Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа
Налоговое администрирование — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью обшей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.
Введение 3
1. Налоговый процесс 5
1.1. Понятие налогового процесса: его субъекты и объекты. 5
1.2. Составные звенья налогового процесса. 7
2. Цели и функции налогового администрирования. 9
3. Развитие форм и методов налогового администрирования. 11
3.1. Основные функции налогового администрирования. 12
3.2. Вспомогательные функции налогового администрирования. 13
3.3. Основные различия между методиками оценки эффективности деятельности налоговых органов. 16
4. Порядок и формы организации работы налоговых органов в США и Германии. 17
5. Особенности управления налоговой системы в РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Если же говорить о криминальной или незаконной деятельности, то среди 31 пункта льгот, перечисленных в ст. 217 НК РФ, наиболее близким можно привести п. 16, согласно которому от налогообложения освобождаются «доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования». Кажется, под этот пункт могли бы быть подведены, например, цыгане, занимающиеся мошенничеством и торговлей наркотиками. Однако, в этом же пункте есть две оговорки, ограничивающие его применение. Первая – говорит о «народах Севера», которая только с некоторой натяжкой может быть применена к цыганам, а вторая констатирует, что такие «родовые, семейные общины» должны быть зарегистрированы «в установленном порядке» (что, наверное, тоже преодолимо в современной России).
Фактически
же, независимо от принятой законом
«нейтральности» налогового права,
в РФ действует четкое разделение
прав на налогообложение между
Во всех развитых странах, как уже отмечалось, совершенно другая позиция по отношению к налогообложению доходов от преступной деятельности, и в этих странах преступников, нередко, если не удается доказать их прямое участие в совершении преступлений, отправляют за решетку по обвинениям в отмывании преступных доходов и в неуплате с них налогов. Более того, так там поступают не только в отношении своих преступников, но и в отношении граждан других стран. Например, в США по таким обвинениям уже отправлены в тюрьмы ряд граждан России и Украины – причем, одним из обстоятельств, способствовавших их задержанию и обвинению, было то, что они не смогли представить справки об уплате, соответственно, российских и украинских налогов с переведенных ими в США капиталов.
Кроме того,
в России и работа по борьбе с
налоговыми правонарушениями пока ведется
разрозненно: МНС, ГТК, МВД, прокуратура,
и т.д. Отсутствует единая база данных
по налоговым нарушениям (и нарушителям),
расследования по конкретным делам
ведутся разрозненно и
Фактически
– хотя и в противоречии с законом
– в стране существует режим налогового
иммунитета для коррупционеров (общий
годовой доход, по оценке, более 35 млрд.
дол. США), для преступного мира (годовые
доходы в десятки миллиардов долларов
США), для рабочих, бизнесменов и
преступников из стран СНГ (годовые
обороты во многие миллиарды долларов
США), легально и сознательно правительство
предоставляет налоговый
Поэтому
назрела коренная перестройка работы
в этом направлении. Необходима перестройка
организационной структуры, переход
к тесной координации работы как
внутри РФ, так и с ведомствами
других стран, пересмотр и уточнение
соответствующих положений
Если
обратиться к опыту развитых стран,
то в этих странах система
Единственным исключением является прибыль акционерных компаний, которая должна быть удостоверена независимым аудитором. Но и в этом случае у налоговых органов есть право, при наличии определенных обстоятельств, не согласиться с определением аудитора и предложить свой расчет облагаемого дохода компании.
Вышеуказанная нейтральность действует и в отношении незаконной утраты объекта обложения – но с определенными ограничениями. Так, факт утраты имущественного объекта (например, кража автомобиля) освобождает его собственника от уплаты налога по этому объекту, но факт утраты дохода дает право на отмену налога только при условии, что налогоплательщик реально не получал этого дохода (например, неполучение начисленной зарплаты, дивидендов, процентов по причине банкротства предприятия или банка). Если же доход был утрачен, уже побывав «в руках» налогоплательщика (или на его счете в банке), то налоговые органы могут признать этот факт лишь как основание для списания на расходы (убытки) при расчете суммы облагаемого дохода за отчетный период или учесть этот убыток при налогообложении дохода в последующие периоды. Однако, факт потери дохода (убытка) по понятным причинам не может приниматься налоговыми органами на основании простого заявления налогоплательщика (как факт получения дохода), для перевода его в разряд признаваемых расходов необходимы некоторые доказательства и само такое признание ограничено целым рядом условий и лимитов.
Например, зачет даже признанных убытков (потерь) ограничено периодом не более двух-трех лет (прошлом и будущем), убытки от фондовых операций на бирже могут списываться только с аналогичных доходов от таких же биржевых операций, и т.д. Выплаченные взятки (как «плата за услуги») могут списываться на расходы с полученного дохода только при условии, что, во-первых, налоговому органу будет убедительно показано, что выплата взяток принята, обычна и необходима для того рода деятельности, которым занимается налогоплательщик, и, во-вторых, налоговому органу будет представлена вся необходимая информация о сумме, месте и условиях взятки и о личности его получателя (в объеме, необходимом для привлечения ее получателя к соответствующему налогообложению).
Такие принципиальные
отличия, между Россией и другими
развитыми странами, в отношении
налогообложения доходов от преступной
деятельности препятствуют и надлежащему
применению соответствующих положений
подписанных и давно
При этом
следует отметить, что среди развитых
стран наиболее широкое сотрудничество
имеет место именно в отношении
преступлений, связанных с налогами.
Это связано, во-первых, с тем, что
интересы государств наиболее близки
именно в сфере борьбы против уклонения
от налогов – и каждая страна
при этом знает, что если она не
будет оказывать помощь своим
соседям и партнерам, то она встречно
лишится необходимой поддержки
в осуществлении мер налогового
контроля в отношении своих
При этом
следует еще раз подчеркнуть,
что в формальном смысле налоговое
законодательство РФ дает все основания
для аналогичных практических действий
и со стороны российских властей
(и, наоборот, в нем нет никаких
оснований для налоговых
На самом
деле, и внутренним правом всех развитых
стран, и соответствующими статьями
их налоговых соглашений однозначно
и категорически установлено, что,
«если какая-то информация считается
конфиденциальной по закону передающего
государства, то она должна оставаться
такой и для получающего ее
государства и ее использование
должно быть ограничено только лицами
и органами (включая суды), занимающимися
начислением или взиманием
Современная система налогового администрирования переживает сейчас в России период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности и их, в целом, можно разбить на три группы.
Первую группу составляют трудности
в налаживании налогового администрирования,
непосредственно связанные с
пробелами и недоработками в
общих принципах налогового права.
К ним, в частности, относятся
определения понятий «дохода», «недвижимого
имущества», «прибыли», «предприятий»,
«предпринимателя», «постоянного делового
учреждения» и других; определение
ответственности
Ко второй группе относятся трудности, вытекающие из недостатков в формулировках и режимах налоговых законов, регулирующих применение конкретных налогов. Среди них следует выделить особенно законы (главы НК РФ), регулирующие налоги на доходы и имущество физических лиц и НДС.
В третью группу входят трудности, связанные
с конкретными недостатками в
работе налоговых органов: в управлении
и организационной структуре
налоговых органов, в отношениях
между вышестоящими и нижестоящими
налоговыми органами, в отношениях
налоговых органов с органами
власти соответствующих
Успешное осуществление
В этих целях в целом уже подготовлена
и реализуется специальная
Информация о работе Формы и методы налогового администрирования