Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа
Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56
Полученные
данные подтвердили положительное
влияние разработанной
Высокий уровень адаптации – у 51% детей.
Средний уровень адаптации – у 39% детей.
Низкий уровень адаптации – 10% детей.
Повторная
диагностика с применением «
Такой стиль отношений как симбиоз выбирают 32% родителей. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущают тревогу за ребенка.
К стилю
отношений «авторитарная
По данным повторной диагностики в группе не выявлено родителей, выбирающих стиль общения с ребенком «маленький неудачник» и «отвержение».
Таким образом, можно констатировать, что:
Сравнив результаты по двум методикам, мы получили, что нормализация детско-родительских отношений положительно сказывается на уровне социальной адаптации дошкольников.
Вывод по второй главе
В данной главе определены основные понятия, необходимые для исследования, изучены типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности старших дошкольников, рассмотрен комплекс методик по этой теме и проведено эксперементальное исследование по выяявлению зависимости личности ребенка от условий внутрисемейного воспитания. Полученные результаты еще раз подчеркивают актуальность данной темы.
Таким образом, наша гипотеза о том, что детско-родительские отношения влияют на социальную адаптацию дошкольников подтвердилась.
Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит свою жизнь. Зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители.
Ребенку,
испытывающему постоянный змоциональный
дискомфорт и напряжение, необходима
помощь. Чем раньше родители поймут,
что отношения в семье
Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.
Гипотеза о том, что атмосфера семейных отношений является фактором становления личности ребенка, полностью подтвердилась в данной работе. Также, подтвердилось то, что от отношения к ребенку родителей и других членов семьи от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям
Итак, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению
авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С.
Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок
как самая чувствительная часть
социума подвержен
В последние
годы, как свидетельствуют
Основное влияние на уровень социальной адаптации дошкольников оказывает психологический микроклимат семьи.
Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.
Детско-родительские
отношения разными психологами
описывается весьма различными понятиями
и терминами, которые определяются
исходными теоретическими позициями
авторов. Вместе с тем, практически
во всех подходах можно усмотреть
исходную дихотомию, которая создает
двойственность или поляризацию
родительских отношений. С одной
стороны, главной характеристикой
родительского отношения
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Отношения
детей и родителей необходимо
рассматривать в контексте
В дошкольном
возрасте круг общения ребенка расширяется,
но родители еще продолжают играть
ведущую роль в развитии поведения
ребенка, его самосознания, в формировании
повседневных задач и долгосрочных
целей. В дошкольном возрасте, как
и в раннем, сохраняется эмоциональная
зависимость ребенка от взрослого.
Поведение взрослого постоянно
обусловливают активность поведения
и деятельности ребенка. Установлено,
что если взрослый расположен к ребенку,
радуется вместе с ним его успеху
и сопереживает неудачу, то ребенок
сохраняет хорошее
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Как показал
анализ литературных источников, существуют
различные подходы к пониманию
причин такого явления, как дезадаптация.
На социальную адаптацию дошкольников
большое влияние оказывают
Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и повышению уровня социальной адаптации дошкольников.
№ шкалы |
Название шкалы |
№ задания |
Общее кол-во заданий |
I |
Отношение к матери |
1-4,8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 |
20 |
II |
Отношение к отцу |
1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 |
20 |
III |
Отношение к матери и отцу вместе, как к родительской чете (родителям) |
1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 |
12 |
IV |
Отношение к братьям и сестрам |
2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 |
18 |
V |
Отношение к бабушке, дедушке и другим взрослым родственникам |
2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 |
16 |
VI |
Отношение к другу, подруге |
4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 |
14 |
VII |
Отношение к учителю, воспитателю |
5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 |
12 |
VIII |
Любознательность |
5, 26, 28, 29, 31, 32 |
6 |
IX |
Стремление к общению в |
4, 8, 7, 20, 22-24, 40 |
8 |
X |
Стремление к доминированию |
20-24, 39 |
6 |
XI |
Конфликтность, агрессивность |
22-25, 33-35, 37, 38 |
9 |
XII |
Реакция на фрустрацию |
25, 33-38 |
7 |
XIII |
Стремление к уединению, отгороженность |
7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42 |
18 |
Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников