Налоговые органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 95.22 Кб (Скачать файл)

К ведомственным подзаконным  актам относятся приказы, положения, инструкции и другие разновидности  инструктивного материала, который  регулирует отношения внутри Госналогслужбы. В круг этих отношений входят: вопросы  совершенствования организаций  и деятельности всех подразделений  Госналогслужбы; структуры и штатная  численность специалистов в различных  службах; проблемы взаимодействия между  территориальными подразделениями  Госналогслужбы с другими правоохранительными  органами; учет, контроль, анализ налоговой  практики и т.д.

Внутриведомственные нормативные  акты, направленные на решение задач, стоящих непосредственно перед  Госналогслужбой, носят императивный характер и распространяют свое действие на лиц, являющихся сотрудниками государственной  налоговой службы. Инструктивный  материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, служб.

Принципиальное значение для практической деятельности налоговых  органов и налогоплательщиков имеет  постановление от 28.02.2001 г. № 5 Пленума  ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, все указанные  нормативно-правовые акты образуют законодательство о налогах и сборах, которое  регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также  отношения, которые возникают в  сфере осуществления налогового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура налоговых  органов Российской Федерации.

2.1 Принципы построения  системы налоговой службы РФ

Жизнедеятельность любого государства  находится в прямой зависимости  от налоговых и иных поступлений  в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный  взнос, взимаемый с юридических  и физических лиц. Конституционная  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в  силу разных причин, допускают нарушения  налогового законодательства - от несвоевременной  уплаты налогов до уклонения от их уплаты.

Государственная налоговая  служба - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

Налоговыми органами в  Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его  подразделения в Российской Федерации.1

В связи с тем, что к  числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу  федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что  они обязаны вести борьбу с  нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ2 Налоговым кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов.[2] Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Таким образом, в Налоговом  кодексе впервые нашла закрепление  норма об обладании таможенными  органами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.

Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих  принципах:

1. Принцип единства.

Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для  обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие  единого контрольного органа. Налоговая  служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

В соответствии с п.п. «Н»  п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находится  установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится  установление федеральных экономических  служб1 .

По предметам совместного  ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  акты субъектов Российской Федерации.

2. Принцип независимости.

Независимость понимается, прежде всего, как независимость  от местных органов власти. Она  является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных  органов власти вводить местные  налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность  налоговых инспекций действовать  в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют  только те решения и постановления  по налоговым вопросам местных органов  власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных  им прав. Местные органы власти и  администрация не имеют права  изменять или отменять решения налоговых  органов, а также давать им оперативные  руководящие указания.

3. Принцип централизации.

Государственная налоговая  служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением  является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.

2.1. Иерархическая структура  налоговых органов России

Государственная заинтересованность в стабильном поступлении налогов  выражается в создании специальной  системы учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Реализация названной функции возложена на налоговые органы Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления, подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и  внебюджетные фонды налогов и  других обязательных платежей, а также  контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 7831 дополняет уже названные главные задачи, решение которых возложено на МНС России:

участие в выработке налоговой  политики и осуществление ее с  целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней  и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;

обеспечение межотраслевой  координации, государственного контроля и регулирования в области  производства и оборота этилового  спирта и алкогольной продукции.

МНС России, функции и  полномочия осуществляет непосредственно  и через свои территориальные  органы. При этом вышестоящие налоговые  органы правомочны отменять решения  нижестоящих налоговых органов  в случае их несоответствия Конституции  РФ и другим законам2 .

Единая , независимая , централизованная система налоговых органов включает в себя (рис.1):

Федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России);

Его территориальные органы:

Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам  Российской Федерации.

Межрегиональные инспекции  МНС России по налогам и сборам.

Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам.

Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам в  городах .

Инспекции МНС России по городам без районного деления.

Инспекции МНС России по налогам и сборам межрайонного уровня.

А также:

Подведомственные организации.

 
 


 

Рис. 1. Система органов  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам

Предусмотрена деятельность специализированной налоговой инспекции  МНС России по работе с крупнейшими  налогоплательщиками (постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98 г.); межрегиональной  налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков1 , межрегиональной государственной  инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса  и сферы услуг2 ; межрегиональной инспекции МНС Россия по контролю за алкогольной и табачной продукцией3

Для осуществления взаимодействия министерства с полномочными представителями  Президента Российской Федерации в  федеральных округах утверждены положение и типовая структура  межрегиональных инспекций МНС  России по федеральному округу (приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307). Налоговые  органы - юридические лица. Они имеют  самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях  банков, печати. Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: Министерству Российской Федерации  по налогам и сборам и его вышестоящим  органам. Структура Управлений по субъектам  федерации утверждается министерством. Министерством же определяются функции  структурных подразделений руководимых  налоговых органов.

Система налоговых органов  построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и  состоит из трех звеньев.

Основным элементом в  этой системе являются государственные  налоговые инспекции по районам, городам без районного деления  и районам в городах. Второе звено  включает в себя районные (городские) государственные налоговые инспекции.

Возглавляет систему налоговых  органов центральный аппарат  Государственной налоговой службы - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам.

Высшую ступеньку в  иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам, которая является правоприемником Государственной налоговой службы Российской Федерации. Его структурная схема состоит из департаментов по основным направлениям деятельности.

Структурные подразделения  центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

1.1 Департамент налоговой  политики

1.2 Департамент налогообложения  прибыли

1.3 Департамент косвенных  налогов

1.4 Департамент налогообложения  доходов и имущества физических  лиц

1.5 Департамент единого  социального налога

1.6 Департамент организации  налогового контроля

1.7 Департамент налогов  и сборов с алкогольной и  табачной продукции

1.8 Департамент учета налогоплательщиков

1.9 Департамент учета и  отчетности

1.10 Департамент анализа  и планирования налоговых поступлений

1.11 Департамент контроля  налоговых органов

1.12 Департамент информационных  технологий

1.13 Юридический департамент

1.14 Департамент кадровой  политики

1.15 Департамент финансового  обеспечения

1.16 Департамент материального  обеспечения и капитального строительства

1.17 Административно-контрольный  департамент

1.18 Управление ресурсных  платежей

1.19 Управление налогообложения  малого бизнеса

1.20 Управление международных  налоговых отношений

1.21 Управление по работе  с кредитными организациями

1.22 Управление по модернизации  налоговых органов

1.23 Управление международного  сотрудничества

1.24 Управление по информационной  политике

1.25 Управление налоговой  задолженности

1.26 Отдел телекоммуникаций

В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты изучают  и анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта ведут  разработку актуальных аспектов налоговой  политики, участвуют в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают  инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и  взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать участие в комплексных и тематических проверках территориальных налоговых инспекций. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков на действия должностных лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение к платежам налогов и сборам в бюджет и др.

Непосредственные задачи других подразделений центрального аппарата реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных  функций. К примеру, юридическое управление, которое состоит из отдела правового обеспечения налогообложения и отдела нормативных актов и контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных актов, издаваемых налоговой службой РФ, защищать права и законные интересы налоговой службы в судах, а также органах государственной власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство правовой работой в инспекциях, систематизировать правовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные подразделения Госналогслужбы, анализировать практику правовой работы на местах и т. д.

Информация о работе Налоговые органы РФ