Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа
Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Таким образом,
в нашем исследовании мы получили
следующую картину
Сравнив
результаты по двум методикам, мы получили,
что высокий уровень адаптации
характерен для дошкольников, чью
семью характеризует
Для повышения уровня адаптации у дошкольников и коррекции детско-родительских отношений нами была разработана коррекционная программа.
Актуальность программы: Многие социальные проблемы современности, в том числе такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня – из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.
Время настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Основы успешности процесса социализации закладываются уже в раннем возрасте, проникая из атмосферы, в которой растет ребенок, в глубинные структуры его личности.
Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.
Цель
программы: Оптимизация детско-
Задачи программы:
Этапы построения программы:
1-й этап – подготовительный.
Цель – создать условия для ведения экспериментальной работы.
Задачи:
2-й этап – формирующий.
Цель – содействовать созданию целостной картины социально-психологического здоровья.
Задачи:
3-й этап – творческий.
Цель – содействовать сохранению и развитию обратной связи в системе детский сад – ребенок – семья.
Задачи:
Первый блок программы включал в себя комплекс следующих мероприятий:
1. Занятия с детьми «Уроки доброты».
2. Занятия
с родителями «Искусство
3. Семинар
для педагогов «Раскрытие
1. Занятия с детьми.
Слово «урок» было выбрано умышленно с целью создания позитивного образа понятия, которое в школьной жизни ребенка займет значительное место. Учитывая существующий стереотип, предлагается создание позитивно окрашенного образа урока как бесконечного и интересного открытия себя и мира, полного чудес и удивительных событий. Само по себе словосочетание «Уроки доброты» дает ребенку возможность на эмоциональном уровне установить подсознательную взаимосвязь между социально весомым словом «урок» как воплощением труда и словом «доброта» как проникновением в тайны истинного богатства человеческой природы.
Задачи «Уроков доброты»:
«Уроки доброты» рекомендуется проводить 2 раза в неделю в течении 6 месяцев. Особый ритуал его начала и окончания создает у детей настрой на рефлексивную, спонтанную деятельность. Каждый урок содержит двигательное, дыхательное упражнение, сказку, игру на сотрудничество и эмпатию, рисование. Символы-образы, являющиеся темой урока, открывают детям путешествие по миру чувств. В каждой группе можно сделать панно «Волшебная страна» – специальное цветовое поле, на котором размещены «Цветочки Доброты», сделанные детьми дома совместно с родителями. Это наглядное пособие, которое направлено на формирование эмпатии, обучение саморегуляции, анализу чувственного мира.
В конце
полугодия как итог занятий с
детьми рекомендуется провести фестиваль
Доброты с заключительным праздником
– балом Добрых волшебников. Цель
этого мероприятия – снятие психосоматического
напряжения, преодоление комплексов
в системе взрослый – ребенок,
раскрытие творческого
Работа
по программе предусматривает
2. Взаимодействие с родителями.
Встречи с родителями проводятся 1 раз в неделю. Каждая встреча может состоять из двух частей:
Рекомендуем к рассмотрению следующую проблематику:
Заключительным этапом работы должно стать родительское собрание накануне проведения фестиваля Доброты. Родителям можно предложить принять участие в трех проектах: «Машина времени», «Волшебная страна семьи», «Галерея добрых волшебников». В последний день фестиваля открывают выставку детско-родительских проектов.
Важным фактором, помогающим развить взаимодействие педагогического коллектива и родителей, должен стать ежемесячный выпуск газеты «Цветочек Доброты», в которой рассказывается о жизни детей в детском саду, о главных событиях педагогического процесса и многое другое.
3. Работа с педагогическим коллективом.
Рекомендуем провести три тематических семинара-практикума:
«Исследование
основ успешности ребенка» – знакомство
с методикой раскрытия
«Коррекция психофизического состояния детей средствами игротерапии»;
«Основы психосоматического здоровья ребенка» – анализ мониторинга здоровья детей.
В течение года необходимо проводить систематические методические встречи с воспитателями по поводу проведения уроков Доброты. К работе должен быть подключен психолог, что позволит осуществить индивидуальный подход как к детям, так и к их родителям.
Таким образом, данная программа должна способствовать укреплению психосоматического здоровья детей, улучшению социальной адаптации дошкольников, нормализации детско-родительских отношений, развитию творческой атмосферы в педагогическом коллективе ДОУ.
По окончании
коррекционных занятий нами была
проведена повторная
По методике Р. Жиля в сфере детско-родительских отношений мы получили, что несмотря на то, что большинство детей больше привязаны к матери (65%), у многих нормализовались взаимоотношения с отцом. Дети охотнее говорят об отце и делают больше выборов в процессе диагностики в его пользу (48%). Большее число детей стало оценивать родителей как родительскую чету (53%), что может свидетельствовать о единой позиции родителей в воспитании ребенка. Дети все еще предпочитают общение с бабушками и дедушками общению с братьями и сестрами (58% против 32%), но в целом, можно констатировать, что и взаимоотношения с братьями и сестрами у дошкольников нормализуются. Заметны позитивные изменения в отношениях к другу (подруге) (45% детей). Это вполне закономерно, если учесть, что стабилизируются отношения с близкими и повышается стремление к общению со сверстниками на фоне направленного воспитания в процессе коррекционных занятий коммуникативных способностей. Формированием коммуникативных навыков в процессе занятий и улучшением эмоционального фона в семье можно так же объяснить улучшение взаимоотношений детей и воспитателей (39%)(см. приложение 4).
При оценке
личностных особенностей нельзя не обратить
внимание на характер изменений в
проявлении такой характеристики, как
общительность. Стремление к общению
в больших группах детей
Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников