Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ особенностей построения и тенденций развития налоговой системы РФ, выявление проблем ее реформирования.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следую-щие задачи:
Выявить социально-экономическая сущность налогов в современном обществе.
Привести классификацию налогов в соответствии с налоговым законодательством.
Раскрыть понятие налоговой системы и принципы ее построения.
Рассмотреть классификацию налоговых систем.
Определить тенденции формирования налоговых систем в условиях
глобализации экономики.
Выявить проблемы реформирования налоговой системы и наметить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.............................................................5
1.1.Социально-экономическая сущность налогов в современном
обществе........................................................................................................................................5
1.2. Понятие налоговой системы и принципы ее построения...............................10
1.3. Классификация налоговых систем........................................................................14
Глава 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....17
2.1. Возникновение и развитие налогообложения в России.................................17
2.2. Налоговое законодательство и виды налогов в РФ.........................................24
2.3. Особенности налогового администрирования в Российской
Федерации..................................................................................................................29
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.....................................................53
3.1. Сущность и основные аспекты налоговых реформ..........................................53
3.2. Проблемы формирования налоговой базы на региональном и местом
уровнях.......................................................................................................................59
3.3. Проблемы налоговой политики РФ на 2013-2015 годы и
рекомендации по ее совершенствованию...............................................................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................86
Период проведения - это период непосредственной реализации налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство и видоизменяется налоговый механизм, происходит их апробация, достаточная по своему временному контексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма.
На завершающем периоде проводится анализ полученных результатов реформы, дается оценка их фискальной и социально-экономической значимости, разрабатываются предложения по совершенствованию налогового законодательства, делаются необходимые выводы о достижении заявленных целей и готовятся обоснования для завершения или продолжения реформ.
Основными признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность, а главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы в соответствие с новыми потребностями соцальноэкономического развития страны.
Вся вторая половина XX в. связана с перманентными налоговыми реформами в развитых странах, объективная необходимость которых была обусловлена вначале приданием экономической политике мощного социального контекста и, позднее, вхождением этих стран в эпоху постиндустриального развития.
В посткоммунистической России налоговую реформу принято отсчитывать с 1991 г., когда был подготовлен и в последующем реализован первый ее этап. Принятые Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 и около 20 соответствующих законов по основным видам налогов составили базу построения принципиально новой налоговой системы российского государства. Сформированная наспех в период политических баталий и глубоких экономических потрясений налоговая система, безусловно, не могла быть идеальной. Отсутствие отечественного опыта и, как результат, упрощенное сканирование зарубежного опыта построения налоговых систем без учета российской специфики, низкие налоговая культура и ответственность плательщиков, слабость государственной власти предопределили невысокую эффективность функционирования этой системы на первом этапе.
Второй этап реформы принято отсчитывать с обнародования 6 марта 1997 года. Послания Президента РФ Федеральному Собранию, определившего основные ее направления.
Фактически же подготовительный период второго этапа стартовал существенно раньше - с 1995 г., когда обнаружилась практическая бесперспективность дальнейшего развития налоговой системы в рамках старой налоговой политики без кодификации налогов и налоговых правоотношений. На данный момент существовало уже как минимум шесть концепций налоговой политики, представляющих собой различающиеся подходы к наполнению налогового кодекса. Анализ этих концепций свидетельствовал о двух принципиальных подходах к дальнейшему реформированию налоговой системы: радикальному (революционному) и эволюционному. За основу была взята концепция эволюционного реформирования, предложенная специалистами Минфина.
Следует заметить, что двухлетнее обсуждение и принятие Налогового кодекса РФ не останавливали общего хода реформы, которая сопровождалась позитивными и уже осмысленными изменениями. С 1996 г. начал реализовываться курс на сокращение налоговых преференций, отмену ряда избыточных налогов, ликвидацию регионального и местного налоготворчества в части бесконтрольного установления новых налогов. В 1998 г. была принята, а с начала 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ.
Принятие Кодекса призвано было обеспечить формирование понятной и простой налоговой системы. Этот целевой ориентир во многом достигнут: была реализована идея закона «прямого действия», сформирована единая законодательная база налогообложения, систематизированы нормы и положения, регулирующие этот процесс, и приведены в логически цельную систему. Кодекс сформировал также достаточные правовые гарантии и регламентации для участников налоговых правоотношений, создал основу для реализации курса на снижение общего налогового бремени, на общую либерализацию и повышение справедливости налоговой системы. На фоне этих и других позитивных эффектов реформирование не обошлось без некоторых недостатков, хотя и не очень значимых. Так, общие положения во многом оказались «повисшими в воздухе» без решения принципиальных проблем применения конкретных налогов и сборов.
В связи с этим форсировалась работа над второй частью Налогового кодекса РФ (табл.3.2), четыре важнейшие главы которой были приняты в августе 2000 г. и вступили в действие с начала 2001 г. Они посвящены федеральным налогам: НДС, НДФЛ, акцизам и ЕСН. С момента их принятия и по настоящее время принято отсчитывать третий этап реформирования налоговой системы, суть которого состоит в кодификации полного перечня налогов и сборов России.
К 1 января 2007 г. вне рамок НК РФ продолжает функционировать только один местный налог - на имущество физических лиц.
Третий этап реформы характеризуется ярко выраженными сопряженными процессами уменьшения числа налогов, снижения ставок по основным бюджетообразующим налогам и, как следствие, снижения общего налогового бремени.
Итак, в результате текущего этапа реформы эволюционным путем преобразована налоговая система: ликвидированы практически все низкодоходные и трудноадминистрируемые налоги, обеспечена преемственность сохранением каркаса системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, ресурсных налогов и налогов на имущество), снижена налоговая нагрузка на производителей, повышена эффективность налогового администрирования.
Таблица 3.2
Последовательность введения в действие глав части второй
Изменения Налогового кодекса РФ
Введение в действие |
Главы Налогового кодекса РФ |
1 |
2 |
С 1 января 2001 г. |
Глава 21. Налог на добавленную стоимость Глава 22. Акцизы Глава 23. Налог на доходы физических лиц Глава 24. Единый социальный налог (отменен с 1 января 2010 г.) |
С 1 января 2002 г. |
Глава 25. Налог на прибыль организаций Глава 26.Налог на добычу полезных ископаемых Глава 261 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) Глава 27. Налог с продаж (отменен с 1 января 2004 г.) |
С 1 января 2003г. |
Глава 262 Упрощенная система налогообложения Глава 263 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Глава 28. Транспортный налог |
С 1 января 2004 г. |
Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукцииГлава 29. Налог на игорный бизнесГлава 30 НК РФ. Налог на имущество организаций |
С 1 января 2005 г. |
Глава 25.2. Водный налогГлава 25.3. Государственная пошлинаГлава 31. Земельный налог |
С 1 января 2013 г. |
Глава 26.5 НК РФ Патентная система налогообложения |
3.2. Проблемы формирования налоговой базы на региональном и
местом уровнях
В своем выступлении на Санкт-Петербургском форуме в июне 2011 г. Президент России отмечал, что "...в современном мире невозможно управлять страной из одной точки, тем более когда речь идет о такой стране, как Россия. В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений. Убежден, что такие решения будут в большей мере отвечать и потребностям перспективной структуры российской экономики"8.
По мнению ученых, в проводимых в нашей стране налоговых реформах "...мировой опыт используется... крайне непродуктивно, так как не учитывались исторические, политические особенности развития российской экономики"9.
Соответственно, это приводит к известным серьезным недостаткам функционирования экономической системы, среди которых весьма существенным является дисбаланс межбюджетных отношений с позиции функционирования действующей налоговой модели России.
