Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

Предполагается, что в результате принятых мер и снижения темпов роста потребительского спроса и денежного предложения монетарная составляющая инфляции понизится с 7,1 п.п. в 2008 году до  4,8-5 п.п. в 2009 году и далее в 2010-2011 годах – до 3,6-3,7 п. пункта. Немонетарные факторы  (связанные удорожанием плодоовощной продукции, товаров первой необходимости, бензина и ростом регулируемых тарифов) снизятся с 5,4 п.п. в 2007 году до 4,7 п.п. в 2008 году и       3,6 п.п. в 2009 году,  в 2010-2011 годах – до 3,3-3,2 п.п. Более резкое подавление инфляции методами денежно-кредитной политики ограничено угрозой падения темпов роста потребления и инвестиций, и тем самым экономического роста в целом.

Структура роста потребительских цен

 

Прирост цен, в %

2007

2008

2009

2010

2011

Инфляция (ИПЦ)

11,9

11,8

7,0-8,5

5,5-7

5-6,8

Продовольственные товары

15,6

14

7,6-8

6,5-7

6-6,5

  из них,

товары первой необходимости, зависящие от мировых цен

21,4

16

7-8

6,5-7,0

5,5-6

  Непродовольственные товары

6,6

8

5,4-5,8

3,9-4

3,5-3,8

Платные услуги населению

13,3

14,7

13,8-14,3

11-11,5

11-11,3

 услуги организаций ЖКХ

13,7

17

22

18-20

18-20

 Прочие услуги

13,4

14,2

10-11

7-8

7-7,5


 

Предусмотренная законом отмена регулирования на федеральном уровне предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги происходит с 2010 года (кроме тепловой энергии), при этом предполагается, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги не превысит 18-20% в год. Такая динамика тарифов в жилищно-коммунальном комплексе, в условиях прогнозируемого интенсивного роста тарифов на услуги естественных монополий, предполагает реализацию новых подходов к регулированию поставок энергии коммунальным хозяйствам в сочетании с  мерами по стимулированию повышения их эффективности.

Факторы инфляции, (п.п.)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Инфляция (ИПЦ)

11,9

11,8

7,0-8,5

5,5-7

5-6,8

Монетарная инфляция

6,5

7,1

4,8-5

3,7

3,6

Немонетарные факторы

5,4

4,8

3,5-3,7

3,3

3,2

   в том числе

продовольственные товары первой необходимости, зависящие от мировых цен

2,9

2,2

1-1,1

0,9

0,8


 

Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. В рамках второго варианта прогноза прирост денежного агрегата М2 (денежной массы в национальном определении), являющегося ориентиром для оценки монетарных факторов инфляции, снизится с 47,5% в 2007 году до 32-36% в текущем году, 27-28% в 2009 году и 18-20% в 2011 году. Снижение темпов роста денежной массы, помимо сокращения монетарной составляющей инфляции, будет соответствовать замедлению роста денежного спроса по мере исчерпания процессов дедолларизации экономики и, таким образом, не создаст дополнительных барьеров для устойчивого экономического развития. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет также способствовать снижению инфляции.

Скорость оборачиваемости, рассчитанная по денежному агрегату М2, снизится с 2,96 оборотов в год в 2007 году до 2,8 оборотов в текущем году и 2,2 оборотов в 2011 году. Соответственно, уровень монетизации экономики  (в среднегодовом исчислении) возрастет с 33,8% ВВП в 2007 году до 35-36% в 2008 году и 44-46% в 2011 году, что отражает рост сбережений и расширение ресурсов банковской системы и финансовых рынков и создает благоприятные финансовые условия для продолжения экономического роста. В то  же время  уровень монетизации российской экономики в ближайшие годы останется значительно ниже, чем у большинства развитых экономик (Японии, Великобритании, зоны евро) и таких быстроразвивающихся стран как Китай.

Вместе с тем в 2011 году из-за сокращения прироста валютных резервов может возникнуть недостаток ликвидности в экономике. Для его преодоления необходима активизация рефинансирования банков со стороны Банка России, а также смягчение бюджетной политики по сравнению с предшествующим периодом.

 

Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий

Уровень и динамика  цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в прогнозе  приняты в соответствии с решением Правительства Российской Федерации (протокол № 17 от 6 мая 2008 года.)

Они учитывают  необходимость:

создания стимулов для  повышения эффективности использования основных энергетических ресурсов,  услуг транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства;

учета принятых решений по изменению условий функционирования естественных монополий и повышению их эффективности;

обеспечения условий для реализации инвестиционных программ развития естественных монополий с целью устранения инфраструктурных ограничений роста экономики.

