Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

5) в законодательстве  недостаточно проработаны вопросы  налогообложения природных ресурсов. В частности, в налоговом законодательстве  РФ не проработан вопрос обложения  налогом природной ренты, за  счет которой предприниматели  получают колоссальные прибыли.  Хотя природные ресурсы и являются  общим достоянием народа, но ввиду  отсутствия закона о природной  ренте народ не получает никакого  дохода за счет эксплуатации  природных богатств.

6) необоснованно  высокие размеры санкций за  налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка на учет в налогом органе влечет за собой штрафные санкции в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяце по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40 % от суммы неуплаты налога и так далее.

7) необоснованное  большое количество налогов и  сборов - при этом многие налоги  по своему назначению сходны, и их можно объединить в  группы по сходным признакам  или в конечном счете заменить одним налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.

8) взимание одновременно  нескольких видов налогов с  одного объекта налога. Например, с товара, продаваемого на рынке,  взимается и НДС, и акциз.  Их природа одна и та же, но налог взимается дважды, что  противоречит принципу двойного  налогообложения.

9) необоснованность  достаточно высоких налоговых  ставок на отдельные виды налогов  и сборов.

10) необоснованность  введения и взимания НДС со  всех видов товаров, работ и  услуг с достаточно большой  налоговой ставкой в 18 %. Например, покупка изделий из драгоценных  металлов не несет в себе  абсолютно никакой добавленной  стоимости.

11) бессистемность  и поспешность внесения изменений,  поправок, введения или отмены  новых видов налогов и сборов  характеризует налоговую систему  России как нестабильную, что  делает непредсказуемыми бюджеты,  негативно сказывается на инвестициях  в экономику и, следовательно,  на развитии социально-экономического  сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на  автотранспорт (ОСАГО) не дает  средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Нестабильность налогового законодательства оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарды рублей, что отрицательно сказалось на обеспеченности граждан, но никоим образом не привело к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога привело к отмене льгот, в том числе пенсионеров.

12) налоговая  система является сложной, противоречивой, запутанной, отягченной большим  числом налогов, сборов и платежей. Налоговая система страны характеризуется  серьезной асимметричностью. Она  не является нейтральной по  отношению к различным категориям  налогоплательщиков. Основную тяжесть  налогового бремени несут юридические  лица, в частности крупные предприятия,  вследствие меньшей возможности  уклонения от налогов, существующего  порядка уплаты налогов, усиленного  контроля налоговых органов. Налоговая  система России является одной  из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование  значительно дороже. Множественность  взимаемых налогов, сложная методика  определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот  не только удорожает стоимость  бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося  числа работников налоговых органов,  дополнительных расходов по компьютеризации  их деятельности. Кроме того, сложное  и постоянно меняющееся налоговое  законодательство определенным  образом дискриминирует права  налогоплательщиков, так как при  применении различных санкций  за нарушение налогового законодательства  не принимается во внимание  умышленность того или иного  нарушения закона (т.е. не делается  различий между ошибкой или  умышленным сокрытием или занижением  налогооблагаемого дохода).

13) налоговая  система РФ не имеет национальной  окраски, копирует западные модели, хотя и имеет свои отличительные  особенности:

- не обеспечивает  максимально благоприятный налоговый  режим для вложения инвестиций  в экономику не только частных  лиц, особенно российских инвесторов, но и государств-инвесторов в  целом;

- не исключает  из налогообложения капиталы, вложенные  в производство, и реинвестируемую  прибыль;

- стимулирует  уход субъектов налога от налогового  бремени, что приводит к снижению  социальных платежей и пополнению  внебюджетных фондов;

- из-за низких  доходов большинства населения  не происходит формирования среднего  класса налогоплательщиков, что  приводит к переводу налогов  на производственную сферу и  не способствует ее развитию;

- неправомерно  и неравномерно распределяется  налоговое бремя между законопослушными  и уклоняющимися от уплаты  налогов отдельными субъектами  налога;

- ежемесячная  и ежеквартальная система уплаты  налогов и сборов по большинству  видов платежей приводит к  "вымыванию" собственных оборотных  средств предприятий, особенно мелких, не давая им возможность развиться;

- противоречивость, сложность и запутанность многочисленных  инструкций, указаний и разъяснений  налоговой и таможенных служб усложняет работу финансовых и бухгалтерских служб предприятий;

- отсутствие  методик, программ и алгоритмов  расчетов налогов сводит на  нет процессы автоматизации планирования, сбора, обработки и хранения  налоговой информации;

- отсутствие  четко обозначенной налоговой  политики на всех уровнях власти, незавершенность и недостаточная  продуманность налоговой реформы  и налогового законодательства  привели к проблемам объективного планирования налоговых доводов на всех уровнях бюджетной системы.