Если говорить о недостатках существующей модели налогообложения с точки зрения межбюджетных отношений, то к ним, на взгляд авторов, следует отнести следующие:
- не урегулирован вопрос
бюджетно-налоговой
- государство систематически
перекладывает свои
- высокая централизация бюджетных ресурсов в центре (соотношение порядка 60 к 40 в пользу Федерации), что объясняется макроэкономической нестабильностью. В такой ситуации требуется более высокая концентрация финансовых ресурсов на федеральном уровне. Однако за последние годы сохраняется тенденция изъятия у регионов значительной части средств в пользу федерального бюджета. При этом объем делегируемых полномочий регионам и местным органам власти постоянно возрастает. Анализ данных за 1999 - 2006 гг. позволяет сделать вывод о том, что поступления налоговых и неналоговых доходов на региональном и местном уровнях в консолидированный бюджет Российской Федерации имеет тенденцию к сокращению и составляет от 25 до 16 п. п., что снижает их роль при формировании сбалансированных бюджетных отношений10;
- все изменения
- меры налогового
- стремление государства
к минимизации собственного
Таким образом, проблема неурегулированности межбюджетных отношений с федеральным бюджетом в значительной мере зависит от состояния федеральных, региональных и местных финансов и налогов.
Еще одним существенным фактором, который влияет на выработку налоговой политики на региональном и местном уровнях, является то, что на среднесрочную перспективу налоговая политика строится по принципу моноориентированной экономики. Соответственно, сохраняется существенная зависимость от рыночной конъюнктуры: доля нефтегазовых доходов в доходной части бюджета постоянно превышает 40% и повышается:
- до 44,5% - в 2011 г.;
- до 43,0% - в 2013 г.
Так называемые доходы, которые не относятся к нефтегазовым, предполагается постепенно наращивать. Видимо, это должно символизировать структурную перестройку экономики и постепенный отход от моноориентированной сырьевой модели развития11.
Однако в нефтегазовых доходах превалирует опора на косвенное обложение:
- в 2009 г. основные налоги (НДС и акцизы) составляли 49,4% нефтегазовых доходов;
- в 2010 г. - 60,2%;
- в 2011 - 65,2%;
- в 2012 - 68,5%;
- в 2013 г. - 71,0%.
Если к этим цифрам условно добавить часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который добывающие организации возмещают для себя через цены, а платить его приходится конечному потребителю (таким образом, можно отнести к категории косвенных налогов ту часть НДПИ, которая входит в цену товара), доля косвенного обложения в формировании бюджетных доходов еще более увеличивается12.
Говорить в этих условиях о социальной направленности бюджета вряд ли возможно, так как известно, что косвенное налогообложение не дифференцировано. Оно ориентируется прежде всего на массового потребителя, существенно снижает уровень его благосостояния и покупательной способности. Следует отметить существенную роль косвенных налогов в стимулировании инфляции - как ценовой, так и инфляции издержек. А ведь сокращение покупательной способности населения противоречит общепринятым постулатам "экономики предложения", которой пока еще придерживается весь цивилизованный мир (см. табл.3.3).
Таблица 3.3
Структура доходной части бюджета РФ на 2010 - 2013 гг.,
млрд. руб. 13
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Доходы, всего |
7337,8 |
7783,8 |
8617,8 |
9131,7 |
9983,9 |
Нефтегазовые доходы |
2984,0 |
3744,3 |
4003,0 |
4088,1 |
4295,0 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
40,7 |
48,1 |
46,5 |
44,8 |
43,0 |
НДПИ |
969,2 |
1317,2 |
1314,0 |
1392,8 |
1495,2 |
Таможенные пошлины |
2014,8 |
2427,2 |
2689,0 |
2695,3 |
2799,8 |
Ненефтегазовые доходы |
4353,8 |
4039,5 |
4614,8 |
5043,6 |
5688,9 |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
59,3 |
51,9 |
53,5 |
55,2 |
57,0 |
НДС |
2050,0 |
2295,8 |
2750,4 |
3144,6 |
3616,1 |
Налог на прибыль организаций |
195,4 |
217,3 |
233,4 |
246,1 |
274,2 |
ЕСН |
509,8 |
28,1 |
- |
- |
- |
Акцизы |
101,5 |
134,5 |
260,1 |
312,3 |
423,7 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
12,3 |
16,7 |
31,0 |
35,1 |
36,0 |
Таможенные пошлины (без |
494,6 |
558,8 |
673,7 |
718,2 |
784,4 |
Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования