рост потребительской инфляции должен резко замедлиться и в целом за период не превысить 2,5%. Это будет связано с замедлением роста в связи со снижением мировых цен на продовольствие и сезонным удешевлением плодоовощной продукции, снижением мировых цен на нефть и замедлением роста денежной массы. Достижение верхней и особенно нижней границы инфляции в 2008 году предполагает снижение монетарной составляющей инфляции во II полугодии более чем вдвое (до 2 п.п. против 4,7 п.п. в I полугодии) в результате проведения консервативной денежной политики, нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка.
Сложившиеся тенденции роста цен на основные товары показывают весьма запаздывающую, относительно неэластичную реакцию к применяемым антиинфляционным мерам денежной политики и требуют более комплексного подхода, включающего наряду с мерами денежной и бюджетной политики меры структурного характера.
В среднесрочной перспективе на снижение инфляции нацелена комплексная программа, включающая в себя две группы мер.
Во-первых, меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, и мер по сдерживанию роста издержек, в том числе путем создания новых рыночных инструментов ограничения роста тарифов естественных монополий в условиях расширения масштабов дерегулирования и борьбы с рынками олигополий и развития конкурентной среды (на рынках нефтепродуктов, других материальных ресурсов).
Для сдерживания монетарной инфляции в среднесрочной перспективе необходимо ограничить как рост денежной массы, так и обеспечить повышение склонности населения к сбережениям. Для сдерживания немонетарной инфляции – обеспечить рост предложения товаров, развитие конкуренции, а также сдерживать рост издержек.
Во-вторых, меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции путем ограничения роста денежной массы, стимулирования сбережений населения и регулирования спроса.
В результате проведения антиинфляционной политики целевая инфляция в 2009 году снизится до 7,0-8,5%, в 2010 году – до 5,5-7%. В 2011 году инфляция снижается до 5-6,8%. Снижению инфляции будет способствовать прогнозируемое (в рамках 2 основного варианта) падение мировых цен на нефть в 2009-2011 годах.
Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета