4.Права,
обязанности и
ответственность
налогового органа.
Права
налоговых органов определены ст.
31 Налогового кодекса РФ.
Для
осуществления эффективного налогового
контроля налоговые органы должны обладать
достаточно широкими правами и полномочиями.
Налоговые
органы, прежде всего, должны иметь
возможность осуществлять учет налогоплательщиков
и имущества, подлежащего налогообложению,
контролировать правильность исчисления
и уплаты налогов, получать необходимую
для этого информацию и проверять эту
информацию у себя или с выездом к налогоплательщику.
В
то же время при неисполнении или ненадлежащем
исполнении налогоплательщиком своих
обязанностей налоговые органы должны
иметь возможность применить предписанные
законом меры для обеспечения исполнения
этих обязанностей, включая принудительное
взыскание налогов, либо иначе выступать
в защиту интересов государства.
Налоговые
органы вправе требовать от налогоплательщика
документы по формам, установленным
государственными органами и органами
местного самоуправления, являющиеся
основанием для исчисления и уплаты
налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления
и своевременность уплаты налога. Все
документы и сведения, связанные с исчисление
и уплатой налогов, должны быть доступны
налоговым органам, включая и сведения,
составляющие коммерческую тайну.
К
вышеперечисленным полномочиям
тесно примыкают права налоговых
органов по осуществлению налогового
контроля, получению необходимой
информации и закреплению доказательств
при обнаружении признаков налоговых
правонарушений или уголовных преступлений.
Налоговые
органы могут:
- осматривать
(обследовать) любые используемые для
извлечения дохода либо связанные с содержанием
объектов налогообложения производственные,
складские, торговые и иные помещения
и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества;
- изымать
по акту (проводить выемку) при проведении
налоговых проверок документы, свидетельствующие
о совершении налоговых правонарушений,
в случае, когда есть достаточно оснований
полагать, что документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены;
- привлекать
для проведения налогового контроля специалистов,
экспертов и переводчиков;
- вызывать
на основании письменного уведомления
в налоговые органы налогоплательщиков
и иных обязанных лиц (плательщиков сборов
и налоговых агентов) для дачи пояснений
в связи с уплатой ими налогов, либо в связи
с налоговой проверкой, а также в иных
случаях, связанных с исполнением ими
законодательства о налогах и сборах;
- вызывать
в качестве свидетеля лиц, которым могут
быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения налогового
контроля.
Если
у налоговых органов есть основание
полагать, что те или иные лица обладают
необходимой информацией о поверяемом
налогоплательщике, они могут не
только вызвать лиц в качестве
свидетелей, но и в соответствии со
ст.87 Налогового кодекса РФ истребовать
у них документы, относящиеся к деятельности
проверяемого налогоплательщика.
В
случае отказа налогоплательщика допустить
должностных лиц налогового органа
к осмотру производственных, складских,
торговых помещений и территорий, используемых
для извлечения доходов или связанных
с содержанием объектов налогообложения,
либо непредставления налоговым органам
необходимых для расчетов налогов
документов, либо у него отсутствует учет
доходов и расходов или объектов налогообложения,
что не позволяет точно исчислить налоги,
то налоговые органы вправе самостоятельно
определить налогоплательщику подлежащие
уплате суммы налога. При этом налоговые
органы должны произвести соответствующие
расчеты на основании имеющейся у них
информации о налогоплательщике, а также
данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Кроме
того, налоговые органы имеют право:
- требовать
от налогоплательщиков и иных обязанных
лиц (налоговых агентов, представителей
налогоплательщиков) устранения выявленных
нарушений законодательства о налогах
и сборах и контролировать выполнение
указанных требований;
- требовать
от банков документы, подтверждающие исполнение
платежных поручений налогоплательщиков
и иных обязанных лиц, инкассовых поручений
(распоряжений) налоговых органов о списании
со счетов налогоплательщиков и иных обязанных
лиц сумм налогов и санкций за налоговые
правонарушения;
- создавать
налоговые посты в порядке, установленном
Налоговым кодексом РФ;
- предъявлять
в суды общей юрисдикции или арбитражные
суды иски;
- взыскивать
налоговые санкции с лиц, допустивших
нарушения законодательства о налогах
и сборах;
- признавать
недействительной государственную регистрацию
юридического лица или государственную
регистрацию физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя;
- ликвидировать
организации любой организационно-правовой
формы по основаниям, установленным законодательством
Российской Федерации;
- досрочно
расторгать договоры о налоговом кредите
и об инвестиционном налоговом кредите;
- взыскивать
задолженности по налогам, сборам, соответствующим
пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные
фонды), числящиеся более трех месяцев
за организациями, являющимися в соответствии
с гражданским законодательством Российской
Федерации зависимыми (дочерними) обществами,
с соответствующих основных (преобладающих,
участвующих) обществ, когда на счета последних
в банках поступает выручка за реализуемые
товары (работы, услуги) зависимых (дочерних)
обществ, а также за организациями, являющимися
в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации основными обществами
(товариществами), с зависимых обществ,
когда на их счетах в банках поступает
выручка за реализуемые товары (работы,
услуги) основных обществ (товариществ).
ФНС
России осуществляет свои полномочия
как непосредственно, так и через территориальные
налоговые органы, которые осуществляют
функции уполномоченного органа на основании
доверенностей, выданных в установленном
порядке.
В
соответствии со статьёй 32 НК РФ «Обязанности
налоговых органов» налоговые органы
обязаны:
- соблюдать
законодательство о налогах и сборах;
- осуществлять
контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых
актов;
- вести в установленном
порядке учет организаций и физических
лиц;
- бесплатно
информировать (в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков о действующих
налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах,
порядке исчисления и уплаты налогов
и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц, а также предоставлять формы налоговой
отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
- осуществлять
возврат или зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов,
пеней и штрафов в порядке, предусмотренном
НК РФ;
- соблюдать
налоговую тайну;
- направлять
налогоплательщику или налоговому
агенту копии акта налоговой проверки
и решения налогового органа, а также в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
налоговое уведомление и требование об
уплате налога и сбора.
- Представлять
налогоплательщику, плательщику сбора
или налоговому агенту по его запросу
справки о состоянии расчетов указанного
лица по налогам, сборам, пеням и штрафам
на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая
справка представляется в течение
пяти дней со дня поступления в
налоговый орган соответствующего
письменного запроса налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового
органа.
Налоговые
органы несут также другие обязанности,
предусмотренные НК РФ и иными федеральными
законами.
Налоговые
органы при выявлении обстоятельств,
позволяющих предполагать совершение
нарушения законодательства о налогах
и сборах, содержащего признаки преступления,
обязаны в десятидневный срок со дня выявления
указанных обстоятельств направить материалы
в органы внутренних дел для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела.
Налоговые
органы несут ответственность за
убытки, причиненные налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым агентам
вследствие своих неправомерных действий
(решений) или бездействия, а равно неправомерных
действий (решений) или бездействия должностных
лиц и других работников указанных органов
при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные
налогоплательщикам, плательщикам сборов
и налоговым агентам убытки возмещаются
за счет федерального бюджета в порядке,
предусмотренном Налоговым Кодексом и
иными федеральными законами.
За
неправомерные действия или бездействие
должностные лица и другие работники
органов, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
5 .
Информационная система
налогового администрирования.
Современная
система управления может эффективно
функционировать только при наличии
достаточного информационного обеспечения.
Интегрированный информационный источник
системы управления - учетно-аналитическая
информация, позволяющая оценить финансовые
возможности, принять эффективные управленческие
решения при достижении целей управления.
Учетно-аналитическая
информация, используемая в налоговом
администрировании, может быть разделена
по способу получения на:
- Информацию,
собираемую самой налоговой инспекцией
в ходе контрольной работы;
- Информацию,
поступающую из сторонних источников.
Налоговые
органы имеют право: получать от банков
по мотивированному запросу справки по
операциям и счетам организаций и граждан,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность; проводить встречные проверки,
если при проведении камеральных и выездных
налоговых проверок возникает необходимость
получения информации о деятельности
налогоплательщика, связанной с иными
лицами. Информация, поступающая от сторонних
организаций, весьма объемна и разнообразна
и сама может быть классифицирована по
нескольким признакам.
Так,
по источникам информации можно выделить
информацию, поступающую:
- от налогоплательщиков;
- налоговых
агентов;
- сборщиков
налогов;
- банков и
органов казначейства;
- органов власти
и управления;
- других налоговых
органов;
- других источников.
По
периодичности поступления информацию,
представляемую сторонними источниками,
можно разделить на периодическую и нерегулярную.
Периодическая информация, может быть
разделена в зависимости от частоты поступления:
- на ежемесячную
- ежеквартальную
- годовую.
К
информации, поступающей нерегулярно,
можно отнести банковские документы
на уплату налогов, информацию об открытии
счетов в банках, о сделках с недвижимым
имуществом и многие другие сведения.
Учетно-аналитическая
информация внутреннего характера
формируется в системе налогового
администрирования в результате
функционирования всех элементов системы:
налогового планирования, налогового
контроля, налогового регулирования и
особенно налогового учета.
В
схеме учетно-аналитических работ
следует выделить четыре блока систематизации
информации:
Первый
блок – учет налогоплательщиков. На этом
участке налоговые органы получают первичную
информацию о налогоплательщиках и включают
их в свою базу данных.
Второй
блок – учет данных камеральных и выездных
налоговых проверок. В ходе работы отделы
инспекции, осуществляющие камеральную
проверку налоговой отчетности юридических
лиц, получают от плательщика:
- налоговые
декларации;
- бухгалтерский
баланс и приложения к нему;
- сведения
об учетной политике предприятия;
- сведения
о смене должностных лиц предприятия;
- актуальную
информацию о счетах плательщика в банках;
- актуальную
информацию о сфере деятельности плательщика;
- документы,
подтверждающие право плательщика на
использование заявленных в налоговых
декларациях льгот по налогам;
- пояснительные
записки и объяснения должностных лиц
предприятия по вопросам его хозяйственной
деятельности.
В
подавляющем большинстве случаев
информация представляется в инспекцию
на бумажных носителях, но некоторые
налогоплательщики представляют информацию
и на электронных носителях. Информация
по результатам проведенных проверок
систематизируется службами налоговых
органов для отражения в системе внутренней
отчетности.