Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала – одна из основных проблем современной педагогической науки и практики.
Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения, установлением взаимосвязи успешности усвоения школьниками исторической науки как учебной дисциплины и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Исследование общей основы активизации познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического материала……………..6
Понятие «активизации познавательной деятельности»…………………6
Значение и роль познавательного интереса………………………………...8
Факторы, побуждающие к активности изучения…………………………12
Пути и условия активизации познавательной деятельности……………14
Глава 2 Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала…………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методики.docx

— 76.27 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 
 

Отечественной истории

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

 Соколова Александра Сергеевна

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

ИСГиПН

курс

3

группа

3112

   
 
 

050100.62 Педагогическое образование, профиль «История»


(код и наименование  направления подготовки/специальности)

 
     
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Теория и методика преподавания истории

 
     
 

На тему

Активизация познавательной деятельности

 
   

(наименование темы)

 
 

учащихся при изучении фактического материала

 
     
                 
 

Работа допущена к защите

       
     

(подпись руководителя)

 

(дата)

 
                 
                 
                 
 

Признать, что работа

     
 

выполнена и защищена с оценкой

     
         
         
 

Руководитель

Доцент, к.п.н.

     

Н.П. Овчинникова

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
 

Архангельск

 
 

2014

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Исследование общей основы активизации познавательной

деятельности учащихся при изучении фактического материала……………..6

    1. Понятие «активизации  познавательной деятельности»…………………6
    2. Значение и роль познавательного интереса………………………………...8
    3. Факторы, побуждающие к активности изучения…………………………12
    4. Пути и условия активизации познавательной деятельности……………14

Глава 2 Практическое использование различных  форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала…………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала – одна из основных проблем современной педагогической науки и практики.

Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения, установлением взаимосвязи успешности усвоения школьниками исторической науки как учебной дисциплины и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности.

При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении эффективности качества учебного процесса. На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, исследование акцентируется на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса к истории, сохраняются в связи с общественной значимостью этой науки и исходя из фактического и идеологического содержания курса этой дисциплины.

Объектом исследования является процесс обучения истории в основной школе.

Предметом исследования является активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

Цель исследования заключается в обосновании путей и условий активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала по дисциплине истории в общеобразовательной школе.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

 

  1. Анализ педагогической и методической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории.
  2. Изучение сущности понятия «активизация познавательной деятельности», его структуры и содержания.
  1. Раскрыть специфику познавательной деятельности школьников на уроках истории.

  1. Определить пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

 

Методологическую (научно-теоретическую) основу исследования составляют:

  1. психологическая и дидактическая теория активизации познавательной деятельности учащихся;
  2. Дидактические методы и приемы, стимулирующие активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории в общеобразовательной школе.

 

 Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может быть активизирована в процессе изучения фактического материала по дисциплине истории в общеобразовательной школе, если алгоритм операций мыслительной деятельности обеспечивается:

  1. комплексным применением игровых методов изучения фактического материала;
  2. использованием информационно-коммуникативных технологий на уроках истории;
  3. индивидуальным подходом к учащимся с учетом их познавательных возможностей и интересов.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, школьной документации, продуктов деятельности учащихся; обсервационные методы, в том числе включенное наблюдение; изучение, обобщение и использование педагогического опыта; апробация методических средств; опрос учителей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исследование общей основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

1.1 Понятие «активизации  познавательной деятельности».

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).  Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

В процессе приобретения учащимися знаний фактического материала важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Результативность обучения напрямую зависит от степени активности учащегося в этом процессе.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Харламов И.Ф. считает, что познавательная активность – "деятельностное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями". Следовательно, основными признаками познавательной активности являются проявление желания к познанию, активный процесс узнавания новых фактов, отношение к обучению как к чему-то ценному, привлекательному и, значит, интересному, предполагает высокую степень проявления самостоятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

      • готовность выполнять учебные задания;

      • стремление к самостоятельной деятельности;

      • сознательность выполнения заданий;

      • систематичность обучения;

      • стремление повысить свой личный уровень и другие.

Управление активностью учащихся традиционно называют «активизацией». «Активизацию» можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

По мнению многих исследователей (Щукина Г.И, Оконь В., Харламов И.Ф. и др.), в основе активизации процесса обучения лежит познавательный интерес, который определяется как интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке, как потребность, прошедшая мотивацию, сообщающая учебной деятельности занимательный характер.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

 

 

 1.2 Значение и роль познавательного интереса при изучении фактического материала

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения.

Познавательный интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, преходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

Критерии познавательного интереса – это те признаки,  по которым можно судить о наличии познавательного интереса у учащихся.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала