Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Основу доходной части бюджета современного государства составляют налоги, именно они дают ему возможность осуществлять его функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выплачивать пенсии и иные пособия. Налоги - необходимый атрибут государства, история свидетельствует, что в качестве экономической и правовой категории они появились практически с момента его возникновения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………….. ……… .5
Понятие налоговых правонарушений…………………………….5
Понятие и сущность налоговой ответственности……………… .8
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………13
2.1. Налоговые правонарушения ответственность, за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ……………………………….13
2.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения в сфере налогообложения …………………………………………………………22
3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………26
3.1. Общие и специальные правонарушения………………………… 26
3.2. Административные правонарушения в сфере налогообложения32
3.3. Уголовные преступления в сфере налогообложения…………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………………………….42
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

БГУЭП курсовая 3 курс Налоговые правонарушения.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

1. Неправомерное несообщение  (несвоевременное сообщение)

 лицом сведений, которые  в соответствии с настоящим  Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные  повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

 Объектом правонарушения  является право государства в лице налоговых органов на информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, в том числе и контроля за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.

 Объективная сторона  может характеризоваться как  действием несвоевременное сообщение сведений, которые лицо должно сообщить, так и бездействием - несообщение таких сведений.

 Субъектами правонарушения  являются любые лица, обязанные  сообщать налоговым органам любые  сведения, необходимые для налогового  контроля. К таким органам относятся:

 а) органы, выдающие  лицензии, свидетельства и иные  подобные документы;

 б) органы, осуществляющие  регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;

 в) органы, осуществляющие  регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним;

 г) нотариусы, органы  ГИБДД и т.д.

 Субъективная сторона  выступает как в форме умысла, так и в форме неосторожности, что, однако, не влияет на размер  ответственности.

 В отдельную группу  правонарушений выделены нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные кредитными организациями (банками). Правонарушения данной группы объединяет не только субъективный состав, а их направленность — все они направлены против функционирования налоговой системы.

В данном параграфе рассмотрена ответственность за «неналоговые» правонарушения, такие как: неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи заведомо ложных показаний; отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или заведомо ложного перевода; неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Однако применение мер ответственности возможно только при наличии доказательств.  Объективная сторона правонарушений может состоять в активных действиях и в бездействиях. Субъективная сторона правонарушений предполагает наличие у виновного лица умысла. За правонарушения влечет взыскания в виде штрафа.

 

3. ВИДЫ  НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Исходя из налогового законодательства Российской Федерации, различают три вида налоговых правонарушений:

 

3.1. Общие и специальные правонарушения

 

Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на общие и специальные  налоговые правонарушения. К общим налоговым правонарушениям относятся правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, а также лиц, принимающих участие в налоговом контроле  экспертов, переводчиков, специалистов. Специальные налоговые правонарушения составляют правонарушения, совершенные банком (кредитными организациями);

 Частью первой Налогового  кодекса РФ эти налоговые правонарушения  выделены в самостоятельную группу  и заключены в главе 18 НК  РФ «Виды нарушений банком  обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Налоговые правонарушения рассматриваемого вида объединяет не столько единство субъекта этих нарушений (то, что нарушителями выступают  банки), сколько направленность этих правонарушений.

 Как уже упоминалось  выше, основной макроэкономической  ролью банков (и в целом банковской  системы) в национальном и мировом  хозяйстве является выполнение  функций финансового посредничества  между участниками хозяйственного оборота. Однамоментно с этим указанные хозяйствующие субъекты (организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели), как и сами банки, являются налогоплательщиками. Специфика общеэкономического статуса банков и их положения в системе национального хозяйства проявляется в данном случае в том, что в руках банков сосредоточены нити расчетных операций и взаимоотношений всех хозяйствующих субъектов - налогоплательщиков.

 Поэтому точность  и полнота соблюдения банками  норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности в части соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручения о перечислении налогов или сборов в бюджет имеют огромное значение и для эффективности функционирования налоговой системы страны.

 В противном случае (например, в случае массового совершения банками указанных выше противоправных деяний) налоговые органы страны просто утратят контроль над экономическими отношениями в стране (расчетами и операциями, совершаемыми налогоплательщиками) и не смогут исполнять свои функции. В этом случае, по образному выражению известного английского юриста А. Оперкента, «налоговые службы превратятся в огромного безглавого циклопа».

В настоящее время  Налоговым кодексом РФ предусмотрено 5 видов подлежащих наказанию противоправных деяний банков, так или иначе ведущих к нарушению нормального функционирования налоговой системы.

 В соответствии  с положениями главы 18 части  первой НК РФ в эту группу  налоговых правонарушений банков  отнесены следующие нарушения  законодательства о налогах и сборах:

  1. нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
  2. нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  3. неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  4. неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;
  5. непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.

 При этом напомним, что в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации банк и кредитная организация не одно и то же. Понятие «кредитная организация» значительно шире. В банковском праве помимо банков в объем этого понятия включаются также небанковские кредитные организации (к которым относятся, например, клиринговые палаты, расчетные центры, общества взаимного кредитования и т.д.).

 В свою очередь,  налоговое законодательство трактует  термин «банк» иначе - несколько шире. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации «банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации».

 Таким образом,  используемое в налоговом законодательстве  понятие «банк» охватывает все виды кредитных организаций (собственно банки, небанковские кредитные организации и филиалы иностранных банков), образованные и действующие на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

 Рассмотрим юридический  состав этой группы налоговых  правонарушений более подробно:

 Статья 132 НК РФ. «Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику»

1. Открытие банком  счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Несообщение банком  налоговому органу сведений об  открытии или закрытии счета  организацией или индивидуальным  предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Статья 133 НК РФ. «Нарушение срока исполнения поручения о  перечислении налога или сбора»

1. Нарушение банком  установленного настоящим Кодексом  срока исполнения поручения налогоплательщика  (плательщика сбора) или налогового  агента о перечислении налога  или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.»

 Объект правонарушения-финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

 Объективная сторона  правонарушения, это нарушение банком установленного законодательством срока исполнения поручения налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента о перечислении налога или сбора.

 В соответствии  с п. 2 ст. 60 НК РФ поручение на  перечисление налога или решение  о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения. Нарушение срока может быть допущено как умышленно, так и по неосторожности.

 Субъективная сторона  этого правонарушения - прямой умысел.

Статья 134 НК РФ. «Неисполнение  банком решения налогового органа о  приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента»

Исполнение банком при  наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

 Объект правонарушения  — финансовые интересы государства,  субъектов РФ и муниципальных  образований.

 Объективная сторона  правонарушения состоит в исполнении  банком (при наличии у него  решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента) поручения на перечисление средств другому лицу, если такое поручение не имеет установленного законодательством приоритета перед требованиями налогового органа об уплате недоимки по налогу.

 Субъективная сторона  правонарушения выражается в  умысле или неосторожности.

Статья 135 НК РФ. «Неисполнение  банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени»

1. Неправомерное неисполнение  банком в установленный настоящим  Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.

Статья 135.1 НК РФ. «Непредставление налоговым органам сведений о  финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка»

1. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Непредставление банками  по мотивированному запросу налогового  органа справок по операциям  и счетам организаций или граждан,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Таким образом, банки (кредитные  организации) – особые субъекты налогового правонарушения. С одной стороны, кредитные организации такие же налогоплательщики, как и другие юридические лица. С другой стороны, кредитные организации участвуют в системе национального хозяйства страны в роли финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами. Поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на них (кроме общих для всех налогоплательщиков обязанностей, по уплате установленных законом налогов)  специальные обязанности. Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена в гл. 18 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

3.2. Административные правонарушения в сфере налогообложения

Информация о работе Налоговые правонарушения