Ряд положений  российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с  развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:

- неполного отнесения  на себестоимость расходов по  уплате процентов за банковский  кредит (лишь в пределах учетной  ставки), а также отнесения командировочных,  представительских и некоторых  других расходов на себестоимость  в пределах норм, установленных  правительством;

- применения  норм амортизации, лимитированных  государством и не соответствующих  экономической жизни основных  средств (т.е. учитывающих не  только физический, но и моральный  износ), что не позволяет обеспечить  своевременное восстановление основных  средств (применяемые в России  нормы амортизации в два-три  раза ниже норм, используемых  в странах с развитой рыночной  экономикой);

- игнорирования  инфляционного фактора при оценке  производственных запасов и основных  фондов для исчисления налогооблагаемой  прибыли;

- отсутствия  в российском законодательстве  основной концепции, согласно  которой налогообложению подлежит  прибыль, полученная в течение  всего срока существования юридического  лица, что позволяет покрывать  убытки за счет прибыли не  только последующих, но и прошлых  лет (с пересчетом налога, уплаченного  в предыдущие годы).

Особо следует  остановиться на проблеме налогового администрирования, поскольку в  данной области традиционно много  нареканий со стороны российского  и иностранного бизнеса. Правительство  рассматривает проект, предусматривающий введение четкой регламентации полномочий и действий налоговиков, в том числе порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установления максимального срока проведения проверок и ограничения их числа в течение одного года. Принятие такого закона отвечало бы интересам развития экономики и снижения трансакционных издержек всех экономических агентов, поскольку предсказуемость действий налоговых органов ощутимо влияет на формирование бизнес-рисков в сфере хозяйственной деятельности.

Налоговая система  нашей страны до сих пор остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом  количестве из года в год вносятся в действующие инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. До сих  пор так и не устоялась связка "налогоплательщик-государство", которую принято называть налоговым  администрированием. Она определяется взаимоотношением Министерства по налогам  и сборам и Министерства финансов - с одной стороны, и налогоплательщиками - с другой.

Одной из главных  проблем реформы отечественной  налоговой системы является то, что  в ней нет комплексности, изменения  зачастую фрагментарны, не учитывают  специфику российского хозяйства. При внесении изменений в налоговое  законодательство не прогнозируются последствия, которых можно ждать в других секторах экономики.

По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе  РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате  заработной платы через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой  экономики. 

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РФ

2.1 Анализ структуры  и динамики налоговых  доходов консолидированного  бюджета РФ

Прогноз поступлений  налога на добавленную стоимость  на период 2005-2009 гг. был получен на основании прогнозируемой МЭРТ РФ динамики базы налога. В качестве базы НДС  была выбрана разница объемов  валового внутреннего продукта и  сальдо торгового баланса.

Представленные  ниже оценки поступлений НДС при  фактическом налоговом законодательстве и планируемых изменениях налоговой  системы отражают фактический объем  поступлений налога в 2009 г. и прогнозируемые объемы поступлений налога с учетом снижения с 2005 г. базовой ставки НДС  с 20% до 18%. Оценка поступлений НДС  при установлении с 2004 г. единой ставки в 13% учитывает консолидированный  эффект увеличения налоговых поступлений  по операциям, облагаемым по 10%-й ставке, и снижения поступлений по операциям, облагаемых по базовой ставке 18%. Как видно из представленной ниже таблицы, в результате введения единой 13%-й ставки объем поступлений НДС в среднем сократится на 1,5 п.п. ВВП.

Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным  данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный  период 2008 года.

Общий объем  налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).

Поступление доходов  в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного  при разработке поправок в закон  о федеральном бюджете на 2009 год  и плановый период 2010 и 2011 годов. К  наиболее существенным факторам, оказавшим  негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение  мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.

В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина  России, обеспечили "другие федеральные  органы" - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших  за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование  денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке  Российской Федерации для учета  средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, в  сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам  в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.

Информация о работе Налоговая система