Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа
Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.
ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое
училище » «Семейное воспитание и
его особенности» Реферат по педагогике
студента группы М-51 Салимова Юриса Галиулловича
2008 ПЛАН ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. СЕМЬЯ
- СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 2. аспекты
психологии о семье. 3. Воспитание детей
в различных по структуре семьях ГЛАВА
2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
1. Роль родителей в развитии ребенка 2.
ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Есть десятки, сотни профессий,
специальностей, работ: один строит железную
дорогу, другой возводит жилище, третий
выращивает хлеб, четвертый лечит людей,
пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная
- самая сложная и самая благородная работа,
единая для всех и в то же время своеобразная
и неповторимая в каждой семье, - это творение
человека. Отличительной чертой этой работы
является то, что человек находит в ней
ни с чем не сравнимое счастье.
Продолжая род человеческий,
отец, мать повторяют в ребенке самих себя,
и от того, насколько сознательным является
это повторение, зависит моральная ответственность
за человека, за его будущее. Каждое мгновение
той работы, которая называется воспитанием,
- это творение будущего и взгляд в будущее.
Воспитание детей - это отдача особых сил,
сил духовных. Человека мы создаем любовью
- любовью отца к матери и матери к отцу,
любовью отца и матери к людям, глубокой
верой в достоинство и красоту человека.
Прекрасные дети вырастают в тех семьях,
где мать и отец по - настоящему любят друг
друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Едва человек криком извещает
мир о своем рождении, начинаются его поступки,
начинается его поведение. Человек постепенно
открывает мир, познает его разумом и сердцем.
Он видит мать, улыбается ей и его первая
смутная мысль, если только можно ее назвать
мыслью, - это ощущение того, что мать (а
потом и отец) существуют для его радости,
для его счастья. Человек поднимается
на ноги, видит цветок и порхающую над
ним бабочку, видит яркую игрушку - и мама,
и папа радуются, когда он, ребенок, радуется…
Чем дальше, тем больше вступает в действие
закономерность: если поведение, поступки
маленького человека продолжают диктоваться
только его потребностями, человек вырастает
уродом. У него развиваются ненормальные,
повышенные требования к жизни и почти
всякое отсутствие требований к себе.
Гармоничное воспитание личности
возможно только при том условии, когда
к потребностям - первому, элементарному
и даже в какой - то мере примитивному побудителю
человеческих поступков, человеческого
поведения - присоединяется более сильный,
более тонкий, более мудрый побудитель
- долг. Собственно, человеческая жизнь
начинается с того момента, когда ребенок
уже делает не то, что хочется, а то, что
надо делать во имя общего блага. Дети,
начав свою жизнь вполне беспомощными
существами, так много получают от родителей,
что последние естественно порождают
в них чувства благодарности, любви и своего
рода гордости своими отцом и матерью.
Не только сам по себе уход, помощь, забота
родителей, но и участие, и ласка их играют
в этом роль. Дети, рано осиротевшие или
почему - либо лишившиеся отца или матери,
часто позже, в зрелые годы, чувствуют
горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях
памяти о родительской ласке, семейных
радостях, неиспытанных сыновних чувствах
и т.
п. Наоборот, испытавшие счастье,
которое дается сколько-нибудь хорошей
семейной жизнью, вспоминают, что они,
детьми, считали мать красавицей, необыкновенно
доброй, а отца - умным, умелым и т.п., хотя
в то время, когда вспоминают это, они могут
уже сказать, что в действительности мать
вовсе не была красавицей, а отец был не
более как неглупый человек. Эта иллюзия
детства свидетельствует о потребности
этого возраста, проявляющейся притом
очень рано, видеть в тех, кто им в это время
всех дороже, всевозможные качества, какие
их воображение может рисовать им.
Они всегда любят тех, кто любит
и уважает их родителей. И когда родители
действительно обладают крупными достоинствами
и детям приходится видеть выражения благодарности
или уважения к их родителям, это почти
всегда производит на них впечатление,
остающееся на всю жизнь и нередко определяющее
характер жизни и деятельности ребенка.
I. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Семья, с позиции социологов, представляет
собой малую социальную группу, основанную
на брачном союзе и кровном родстве, члены
которой связана общностью быта, взаимной
помощью, моральной ответственностью.
Этот древнейший институт человеческого
общества прошел сложный путь развития:
от родоплеменных форм общежития, до современный
форм семейных отношений.
Брак как устойчивый союз между
мужчиной и женщиной возник в родовом
обществе. Основа брачных отношений порождает
права и обязанности. Слово “брак” происходит
от русского слова “брать”. Семейный
союз может быть зарегистрированным или
незарегистрированным (фактическим). Брачные
отношения, регистрируемые государственными
учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания),
называются гражданскими; освещенные
религией - церковными.
Брак - явление историческое,
он прошел определенные стадии своего
развития - от полигамии к единобрачию.
Урбанизация изменила уклад и ритм жизни,
что повлекло за собой изменение и семейных
отношений. Городская семья, не обремененная
ведением большого хозяйства, ориентированная
на самостоятельность и независимость,
перешла в следующую фазу своего развития.
На смену патриархальной семье пришла
супружеская. Такую семью принято называть
нуклеарной (от лат.
ядро); в ее состав входят супруги
и их дети (3, с. 321). Слабая социальная защищенность,
материальные трудности, испытываемые
семьей в настоящее время, привели к сокращению
рождаемости в России и формированию нового
типа семьи - бездетной. По типу проживания
семья подразделяется на патрилокальную,
матрилокальную, неолокальную и унилокальную.
Рассмотрим каждую из этих форм.
Матрилокальный тип характеризуется
проживанием семьи в доме жены, где зятя
называли “примаком”. Длительный период
на Руси был распространен патрилокальный
тип, при котором жена после замужества
поселялась в доме мужа и нарекалась “невесткой”.
Нуклеарный тип брачных отношений находит
отражение в стремлении молодоженов жить
самостоятельно, отдельно от родителей
и других родственников. Такой тип семьи
называют неолокальным. Для современной
городской семьи характерным типом семейных
отношений можно считать унилокальный
тип, при котором супруги проживают там,
где есть возможность совместного проживания,
в том числе снимая жилье в наем.
емья - сложная многофункциональная
система, она выполняет ряд взаимосвязанных
функций. Функция семьи - это способ проявления
активности, жизнедеятельности ее членов.
К функциям следует отнести: экономическую,
хозяйственно-бытовую, рекреативную, или
психологическую, репродуктивную, воспитательную(6,с.31).
Социологи считают репродуктивную функцию
семьи главной общественной функцией,
в основе которой лежит инстинктивное
стремление человека к продолжению своего
рода. Но роль семьи не сводится к роли
“биологической” фабрики.
Выполняя эту функцию, семья
является ответственной за физическое,
психическое и интеллектуальное развитие
ребенка, она выступает своеобразным регулятором
рождаемости. В настоящее время демографы
отмечают снижение рождаемости в России.
Человек приобретает ценность для общества
только тогда, когда он становится личностью,
и становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно семья
с ее постоянным и естественным характером
воздействия призвана формировать черты
характера, убеждения, взгляды, мировоззрение
ребенка. Поэтому выделение воспитательной
функции семьи как основной имеет общественный
смысл.
Для каждого человека семья
выполняет эмоциональную и рекреативную
функции, защищающие человека от стрессовых
и экстремальных ситуаций. Уют и тепло
домашнего очага, реализация потребности
человека в доверительном и эмоциональном
общении, сочувствие, сопереживание, поддержка
- все это позволяет человеку быть более
стойким к условиям современной неспокойной
жизни. Сущность и содержание экономической
функции состоит в ведении не только общего
хозяйства, но и в экономической поддержке
детей и других членов семьи в период их
нетрудоспособности. В период социально-экономических
преобразований в обществе претерпевают
изменения и функции семьи. Ведущей в историческом
прошлом являлась экономическая функция
семьи, подчиняющая себе все остальные:
глава семьи - мужчина - был организатором
общего труда, дети рано включались в жизнь
взрослых.
Экономическая функция всецело
определяла воспитательную и репродуктивную
функции. В настоящее время экономическая
функция семьи не отмерла, но изменилась.
2. аспекты психологии о семье. Изменения
происходят и в отношениях мужчин и женщин
в семье. Их взаимоотношения, а также отношения
разных поколений, степеней родства, родителей
и детей разного пола и возраста не заданы
жестко их положением в семейном клане.
Теперь трудно выделить, кто
кого “главнее” и в семье. Изменяется
сам тип зависимости в семье людей друг
от друга. Социологи говорят о том, что
мужские и женские роли сейчас тяготеют
к симметрии, меняются представления о
том, как должны вести себя муж и жена.
Социологи отмечают тот факт, что семья
особо чувствительна ко всякого рода реформаторским
изменениям государственного масштаба,
например безработице, росту цен и т.д.
Все чаще говорится о возникновении
новых нетипичных проблем воспитательного
характера вследствие различных материальных
и психологических трудностей, переживаемых
семьей. Неуверенные в себе родители перестают
быть авторитетом и образцом для подражания
у своих детей. Авторитет матери меняется
в зависимости от сферы ее деятельности.
Подростки порой выполняют непрестижную,
неквалифицированную работу, но выгодную
в денежном отношении и их заработок может
приближаться к заработку родителей или
даже превышать его. Это один из факторов,
способствующих падению авторитета родителей
в глазах подростка.
У детей происходит смещение
в системе жизненных ценностей. Подобная
тенденция не только сокращает воспитательные
возможности семьи, но и приводит к снижению
интеллектуального потенциала общества.
