Аналитическая деятельность ГНИ
включает анализ динамики налоговых
платежей всеми категориями налогоплательщиков,
прогнозирование величины сбора
отдельных видов налогов, экономический
и статистический анализ хозяйственной
деятельности предприятий региона, определение
предприятий, подлежащих документальной
проверке, анализ налогового законодательства
и выработка рекомендаций по его усовершенствованию,
анализ деятельности территориальных
налоговых инспекций и др.
К внутриведомственным задачам относятся
задачи, обеспечивающие деятельность
аппарата ГНИ.
Для третьего уровня характерен
свой состав функциональных подсистем:
• регистрация предприятий;
• камеральная проверка;
• ведение лицевых
карточек предприятий;
• анализ состояния
предприятия;
• документальная
проверка;
• ведение нормативно-правовой
документации;
• внутриведомственные
задачи;
• обработка документов
физических лиц.
Подсистема регистрации предприятий
связана с функцией своевременного и полного
учета плательщиков налогов и платежей
в бюджет. Она содержит полную информацию
по всем налогоплательщикам как юридическим,
так и физическим лицам. При регистрации
или перерегистрации любого предприятия
все исходные данные о нем должны быть
зафиксированы и внесены в Госреестр.
Эти данные необходимы различным пользователям
— сотрудникам ГНИ. Налоговые органы используют
их как базовую информацию по каждому
налогоплательщику, поэтому они должны
быть занесены в компьютер и применяться
в других подсистемах, например, в камеральной
проверке или при ведении лицевых карточек
предприятий.
Подсистема камеральной проверки
связана с такими функциями,
как контроль за правильностью
и своевременностью представления
плательщиками бухгалтерских отчетов
и налоговых расчетов, отчетов и деклараций,
исчислением и уплатой налогов и других
платежей в бюджет. Подсистема необходима
для автоматизации процедур, связанных
с приемкой бухгалтерской отчетности
предприятий, а также налоговых расчетов.
В задачи этой подсистемы входят проверка
расчетов, увязка форм отчетности и налоговых
расчетов, вы-дача рекомендаций для проведения
документальных проверок. Подсистема
имеет внутренние связи с другими подсистемами,
такими, как регистрация предприятий,
ведение лицевых карточек предприятий,
документальная проверка и т.д.
Подсистема ведения лицевых карточек
предприятий связана с получением
данных о поступлении налогов в разрезе
налогоплательщиков и видов налогов, контролем
за своевременностью уплаты налогов в
бюджет, начислением пени, вычислением
сальдо по расчетам, выдачей любых справок
о недоимках и переплатах по предприятиям
и т.д. Подсистема анализа состояния
предприятий взаимосвязана с подсистемами
регистрации предприятий, а также камеральной
и документальной проверок, так как анализ
проводится на основании данных, полученных
как при регистрации предприятий, так
и при камеральной проверке. В результате
анализа определяется перечень предприятий,
которые имеют нарушения в порядке и сроках
представления основных документов, необходимых
для получения данных о налогах и других
платежах в бюджет и их оплате. На основании
этого формируется список предприятий,
подлежащих документальной проверке.
Подсистема документальной проверки
относится к контрольному виду
деятельности налоговых органов.
Она является одной из важнейших функциональных
подсистем, так как обеспечивает выполнение
не только функций, которые свойственны
другим функциональным подсистемам АИС
«Налог», но имеет и свои дополнительные
задачи, к которым можно отнести контроль
за правильностью реализации и исполнения
налогоплательщиками законодтельных
и иных распорядительных документов, выявление
нарушений этого законодательства, определение
санкций по фактам нарушений и т.д. Эта
подсистема связана практически со всеми
другими функциональными подсистемами
АИС «Налог».
Подсистема ведения нормативно-правовой
документации обеспечивает возможность
работы с законодательными актами, постановлениями,
указами, распоряжениями и другими документами,
издаваемыми Правительством РФ, Государственной
налоговой службой и другими ведомствами.
На основе информации этой подсистемы
строится работа всех налоговых органов,
а соответственно и функционирование
остальных подсистем.
Подсистема внутриведомственных
задач включает в себя задачи,
связанные с делопроизводством,
кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим
снабжением и другими видами деятельности
налогового органа как отдельной организационной
структуры.
Подсистему обработки документов
физических лиц можно выделить в обособленную
часть функционального обеспечения, так
как она должна осуществлять контроль
и управление информацией по основным
видам налогов, собираемых с физических
лиц, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. Она как бы включает
в себя большинство задач, решаемых во
всех функциональных подсистемах, связанных
с обработкой информации по юридическим
лицам. Эта подсистема функционирует на
основе применения законодательных актов,
позволяющих налоговой службе осуществлять
контроль за правильностью исчисления
подоходного налога, налога на имущество
физических лиц, земельного налога и других
налогов. В подсистеме рассчитываются
суммы налогов, ведутся лицевые счета,
печатаются извещения о суммах начисленных
налогов, составляются различные бухгалтерские
отчеты.
