Активизация познавательной деятельности младших школьников процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность и структуру понятия “познавательная активность”.
Рассмотреть условия формирования познавательной активности.
Проанализировать уровни познавательной активности
Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения………………….............................6
Сущность и теоретические понятия «деятельность», «учебная деятельность», «познавательная деятельность»……..…..………………..6
Возрастные особенности младшего школьника …………………………..11
Методы и формы формирования познавательной деятельности младшего школьника……………..………………………………..……………………16
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности младших школьников……………………..……………..……...31
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной деятельности у младших школьников………………………………………………….………...31
2.2 Содержание по формированию познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения..…………………………………………….35
2.3 Сравнительный анализ полученных данных……………………………42
Выводы по второй главе………………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 105.76 Кб (Скачать файл)

 

На диаграмме 3 (рис.3) сравним данные начального и конечного этапов эксперимента.

 

Рис. 3 Диаграмма диагностики познавательной активности младших школьников на начальном  и конечном  этапах эксперимента.

Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента,  можно сделать выводы, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, а так же различные интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной активности у обучающихся начальных классов.

Согласно полученным результатам, можно сделать  выводы, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнить детям в ходе урока.

        Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые нами методы и приёмы в формирующем эксперименте эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников.

Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших  школьников экспериментального класса можно сделать вывод о том, что проведение опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику.

 

Выводы по второй главе

Проблема познавательной активности — одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на  более высокий уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до самого высокого уровня.

Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет ничего не делать.

Таким образом, интенсивному развитию познавательной активности способствует соблюдение ряда обязательных условий:

  • систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы;
  • разнообразие учебной деятельности при овладении новым материалом;

- индивидуальный подход к обучающимся.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Познавательная активность как педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.

Необходимо подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Понятие "познавательная активность" раскрывается через понятие "познавательная деятельность", а "деятельность" - через понятие "активность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему.

Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:

- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

- использовать  большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

-концентрировать внимание на главном в учебном материале;

  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

-избегать  перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа - 2004.-№ 5.-С.26-30.

2. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность  учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78.

3.Вайс В. Перспективное планирование воспитательной  работы в начальной школе // Воспитание  школьников. - 2005.- С.217.

4.Горенков  Е.М. Технологические особенности  совместной деятельности учителя  и учащихся в дидактической  системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С.44.

5.Демидова  С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 2005.-С.45.

6. Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 1998. – № 2. – С. 30–33, № 3. – С. 31–35, № 4. – С. 30–33.

7.Истомина  Н.Б. Методика обучения математике  в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. - М.: «Академия», 2004.- С.73

8.Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых  технологий для активизации познавательной  деятельности учащихся / А.Л.Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 80 – 84.

9.Коджаспирова  Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений – М. – Издат. центр «Академия», 2005. –С.425.

10.Кульбякина  Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике  преподавания математике // Начальная  школа. - 2004.–С.84;422

11.Метельский  И.В. Как поставить перед учащимися  учебную задачу // Начальная школа. - 2004.–С.87.

12.Педагогический  энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. С.– 528..

13.Подласый  И.П. Педагогика. Новый курс: учебник  для студентов педагогических  вузов: в 2 КН. – м.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2005.–С.20.

14.Программы  образовательных учреждений. Начальные  классы. В 2 ч. Ч. 1. Математика / М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2005.–С.66.

15.Педагогика: учебник для студентов педагогических  вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистый. М.: Пед. Общ. России, 2004.–С.140;312.

16.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003.–С.175.

17.Столяренко  Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные  пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. –С.75.

18.Смолеусова  Т.В. Этапы, методы и способы решения  задач // Начальная школа. -2003. - №12. -С.62-66.

19.Татьянченко  Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников. //Народное образование №8, 2003. - С.34

20.Тишук, Я.В. Особенности использования современных  педагогических технологий для  активизации познавательной деятельности  учащихся / Я.В.Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 185-190.

21. Шамова, Т.А. Активизация учения школьников.- М.; Педагогика, 1982г.

22.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности  учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971. –С.123

23.Юдачева  Т.В. Деятельность учителя по организации  домашней работы по математике// Нач.шк.,2004, №11.-С.34.

24.Эльконин  Д.Б. Психология игры. - М: Педагогика,1989.–С.231   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Активизация познавательной деятельности младших школьников процессе обучения