Помимо падения рождаемости отмечается
и такой негативный факт в институте семьи,
как увеличение числа разводов. И как следствие,
наблюдаются отрицательные последствия
разводов: ухудшение воспитания детей,
увеличение случаев их психических заболеваний,
алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных
связей, ухудшение материального положения,
дисгармония воспроизводства населения.
При нарушении контактов с родителями
у детей возникают наиболее острые переживания,
поскольку для ребенка распад семьи - это
ломка устойчивой семейной структуры,
привычных отношений с родителями, конфликт
между привязанностью к отцу и матери.
Развод ставит перед ребенком
непосильные для его возраста задачи:
ориентацию в новой ролевой структуре
без ее прежней определенности, принятие
новых отношений с разведенными родителями.
Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи
плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,
внимания, расстройством сна. Развод порождает
у ребенка чувство одиночества, ощущение
собственной неполноценности. Развод
родителей автоматически переводит семью
в категорию "нетипичных", то есть
неполных, малообеспеченных, проблемных.
"Жизненные сценарии" нетипичных
семей похожи.
Если ребенок появляется на
свет с серьезными отклонениями в развитии
или заболеваниями, мать прекращает работать
и целиком посвящает себя ему. Дорогие
лекарства, визиты к врачу, специфическая
техника, одежда, питание - все это стоит
немалых денег, тем более, если есть и другие
дети, а вся семья существует на заработок
отца. В неполных семьях, после развода
или смерти супруга, второй (чаще мать)
вынужден "тащить" на себе весь дом,
"поднимать" свое дитя, заменять ему
обоих родителей. В многодетных семьях
также кто-либо из родителей жертвует
своей работой во имя детей. "Нетипичные"
семьи в нынешней экономической ситуации
фактически "повенчаны" с бедностью.
Проблемы одни: скудность бюджета,
как правило, один источник регулярных
доходов (зарплата работающего члена семьи),
потребность детей в повышенном внимании
со стороны родителей. Закономерно, что
полные семьи живут лучше неполных, "средние"
по размеру - лучше многодетных, здоровые
- лучше семей с детьми-инвалидами. Материальное
обеспечение остается одной из причин
семейной напряженности на протяжении
многих лет. За годы реформ кривая благосостояния
домохозяйств с детьми опускается все
ниже и все ближе к отметке "нищета".
С точки зрения специалистов, между наличием
детей в семье и бедностью существует
прямая связь, поскольку дети, как правило,
являются иждивенцами.
При этом, чем меньше сами дети
и чем больше их в семье, тем выше вероятность
бедности домохозяйства. Одними материальными
затруднениями, сколь бы то ни было острыми,
кризис российской семьи не исчерпывается.
Можно отметить несколько симптомов "болезни"
сегодняшней российской семьи: невротизм
детей, одиночество, неумение общаться,
разобщенность. И самое страшное, по мнению
психологов - отсутствие понимания между
детьми, родителями и стариками. Внутренние
коллизии оказывают на семью очень тяжелое
воздействие, иногда подталкивая ее к
распаду.
Ведь кроме необходимости пересиливать
"внешние обстоятельства", мириться
с тем, что твоя семья "нетипичная",
кроме отказа родителей и детей от многих
удовольствий и пр., такая семья испытывает
на себе воздействие и ряда других факторов,
многие из которых могут быть источниками
стрессовых ситуаций. Рассмотрим их на
примере трех видов проблемных семей.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определилитему исследования: « Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель данной курсовой работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала по теме.
На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.
Последние два
десятилетия психологи и педаго
Объектом нашего исследования является
процесс эстетического воспитания детей
дошкольного возраста, а предметомдекоративно-
Исходя из актуальности темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в изучении теоретического материала, что в свою очередь определяет постановку следующих задач:
- Раскрыть понятие эстетическое воспитание;
- Критерии эстетической воспитанности;
- Формы и
методы эстетического
- Раскрыть понятие и классификацию ДПИ;
- Изучить педагогический опыт по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами ДПИ;
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Эстетическое
воспитание: понятие, критерии
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).[13, 162].
Эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Стимулируя
интегральный способ общения с миром,
эстетическое воспитание учит ребёнка
на всех уровнях его природно-
В.Н. Шацкая ставит
перед эстетическим воспитанием
следующую цель: "Эстетическое воспитание
служит формированию… способности
активного эстетического
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах - изобразительном, декоративно-прикладном и др.
Условием и
средством эстетического воспит
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.[13, 167]
Эстетическое воспитание - необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.[6, 13].
Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы
задач дадут положительный
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:
· Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);
· Насыщенность быта произведениями искусства;
· Самостоятельная активная деятельность детей;
· Осуществления
индивидуального подхода к
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.
Ребенок рождается
в семье. Круг первоначального общения
его ограничен родителями и ближайшими
родственниками, ответственность которых
за формирование мира эстетических чувств
и представлений ребенка
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта -- чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 - летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота - дела рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.
Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).
С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.
Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.
С элементом
любования тесно связана общая
способность к глубокому
Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.
Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста