Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:19, курсовая работа
Целью данной работы является освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.
Уровень налоговой нагрузки
на экономику определяется динамикой
суммарных налоговых
Расходы, доходы, налоговые доходы консолидированного бюджета РФ представлены на рисунке 4. В качестве иллюстрации приведены данные за 1992-2004 годы о доходах, налоговых доходах и расходах консолидированного бюджета (КБ) РФ в процентах к ВВП, где прослеживается тенденция их постепенного сближения (максимальное значение составляет 37,7% ВВП в 1994 году, минимальное – 26,1 % ВВП в 1999 году). При этом до 1998 года не существовало последовательной стратегии сокращения государственных расходов. Такая политика приводила к недофинансированию практически всех групп расходных статей.
Оценка структурных
Необходимо отметить, что в последующие годы наметились позитивные сдвиги в структуре бюджетных расходов: сокращение нерациональных затрат, попытка оценки эффективности расходов и обязательств. Произошло закрепление на долгосрочной основе распределения налоговых доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, определена методика делегирования субъектам РФ ряда федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета. В 2005 году Россией пройден пик платежей по внешнему долгу, она больше не являлась должником Международного валютного фонда. Создан Стабилизационный фонд, что в свою очередь повышает устойчивость бюджетной системы к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры.
Рисунок 4 – Расходы, доходы, налоговые доходы консолидированного бюджета РФ [31]
Основную часть налоговой нагрузки на экономику представляет собой показатель налоговых доходов КБ РФ в процентах к ВВП. (с 2005 года показатель налоговых доходов является расчётной величиной, определяемой как сумма всех налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ). В 2004 году эта доля составила 29,4 %. Динамика налоговых доходов, которые, как показывают, данные таблицы 2, составляют на рассматриваемом периоде более 80 % доходов (в 2003 и 2004 годах более 90%) согласуется с динамикой доходов в целом.
Таблица 2 – Структура доходов консолидированного бюджета РФ, в % итогу [33]
Показатель |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Доходы КБ РФ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налоговые доходы |
83,4 |
84,7 |
83,5 |
82,2 |
83,0 |
81,4 |
87,4 |
89,1 |
90,3 |
91,0 |
Неналоговые доходы КБ РФ |
12,2 |
10,2 |
9,0 |
9,7 |
7,0 |
6,5 |
7,4 |
7,6 |
8,1 |
7,8 |
Безвозмездные перечисления |
0,6 |
0,6 |
1,3 |
1,5 |
1,2 |
0,1 |
-0,6 |
-1,6 |
-2,2 |
-2,8 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
4,2 |
5,0 |
6,3 |
6,6 |
8,8 |
12,1 |
5,5 |
4,6 |
3,5 |
3,4 |
Данные об основных статьях доходов КБ РФ 1995–2004 годов характерен рост (кроме 1998 года). При этом доля этих доходов в ВВП в течение рассматриваемого периода оставалась заметной и достаточно стабильной (около 30%). Это объясняется главным образом тем, что возложенные на государство обязательства требовали достаточного финансового обеспечения. Пока в экономике не были созданы соответствующие рыночные механизмы, происходило создание внебюджетных фондов для финансирования отдельных расходов, постоянное введение дополнительных налогов и сборов (подчас «задним числом»), что продолжалось вплоть до введения в действие НК РФ.
Анализ данных об основных статьях доходов КБ РФ показывает, что максимальный прирост налоговых доходов в процентном отношении к ВВП приходился на 1995 год, составив 6,5 %. В последующие годы (до 1999 года) этот прирост имел как положительные, так и отрицательные значения. Определённая стабильность появилась в 2000–2004 годах, когда прирост стал в основном положительным и составил в целом за период 8,5 процентов. Прирост неналоговых доходов за 2000–2004 годы также положителен и равен 0,7 проц. п. Для периода 1994–2000 годов характерен рост доходов целевых бюджетных фондов.
Особое значение в анализе рассматриваемой статьи КБ РФ имеет эволюция ряда внебюджетных фондов. Их роль на протяжении 1995–2004 годов менялась. Практика функционирования внебюджетных фондов в период 1992–1995 годов выявила ряд негативных моментов, в частности, межведомственное распыление денежных средств и невозможность контроля за их целевым использованием. Для преодоления указанных недостатков большая часть средств таких фондов стала учитываться в бюджетах разных уровней (исключение составляли внебюджетные социальные фонды) и приобрела название целевых бюджетных фондов. К ним, например, относились: Федеральный и территориальный дорожные фонды, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Государственный фонд борьбы с преступностью и др. Доля целевых бюджетных фондов увеличилась, достигнув к 2000 году 3,5 % ВВП. Впоследствии большая часть их прекратила свою работу, а их средства были сконцентрированы в федеральном бюджете (ФБ) РФ. Это повлияло на изменение структуры доходов КБ РФ, так как происходило и уменьшение доли статьи целевые бюджетные фонды, и увеличение налоговых доходов за счёт консолидации в бюджете внебюджетных фондов.