Рассмотрим порядок реализации
задач основных подсистем функциональной
части АИС «Налог» на примере низового
уровня – налоговых инспекций городов
и районов – в части работы с юридическими
лицами.
Обработка информации начинается
с учета и регистрации налогоплательщиков,
которые осуществляются юридической службой
налоговой инспекции. Эта служба руководствуется
в своей деятельности нормативно-правовой
базой, принимает от налогоплательщика
все необходимые регистрационные документы,
на основе которых создается база данных,
содержащая всю информацию о налогоплательщике,
и присваивает налогоплательщику уникальный
регистрационный номер. Таким образом,
создается «электронная папка» на налогоплательщика.
Информация, содержащаяся в ней, используется
всеми другими структурными подразделениями
налоговой инспекции, а соответственно
информация, формируемая в подсистеме
«Регистрация предприятий», используется
другими функциональными подсистемами
АИС «Налог». Прежде всего, потребителем
этой информации является подсистема
«Камеральная проверка». Для решения задач
камеральной проверки служба налоговых
инспекторов собирает в установленные
законодательством сроки отчетные документы
от налогоплательщиков. Так, основными
документами являются баланс предприятия,
отчет о прибылях и убытках, приложения
к балансу, расчеты по налогу на прибыль,
НДС, налогу на имущество предприятий
и другие налоговые расчеты. Камеральная
проверка заключается в определении правильности
заполнения бухгалтерской отчетности,
исчисления сумм налогов, точности заполнения
форм. Для этого данные отчетности, представленной
налогоплательщиком, вводятся в компьютер,
и происходит пополнение «электронной
папки» налогоплательщика новой информацией,
позволяющей отслеживать основные показатели
результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в различные
периоды. Решение задач камеральной проверки
связано с использованием не только данных,
сформированных в подсистеме «Регистрация
предприятий», но и нормативно-справочной
информации по организационно-правовым
формам, ставкам налогов, срокам платежей,
различным льготам по налогам и другой
информации, создаваемой в подсистеме
«Ведение нормативно-правовой документации».
Использование компьютерной технологии
позволяет отслеживать динамику развития
предприятия, соблюдение им налогового
законодательства, выявлять нарушения
этого законодательства, начислять платежи
в бюджет и формировать перечень предприятий
для документальной проверки. В конечном
итоге информация, сформированная в этой
подсистеме, служит основой для решения
задач остальных функциональных подсистем,
связанных с обработкой данных по налогоплательщикам
— юридическим лицам. В первую очередь
это касается документальных проверок.
Документальные проверки проводятся службами
налоговых инспекций по предписаниям.
Целью документальной проверки является
выявление правильности и достоверности
организации и ведения бухгалтерского
учета на предприятиях, своевременности
и полноты уплаты налогов и других платежей
в бюджет, а также правильности применения
существующих льгот. Проверка проводится
по месту нахождения предприятий-налогоплательщиков.
Она предусматривает просмотр всей необходимой
документации предприятия, для того чтобы
достичь целей документальной проверки.
Использование компьютерной технологии
для решения задач документальной проверки
позволяет составить акт проверки, в котором
излагаются все нарушения налогового
законодательства и порядка организации
и ведения бухгалтерского учета на проверяемом
предприятии, в случае если они имеют место,
и произвести начисление штрафов и пеней
в соответствии с квалификацией нарушений.
Для этого должна быть предоставлена возможность
обращения к базам данных таких подсистем,
как «Регистрация предприятий», «Камеральная
проверка», «Ведение нормативно-правовой
документации». Информация, сформированная
в подсистеме «Документальная проверка»,
используется подсистемой «Ведение лицевых
карточек предприятий» для учета недоимки
или переплаты налогов, а также отражения
данных по примененным по акту проверки
санкциям. С помощью компьютера в подсистеме
«Ведение лицевых карточек предприятий»
выявляется сальдо расчетов предприятия
с бюджетом по каждому налогу. Данные по
каждому предприятию-налогоплательщику
о начисленных суммах налогов поступают
из подсистем камеральной и документальной
проверок. Из банков поступают сведения
об уплаченных налогах и зачислении денег
на соответствующий бюджетный счет. Сопоставление
начисленных и уплаченных сумм по конкретным
налогам и срокам позволяет определить
сальдо расчетов. В результате определяются
суммы недоимки или переплаты по всем
налогам и налоговым платежам в бюджет.
Если у налогоплательщика образовалась
переплата по одному из налогов, то она
может быть зачтена в счет предстоящих
платежей, учтена в счет погашения недоимки
по другим налогам или возвращена плательщику
на его расчетный счет. Эти операции производятся
на основании писем налогоплательщиков.
Если образовалась недоимка по каким-либо
налогам, то плательщик должен ее погасить
или эта сумма снимается с его расчетного
счета в бесспорном порядке по инкассовому
поручению.
Важной задачей в автоматизации
работы налоговой службы является
не только возложение на компьютер
задач контроля, обработки и хранения
информации по начислению и уплате различных
налогов, ведение нормативно-правовой
базы по налоговому законодательству,
формирование отчетности по налоговым
органам, но и создание автоматизированного
интерфейса с банками, таможенными органами
и другими внешними структурами. Это позволит
оперативно контролировать движение средств
налогоплательщиков и осуществлять операции
по их лицевым счетам. В настоящее время
ведутся работы по созданию таких автоматизированных
интерфейсов.
2.Организация
компьютерных информационных технологий
обработки налоговой информации.
2.1.Характеристика компьютерной
информационной технологии и процедуры
обработки налоговой информации.
АИС налоговых органов
строятся в соответствии со структурой
самих налоговых органов и
с учетом передовых компьютерных
информационных технологий (АИТ). В
качестве информационных ресурсов используются
данные, поступающие от налогоплательщиков
и АИС, формирующих налогооблагаемую
базу. Каждый ее элемент и уровень
имеет обширные внутренние и внешние
связи.
На федеральном уровне
определяется стратегия налоговой
системы, и решаются задачи аналитической,
контрольной, методической, правовой и
ревизионной деятельности. В рамках контрольной
деятельности, прежде всего, предусматривается
ведение Единого Государственного реестра
налогоплательщиков (ЕГРН).
Аналитическая - включает анализ
выполнения налогового законодательства,
определение динамики налоговых
платежей и прогнозирование величины
сборов по видам налогов.
Основная работа по учету
налогоплательщиков осуществляется на
региональном уровне в рамках районных
и городских налоговых инспекций
и соответствующих им АИС. Здесь
формируются основные базы налогообложения,
от полноты которых зависит величина
налоговых поступлений в бюджеты
всех уровней. Автоматизация в региональных
налоговых органах начинается с
момента регистрации налогоплательщиков
и постановки их на учет с последующим
приемом и обработкой отчетов, балансов,
данных по имуществу, земле, транспортным
средствам, расчетом налогов и выдачей
справок и платежных документов.
В АИС имеются программы документальной
проверки и контроля за поступлением
платежей, формирования деклараций о
доходах.
В зависимости от функций,
выполняемых налоговыми органами все
решаемые задачи сгруппированы в
функциональные подсистемы, состав которых
для каждого уровня свой. Алгоритм
расчетов как правило стандартизован,
т.к. регламентируется нормативными и
методическими материалами.
В АИС «НАЛОГ» предусмотрено
информационное взаимодействие региональных
органов с органами федерального
уровня, на котором формируется и
ведется единый государственный
реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как
уникальный информационный ресурс, ключевая
роль которого заключается в обеспечении
взаимосвязи всех информационных ресурсов,
характеризующих каждого налогоплательщика,
и определении полноты базы налогообложения.
Для управления ЕГРН и эффективного
его использования разрабатывается
и внедряется технология предоставления
услуг удаленного доступа с рабочего
места инспектора в форме интернет
- технологий (ИТ-услуг), которая уже
отрабатывалась в ФНС г.Москвы и
в центральном аппарате ФНС России.
Очевидно, что полный эффект может
быть получен при формировании ЕГРН
регионального уровня и ускорении
работ по приведению их информационных
ресурсов в соответствие с федеральным
ЕГРН, что и предусмотрено Решением
Совещания по вопросам информатизации
территориальных органов, а в
управлениях региональных налоговых
служб созданы подразделения
по созданию ЕГРН.
Концентрация информационных
ресурсов на местном, региональном и
федеральном уровне в составе
интегрированных баз данных (хранилищ)
АИС, функционирующих на основе единых
принципов, создает предпосылки создания
единого информационного пространства
ФНС России. На федеральном уровне эти
хранилища, под управлением единой программно-аппаратной
платформы HP9000/Unix/Oracle, обеспечат возможность
многомерной аналитической и статистической
обработки налоговой информации.
Одновременно силами Департамента
информационных технологий, отдела телекоммуникаций,
Управления по информационной политике
и ГНИВЦ ФНС РФ продолжается развитие
портала ФНС России и регионов
в сети Интернет с единым стандартизованным
интерфейсом. Ведется также работа
по техническому проектированию федерального
ЦОД.
Большое внимание в последние
годы уделяется расширению функциональных
возможностей системы телекоммуникаций
ФНС России, внедрению в регионах
электронного документооборота (СЭД -
регион) и электронной цифровой подписи
(ЭЦП). Одновременно разрабатывается
концепция комплексной защиты информации
в информационно - телекоммуникационной
системе ФНС России.
Операционные системы, построенные
на технологии Windows NT (Windows NT, Windows 2000/2007,
Windows XP), создают на каждого пользователя
отдельные профили. В них записывается
“личная” информация пользователя (оформление
рабочего стола, меню, индивидуальные
настройки программ и т.п.). Эта
информация доступна только владельцу
профиля. Кроме этого, существует профиль
“All Users” – Для всех пользователей.
В него записывается информация, которая
должна быть доступна ВСЕМ пользователям
данного компьютера.