Налоговая политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:

1.исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
2.определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
3.разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.

Вложенные файлы: 1 файл

Раздел 1.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

   Исследовав сущность налоговой политики и функции налогов, необходимо рассмотреть принципы осуществления и рычаги, через которые реализуется основное назначение налоговой политики государства.  
 

      1. 2. Основные принципы и инструменты налоговой политики 

    Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы налоговой политики:

    - соотношение прямых и косвенных налогов;

    - применение прогрессивных ставок налогообложения и степени их               прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

    - дискретность или непрерывность налогообложения;

    - широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

    - использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

    - степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

    - методы формирования налоговой базы.

    Используя указанные принципы, государство  в условиях стабильно развивающейся  экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на вывод экономики из кризиса [42; с. 316].

    Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

    Цели  налоговой политики формируются  под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:

    - участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;

    - обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

    - обеспечение государственной политики регулирования доходов [21; с. 119].

    Участие государства в регулировании  экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

    Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование  налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных  налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются в основном сроком на 3-5 лет. В отличие от полного освобождения, частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики [22; с. 219].

    Важным  средством осуществления политики государства в области регулирования  доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

    Важная  роль налоговой ставки для осуществления  государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

    Наряду  с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

    Проведению  активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, многочисленные и разнообразные  основания предоставления налоговых льгот, связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности. Плательщики налогов имеют право подавать государственным налоговым органам документы, подтверждающие предоставление налоговых социальных льгот [2].

    Предоставляя  налогоплательщикам те или иные налоговые  льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются.

    Наиболее  распространенный объект налогового стимулирования – инвестиционная деятельность.  Во многих государствах полностью или  частично освобождается от налогов  прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

    С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых  предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

    Стимулирование  технического прогресса с помощью  налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

    Резкий  рост бюджетных расходов во многих станах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных  налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок.

    Формирование  налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависят увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства или инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

    Налогообложение в каждой стране имеет свои особенности, касающиеся его объектов, видов налогов, ставок, структуры налоговых поступлений, распределения их по звеньям бюджетной системы и др. Эти особенности имеют под собой объективную и субъективную почву [22; с. 242].

    Вместе  с тем, в налогообложении разных государств есть много общего, проявляющегося, прежде всего, в принципах налогообложения:

    - обязательность – введение норм  налогов и сборов, определённых  на основе достоверных данных  об объектах налогообложения  за отчётный период; установление  ответственности плательщиков за  нарушение налогового законодательства;

    - равнозначность и пропорциональность  – взимание налогов с юридических  лиц осуществляется в определённой  доли от прибыли;

    - недопущение проявлений налоговой  дискриминации – обеспечение  одинакового подхода к субъектам  хозяйствования при определении  налоговых обязательств;

    - социальная справедливость –  обеспечение социальной поддержки  малообеспеченных слоёв населения  через применение дифференцированного  и прогрессивного налогообложения  граждан, получающих высокие доходы;

    - стабильность – обеспечение неизменности налогов и налоговых платежей, их ставок, налоговых льгот на протяжении бюджетного года;

    - экономическая обоснованность –  установление налогов в соответствии  с социально-экономической доктриной  государства с учётом необходимости  достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

    - равномерность оплаты – установление  сроков оплаты, исходя из необходимости  обеспечения финансирования расходов  бюджета;

    - единый подход – обеспечение  единого подхода к разработке  налоговых законов с обязательным определением плательщика налога, объекта налогообложения, источника уплаты, налогового периода, ставок налога, оснований для предоставления льгот;

    - доступность – обеспечение доходчивости  норм налогового законодательства  и налоговых платежей для плательщиков налогов [40; с.60].

    Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное  значение. Мало того, от результатов  проводимой налоговой политики в  значительной степени зависит и  то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику. Состояние экономики, в свою очередь, влияет на выбор конкретного направления налоговой политики. 
 

    1. 3. Направления бюджетно-налоговой политики

    Векторами макроэкономической эффективности налоговой политики являются:

    а) возможность налоговой политики увеличивать источники доходов. Увеличение суммы поступлений может  быть за счёт автоматических или дискреционных изменений. К автоматическим относят рост суммы поступлений, вызванных  расширением налоговой базы. Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение новых налогов и т.п.

    Система, обеспечивающая налоговые поступления  при ограниченном количестве налогов и ставок, может значительно снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства;

    б) способность налоговой политики определить допустимую налоговую базу.

    Широкая налоговая база даёт возможность  обеспечить налоговые поступления при относительно низких налоговых ставках. При значительном сужении налоговой базы необходимы более высокие ставки для того, чтобы обеспечить соответствующие налоговые поступления. В результате этого растёт вероятность уклонения от уплаты налогов;

    в) направленность политики налогов на минимизацию издержек на их уплату.

Информация о работе Налоговая политика Украины