Рассмотрим структуру
Проведём анализ взаимосвязи налоговой нагрузки и производительности труда.
Основные показатели
процессов в сфере занятости
и налоговой сфере
Таблица 3 – Динамика основных социально-экономических показателей развития экономики России, % к предыдущему году [27]
Анализируя динамику производительности труда в российской экономике и налоговой нагрузки по уровням бюджета по рисунку 5 видно, что до 2002 года рассматриваемые показатели изменяются достаточно синхронно, что в частности может служить свидетельством их взаимосвязи.
При этом до 1998 года темпы изменения налоговой нагрузки, соответствующей бюджетам разных уровней, близки. С 1999 г. Темпы изменения налоговой нагрузки для федерального бюджета заметно выше, чем для консолидированных бюджетов субъектов РФ, что в первую очередь отражает процесс перераспределения налоговых доходов в пользу федерального бюджета.
В 1999-2002 годы темп роста налоговой нагрузки федерального бюджета имел наиболее высокие на рассматриваемом периоде значения, опережая темп роста производительности труда. Превышение темпа изменения налоговой нагрузки, отнесенной на федеральный бюджет, над соответствующим показателем для консолидированного бюджета субъектов федерации свидетельствует о перераспределении налоговой нагрузки в пользу федерального центра. Это обусловливалось необходимостью концентрации финансовых ресурсов путем соответствующих изменений в бюджетном законодательстве, регламентирующем приоритетное поступление наиболее собираемых налогов в федеральный бюджет.
В 2003-2004 годах темп изменения налоговой нагрузки консолидированного бюджета РФ резко снижается. Фиксируемый рост производительности труда и ВВП, вероятно, можно связывать и со снижением налоговой нагрузки на экономику.
Рисунок 5 – Темпы роста производительности труда и налоговой нагрузки для разных уровней бюджетной системы РФ, %[28]
Проанализируем изменения
Таблица 4 – Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2007– 2009 годы, %[24, с. 10]
Вид экономической деятельности |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
14,4 |
13,5 |
12,4 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
8,7 |
8,0 |
7,4 |
Рыболовство, рыбоводство |
15,3 |
13,7 |
12,6 |
Добыча полезных ископаемых |
54,8 |
46,0 |
30,8 |
Обрабатывающие производства |
10,5 |
9,6 |
9,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
9,0 |
8,2 |
7,1 |
Строительство |
15,9 |
14,5 |
16,2 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
2,7 |
3,0 |
3,0 |
Гостиницы и рестораны |
16,3 |
19,4 |
18,0 |
Транспорт и связь |
15,0 |
13,3 |
13,0 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
29,5 |
30,0 |
23,7 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
18,2 |
37,9 |
37,3 |
В целом следует отметить снижение уровня налоговой нагрузки с 13,5% в 2008 году до 12,4% в 2009 году. Указанная тенденция связана с кризисными явлениями в экономике и, как следствие, со снижением как объёмов выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), так и сумм поступивших налогов в бюджетную систему в 2009 году.
В то же время по некоторым видам экономической деятельности (например, строительство), напротив, отмечается увеличение показателя налоговой нагрузки.
Что касается перспектив изменения налогового бремени, то следует отметить, что в 2011 году налоговое бремя на российский бизнес по сравнению с уровнем 2010 года увеличится на 2,3 %, в основном за счёт роста социальных страховых взносов (с 26 до 34 %), НДПИ на нефть (на предстоящие три года в бюджете цена на нефть рассчитана исходя из оптимистического прогноза – 70 долларов за баррель) и газ, а также акцизов на табак и алкоголь. Как отметил Министр финансов А. Кудрин –«Это неизбежный путь по снижению дефицита бюджета».
В настоящее время в России растет теневой сектор, уменьшается объем перечисления средств в федеральный бюджет рядом регионов, которые перечисляют менее 20% требуемых сумм. Еще одним недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности [8, с. 326].
При анализе уровня налоговой нагрузки в российской экономике, а тем более при сравнении её с другими странами, надо исходить из того, что многие положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и её нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития экономики России на современном этапе.
В развитых странах уровень налоговой нагрузки в 2008 году составлял: Швеция - 48,2%; Дания - 48,9%; Нидерланды - 38,0%; Франция - 44,5%; Австрия - 41,9%; Германия - 38,1%; Великобритания - 37,4%; Италия - 43,3%; Канада - 36,8%; Япония - 28,4%; США - 28,2%; Турция - 23,7%. [27].
По оценке экспертов уровень налоговой нагрузки в западноевропейских странах составляет 45-50% ВВП. В Российской Федерации этот показатель в 2008 году составил 36,6%. Необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.