При формировании предельных параметров роста  цен и тарифов учитывалось их влияние на издержки и рентабельность секторов экономики, в том числе необходимость сохранения конкурентоспособности неэнергетических  отраслей и обеспечение условий для инвестиций в энергосберегающие технологии.

Предельные уровни цен и тарифов на продукцию естественных монополий должны обеспечивать решение задачи сдерживания инфляции в пределах устанавливаемых целевых интервалов.

Цены и тарифы на продукцию естественных монополий выступают важным инструментом балансировки указанных факторов, их увязки в целях обеспечения эффективного развития экономики в целом.

Одной из особенностей прогноза цен и тарифов  на товары (услуги) естественных монополий на 2009-2011 годы является опережающее  инфляцию повышение регулируемых тарифов, а также  рост свободных цен в либерализуемых секторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка и роста спроса на энергоносители.

Прогнозируемые цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий определяют предельно допустимый рост указанных показателей с точки зрения сдерживания инфляции и предотвращения резкого ухудшения конкурентоспособности энергоемких и транспортоемких секторов. В связи с этим должна быть достроена система регулирования, обеспечивающая воздействие на цены, как в регулируемых секторах, так и на свободных рынках с целью удерживания их роста в целевых пределах. Совершенствование регулирования услуг и тарифов естественных монополий планируется дополнить комплексом мер по стимулированию повышения эффективности самих монополистов и управления их издержкам.

Предельный размер повышения тарифов  на услуги коммунального комплекса, в значительной мере определяемый ростом тарифов на тепловую энергию и товары и услуги естественных монополий, составит в 2009 году            21-22 процента.  Дополнительный рост расходов населения на оплату коммунальных услуг, вызванный повышенной динамикой тарифов, для малообеспеченных слоев населения будет компенсирован соответствующей адресной поддержкой, заложенной в параметры федерального бюджета на 2009-2011 годы.

 

Рост тарифов и оптовых цен на услуги естественных монополий

в 2008-2011 годах (в среднем за год к предыдущему году, %)

 

прогноз (в %)

2008

2009

2010

2011

Газ природный

       

Средние оптовые цены, для всех категорий потребителей, в том числе на сверхлимитный газ и газ отпускаемый в соотв. с пост. № 333

128,6

119,9

128

140

Регулируемые цены,  в среднем для всех категорий потребителей

125

120,3

128

140

для населения

125

125

130

140

Электроэнергия

       

доля свободного рынка

22

44

73

77,5

Конечные  цены в среднем для всех категорий потребителей

116,7

126

122

118

Регулируемые тарифы в среднем для конечных потребителей *

112

119

113-114

116

для населения**

114

125

125

125

Тепловая энергия (производство, передача, распределение) – регулируемые тарифы****

118

118,5/122

118

120

Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе***

116,3

117,1-118,7

109,7-113,7

110-114

Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе, среднегодовой темп роста****

114/117,4

113/121,8

112/114

114/116,7


* рассчитан без  учета изменения структуры отпуска  электроэнергии; изменения структуры  производства электроэнергии; особенностей  формирования тарифов на электрическую  энергию (мощность) на территориях, не объединенных в ценовые  зоны оптового рынка; возможности  регионального регулирующего органа  самостоятельно принимать решение  о превышении предельных уровней  тарифов за счет инвестиционных  программ, в соответствии с Федеральным  законом от 04.11.2007 №250-ФЗ; субсидий  на ликвидацию межтерриториального  перекрестного субсидирования в  энергетике.

** при установлении  ФСТ России тарифов (предельных  уровней) для населения отдельных  субъектов Российской Федерации  допускается отклонение от среднего  индекса в целях сокращения  перекрестного субсидирования между  населением и прочими группами  потребителей, при сохранении среднего  индекса роста для населения  по Российской Федерации на  уровне, указанном в настоящей  таблице.

*** верхняя граница  диапазона роста тарифов на  грузовые перевозки отражает  добавочную инвестиционную составляющую.

**** параметры, одобренные  в рамках сценарных условий  в мае 2008 года/уточненная оценка, ориентированная в части регулируемых  тарифов на железнодорожных пассажирские  перевозки на сокращение перекрестного  субсидирования.

 

Платежный баланс и обменный курс

Динамика основных показателей платежного баланса в 2009-2011 годах будет характеризоваться:

резким снижением профицита счета текущих операций, начиная с 2009 года, и его перехода к отрицательным значениям в 2010-2011 годах;

более низким уровнем чистого притока капитала в частный сектор в 2008-2010 годах, по сравнению с достигнутым в 2007 году значением;

эти тенденции приведут к исчерпанию возможностей роста валютных резервов к 2011 году.

Ускорение роста цен на нефть в 2008 году обеспечило возобновление роста профицита счета текущих операции, который в целом за год может достичь исторически максимального уровня – 125-143 млрд. долларов США. Уже к середине 2008 года ценовой рост экспорта может быть полностью исчерпан, а физический темп будет по-прежнему многократно отставать от темпа роста импорта, что приведет к резкому сокращению положительного текущего сальдо в последующие годы. Основной вариант прогноза предполагает, что профицит счета текущих операций сократится в 2009 году до 47-56 млрд. долларов США, а к 2011 году может образоваться  дефицит в размере 63-85 млрд. долларов США.

Платежный баланс Российской Федерации на 2008-2011 годы

(млрд. долларов  США)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Счет текущих операций

76

125-143

47-56

-12-24

-63-85

Баланс товаров

131

217

137

68

20

Экспорт товаров

354

525

507

502

509

Импорт товаров

-223

-309

-370

-434

-490

Баланс услуг

-20

-26

-31

-34

-36

Счет операций с капиталом и

финансовыми инструментами

73

31-32

46-51

56-70

64-109

Частный сектор

(включая  чистые ошибки и пропуски)

83

35-40

50-53

60-72

70-114

Изменение валютных резервов

('+' -снижение, '-' -рост)

-149

-156-174

-94-107

-44-46

-1-24


 

Чистый приток капитала, достигнув в 2007 году рекордного значения (83 млрд. долларов США, или 6,4% ВВП), в 2008-2010 годах будет находиться на более низком уровне. В 2008 году чистый приток сократится до 35-40 млрд. долларов США, а в 2009-2010 годах будет находиться в диапазоне 50-70 млрд. долларов США, или 2,5-3,2% ВВП. На размерах притока капитала скажется ужесточение условий глобального кредитного рынка и сокращение уровня мировой ликвидности, что понизит объемы заимствования банков и ухудшит предприятиям условия выхода на международные рынки капитала.

Уменьшению чистого притока капитала в среднесрочный период также будет способствовать снижение мировых цен на энергетические товары (а тем самым и возможности  реинвестирования доходов нерезидентов и привлечения портфельных инвестиций), ожидаемое окончание периода укрепления рубля, наращивание российскими предприятиями экспорта капитала. С другой стороны, улучшение инвестиционного климата и повышение привлекательности российской экономики в условиях ее устойчивого роста будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций, который увеличится с 47 млрд. долларов США в 2007 году до 69 млрд. долларов США в 2011 году. В этих условиях общий чистый приток капитала в 2011 году может достичь 70-114 млрд. долларов.

Валютные резервы возрастут в 2008 году примерно на 174 млрд. долларов США и достигнут при прочих равных условиях 650 млрд. долларов США. К 2011 году в результате сжатия сальдо счета по текущим операциям рост резервов может снизиться до 20-25 млрд. долларов.

В этих условиях продолжится ослабление номинального эффективного курса рубля. В 2008 году стоимость рубля к корзине валют снизится на 1,7%, а в 2011 году рубль в среднем будет стоить на 9,2% меньше, чем в 2007 году. В соответствии  с целевой инфляцией темпы роста реального эффективного курса рубля в 2008 году снизятся до 3-4%, а к 2011 году курс рубля перестанет укрепляться и в реальном выражении.

Вариант 2а предполагает значительно более жесткие внешние условия для российской экономики, что проявляется в падении мировых нефтяных цен к 2011 году до 75 долларов за баррель и ежегодном уровне чистого притока капитала, не превышающем 50 млрд. долларов США. Дефицит счета текущих операций в этих условиях увеличится к 2011 году до 140 млрд. долларов США, а притока валюты будет недостаточно для предотвращения сокращения валютных резервов. При этом номинальный курс рубля будет снижаться сильнее, чем во втором варианте.

Реформирование налоговой системы

Разработка прогноза социально-экономического развития на период 2009-2011 годов осуществлялась в условиях сложившейся к настоящему времени налоговой системы. При этом были учтены основные изменения в соответствии с одобренными основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, направленные на ускорение технологического обновления, стимулирование частных расходов на образование и здравоохранение, жилье и улучшение налоговых условий для нефтедобычи:

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета